Мне посчастливилось пообщаться с невероятно интересными людьми: путешественниками, родителями, любителями приятно провести время. Супруги Алексей и Елена поведали мне о  профессии фотографа, фатализме и просто о жизненном пути.

Алексей, Елена, расскажите про сферы вашей деятельности.

В один момент жизни я для себя определил, что буду жить по принципу «хочу», а не «должен». И с того момента все встало на свои места. Я занимаюсь тем, что мне действительно интересно – я фотограф.

«Именно активного профессионального стажа уже больше 15 лет. Но был очень долгий период вхождения в профессию, потому что на такую деятельность люди, как правило, решаются не сразу. Когда человек решает что-то одно оставить и придти к другому, наверное, это не так просто» — присоединилась к ответу Елена.

Я родом из Прибалтики, город Калининград. До этого в России я почти не был, не говоря уже о жизни здесь, но скоро 3 года, как я живу и работаю в Саратове ( родной город супруги).

А кем вы хотели быть в детстве?

Как положено, будучи сыном военного летчика, я хотел стать космонавтом. До окончания школы я себя не видел нигде, кроме военного училища. Я за период детства настолько сильно привык к ассоциациям, что мужчина – это военная форма, что точно не определял свое будущее по- другому. Альтернативы не было совершенно никакой: только четко намеченный путь, что я буду поступать в Калининградское военное училище. И буквально за полгода до окончания школы, когда начался развал союза, развалилось и училище, следовательно, я никуда не поступил. И какими-то неведомыми путями, я сейчас и не вспомню детально как так получилось,  попал на юридический факультет. Цели поступления туда я так и не понял. Да и заканчивал я юрфак долго и сумбурно. С перерывом на армию, с двумя академами.

Помимо поступления в училище были еще какие-то интересы?

К сожалению, в то время, когда я рос, все было совершенно по-другому. Были, так скажем, штампы: мальчик должен быть спортсменом, а мне хотелось рисовать, мальчик должен уметь драться и т.д. В итоге я попал в секцию футбола и бокса. В общем, лет до 25 моя жизнь строилась по принципу «вопреки», поэтому из творчества была только Алла Пугачева и Высоцкий (улыбается)..

Конечно, сейчас время уже другое, и если хочешь воспитать своего ребенка счастливым человеком, дай ему возможность жить со своими интересами и желаниями.

Чем вам нравилось рисование?

Это очень сложный вопрос. Мне просто это очень сильно нравилось. По-другому никак я сказать не смогу. Потом это, конечно, ушло на задний план, потому что началась какая-то взрослая жизнь, бизнес и работа просто отодвинули это увлечение в сторону. Не буду вдаваться в подробности о тех временах, но  скажу, что жизнь разными путями начинала  выталкивать меня в творчество.

А как вы в итоге пришли к фотографиям?

Жизнь всегда расставит все на свои места — так было и со мной. Все, чем я занимался, всегда, в той или иной степени, выходило на творчество. Когда под конец 90-х был кризис, и я по факту остался без всего, уехал в Москву, жизнь начала подбрасывать мне контакты с удивительными людьми, которые так или иначе выводили меня в творческую тусовку. Это, наверное, фатализм своего рода. Человек либо воспринимает то, что дает ему жизнь, либо не воспринимает  и становится несчастливым. Все начинается с ответа на вопрос «а что ты любишь». Именно это начало, отправная точка, но ответ на этот вопрос дать крайне сложно. Мне повезло.

С чего начиналась ваша профессия фотографа?

Первая работа была ассистентом по нарезке фото для Московского журнала «Vogue». Конечно, работая, я много учился — это была потрясающую возможность получить практики много и сразу. Длилось это, наверное, около года, а потом все стало складываться совершенно по-другому. Вся модная индустрия —  направление закрытое и очень клановое. Когда ты мальчик из села, тебя поддержат и по плечу похлопают. Когда ты вырастаешь, то все двери стремительно начинают закрываться. Поэтому я вернулся в Калининград, имея уже изрядную практику в Москве, знания и умения. Там достаточно долго снимал для различных Калининградских изданий, почти все обложки очень долгое время были моей работой. Всегда любил старый американский «Playboy» — это икона фотоиндустрии, верх мастерства, где все по честному. Высочайший профессионализм. И я считал, что если я туда попаду, то жизнь моя сильно изменится. В итоге я попал, снимал польскую модель — ее очень основательно двигали в этот журнал. Работали в Литве, потом мы перепрыгнули на Чехию и Венгрию. Какое-то время меня радовала эта работа, потом перестала — в мировых галереях выставлены принципиально другие работы.

А были ли еще в вашей жизни путешествия?

Очень много путешествовали, объездили всю Европу, часто в Африке бывали, а из России Саратов – это мой первый и последний город, который я снимаю. Раньше я никогда не снимал «Street». И вот только по прибытии в Саратов я нашел в нем много интересного. Город в плане фотографии мне дал очень много. Он очень фактурный, очень интересный, тут просто невероятное количество самых настоящих жизненных вещей, ну а с профессиональной точки зрения – очень хороший свет. Я много где был, и каждый регион, страна, место сильно различаются по свету, цветам, вообще по всему. Любое место в мире уникально. В общем, Саратов – это моя Африка.

Что вы вкладываете в понятие — «Ваша Африка»?

Мы все любим путешествовать, потому что хочется сменить обстановку, новых эмоций, новых впечатлений, картинок. И вот я в Саратов приехал с тем же ощущением, что и в Африку, мне было жутко интересно. Первое время я просто ходил по городу и поражался деревянным кривым домикам, которые законам гравитации вообще не подчинялись. Я постоянно снимал.

В чем заключается навык фотографа?

Может, это какое-то мышление особенное или взгляд? Конечно, взгляд. Фотограф может позволить себе занять созерцательную позицию. Со временем я стал намного спокойнее относиться к тому, что происходит вокруг: толкучки, маргиналы и так далее. У меня стало совершенно другое видение. Там, где все привыкли видеть грязь, я вижу что-то совершенно иное.

Свидетельствуют о чем-нибудь фотографии?

Я, приезжая куда-то, не снимаю событийные вещи, а  снимаю больше свои эмоции. Я пытаюсь передать свое настроение на тот момент, когда  поднимаю камеру. Сейчас, к сожалению, я камеру уже поднимаю меньше, чем когда-либо. Все время занимает наша студия. Саратовских картинок на самом деле много. Очень много разных. Мы едем, например, в Италию, там восхищаемся старыми облезлыми домами, а на самом деле все это есть в городе, где живешь. И дома все не сильно хуже, и это не менее ценно, чем там. Если честно, то от старой Сицилии Саратов ничем не отличается. Повторюсь, благодаря фотографиям, я научился по-другому на все это смотреть. Конечно, периодически у меня случаются кризисы. Появляются мысли, что все. Я все брошу. А когда начинаю думать, чем бы я мог заниматься, понимаю: я — это мои картинки, которые лежат в столе террабайтами жестких дисков, и это дело все моей жизни. И это мне помогает точно так же, как любому другому человеку умение дышать или видеть. Есть вещи, которые являются неотъемлемой данностью. Вот, например, недавно  общался с товарищем из Калининграда, который сейчас работает в Комсомольской Правде в Донецке. Я, конечно, хотел бы получить такой опыт. А ответ на вопрос «почему я не там?» сидит рядом – моя любимая супруга. Душевное спокойствие и комфорт в семье важнее.

Можно ли в одно соотнести профессии художника и фотографа?

У меня, к сожалению, не было опыта общения с выдающимися художниками. Я не копался в их душах и мыслях и совершенно не знаю, как и чем они живут. Наверное, любой творческий человек переживает все по-своему, и неважно, художник это, поэт, музыкант или фотограф. Одни и те же ощущения и эмоции возникают в любом случае, независимо от того, позитивные они или негативные. Нам всем бывает очень плохо, когда что-то идет не так, когда разочаровываемся в себе, и это на самом деле основное состояние любого художника. И есть очень редкий момент, происходящий раз в сто лет, когда получилось что-то такое «Вау!», которое не стыдно перед самим собой показать.

« Мне кажется, что это происходит совершенно у любого человека. Потому что наше недовольство сегодня дает нам возможность и мотивацию двигаться дальше», — добавила Елена.

Расскажите подробнее про вашу деятельность в студии.

Мы вообще любим общение с интересными людьми, поэтому студия, в которой мы сейчас разговариваем, изначально задумывалась не просто как оборудованное помещение, которое будет сдаваться в аренду. Это прежде всего место, где хочется собирать близких по духу людей. Интересных, творческих, разных. Фотографов, музыкантов, здесь есть где поиграть и пообщаться теплой компанией. Сейчас вообще не просто, и очень хочется отодвинуть от себя невеселую реальность, на какое то время отвлечься самим и дать возможность людям, близким по духу, отвлечься от всего, что за окном. У меня в Саратове было два выпуска фотошколы. Несмотря на то, что прошло более полугода после последнего выпуска, ребята дружат, продолжают собираться. Конечно, они приходят сюда — именно в этом заключается фишка. Человек идет туда, где ему хорошо и комфортно.

Можно ли разделить вашу жизнь на 2 части: фотограф и семьянин?

Нельзя. Профессия не накладывает негативных отпечатков, и по большому счёту, нет разницы, какая у кого профессия — не с профессией живем. С человеком.

А у вас есть дети?

Общих нет. Но есть 2 потрясающих, уже почти взрослых парня, которые дружат и сейчас соревнуются, у кого быстрее борода вырастает.

А вы бы хотели, чтобы они занимались тем же, чем и вы занимаетесь?

«У каждого своя дорога» — в один голос ответили супруги. Каждый человек личность, и нельзя свои какие-то шаблоны перекладывать на своих детей. «Мы, конечно же, хотим, чтобы у наших детей было все хорошо, это совершенно нормально и правильно. Но только их «хорошо» отличается от нашего. Когда человек находится в своей профессии, то, мне кажется, он будет счастливым. Причем в этом случае и работа будет выполняться лучше, и распыления в разные стороны не будет».

[flickr_set id=»72157649836665295″]

Текст: Дмитрий Воротнев

Фото: Алексей Наумов и Елена Кушнир

Вам будет интересно

  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства “Азбука-Аттикус»

    Апр 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё о серии мероприятии в рамках ярмарки. 4 апреля 17:15 Круглый стол “К юбилею Кира Булычёва” ...

    читать
  • Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина 29 марта исполнилось 105 лет!

    Апр 2024

    Сотрудники библиотеки отмечают, что многим поколениям саратовских читателей Пушкинка стала добрым другом на всю жизнь. Здесь начинается крепкая и теплая дружба с книгами, сюда приходят классом или группой на интересную беседу, встречу с ...

    читать
  • Отзыв на книгу «Трилогия о Зельбе», автор книги Бернхард Шлинк

    Мар 2024

    Не зря книга Бернхарда Шлинке "Трилогия о Зельбе" входит в серию "Большой роман". И это связано не только с объемом издания, но и с тремя частями одной истории про работавшего прокурором во время ...

    читать
  • О пользе музицирования и наборе в музыкальную школу духовых и ударных инструментов им. А.Д. Селянина

    Мар 2024

    Музыкальная школа - это место, где ваш ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, научиться работать в команде и испытать радость от совместного музицирования. Музыка объединяет людей и помогает развивать чувство сопричастности к искусству. ...

    читать
  • Как приготовить мясо дичи

    Мар 2024

    Не каждый раз доводится есть мясо медведя, но если выпал случай, то возникает вопрос, как приготовить. Как приготовить мясо медведя Медвежатина имеет необыкновенный аппетитный вкус. Для жарки выбирают окорок туши, для тушения - ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства NoAge

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё об одном мероприятии в рамках ярмарки. 5 апреля 2024 года в 19:15 в Лектории состоится разговор ...

    читать