Задумайтесь, можете ли вы сейчас взять и бросить свою работу, повседневную суету, всё, что вам не нравится, и повернуть жизнь на 180 градусов? Способны ли вы в 35, 37, 40, 45 бросить карьеру — например, экономиста или врача — и начать заниматься творчеством?

Думаю, большинство ответят отрицательно. Устоявшиеся жизненные приоритеты и привычный образ жизни всегда тяжело менять (по многим причинам – у каждого они свои).

И об этом мы заговорили не просто так. Сегодня мы хотим вас познакомить с юристом по образованию, владельцем студии звукозаписи «Река», который до 37 лет занимался абсолютно другими вещами, а в 37 лет произошел переломный период: человек повернулся на 180 градусов и пошел широкими шагами вперед, и только вперед!

Уйдя от прежней жизни, Элана стала художником, поэтессой, композитором и певицей, написала ряд книг, имеет множество наград, выставляется и выступает в Париже и Ницце.

Итак, предлагаем вам прочитать интервью с очень сильным, духовным, интересным и крайне приятным человеком — Эланой.

P.S. Все заслуги Эланы — в конце текста.

Я правильно понимаю, что «Элана» — это псевдоним?

Мне, как девушке творческой, уже 13 лет. Раньше была другая жизнь. В один день, когда началась новая жизнь, пришло имя «Элана», причем пришло во сне. Элана — это своего рода моё кредо. А настоящее имя – Бурдавицына Элла.

Вы — поэтесса, художник, певица, композитор. Есть ли у вас ещё какая-либо деятельность, о которой умалчивают биографические справки?

Коллекционирую кошечек и орхидеи (смеётся). Если серьезно, то всё, что вы перечислили, — это и есть вся моя деятельность.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

С чего началась ваша творческая жизнь?

Возвращаемся на 13 лет назад ко снам, в которых начали приходить стихи и музыка. Накопившись, они вылились в изменение образа жизни и всего, что этому сопутствует.

Как вам удавалось воспроизвести «продукт», родившийся во сне? Ведь если человеку снится стихотворение, музыка или картина, то на утро, как правило, восстановить это не получается.

Тут, понимаете… Просто в середине ночи поднимало с постели, и информация фиксировалась. И музыка доходила, которую приходилось записывать, сочиняя аккорды, потому что я на тот момент в инструментально-музыкальной части была ещё слабо подкована. И стихотворения шли, которые давали определенную канву, и с ней я тоже работала, восполняя параллельно пробелы в поэтическом образовании. В общем, это всё длилось с полгода, а когда «нутро» перенасытилось всем этим, произошел своего рода взрыв, потребовавший не только количества, но и качества. С тех пор жизнь сильно изменилась, и я выбрала именно это направление, творческое. Я начала навёрстывать всё, чего мне не хватает: брала уроки, нанимала педагогов – вокал, музыка, гитара, поэтическая дикция и так далее.

То есть у вас нет музыкального, филологического или художественного образования?

Нет, я по образованию юрист, заканчивала саратовскую академию права, а всё, о чём говорили выше, пришло ко мне в 37 лет.

Творческий путь — очень тяжелый, и далеко не каждый человек может найти в себе смелость следовать ему. Отсюда у меня возникает два вопроса: первый — как вы смогли набраться смелости и творить, и второй — почему решили пойти в таком направлении?

Знаете, человек однажды понимает, что невозможно по-другому, что без этого нового – невозможно жить, дышать, двигаться. То, что меня переполняло, стало для меня решающим, важным и очевидным выбором. И, опять же, всё это случается с человеком не просто так, а зачем-то. А можно же пройти мимо и не заметить.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

Хотите сказать, что это своего рода испытание?

Почему испытание? Перед человеком открываются новые двери. Бог открывает, Вселенная, какие-то иные силы – это можно называть по-разному. У каждого в жизни случаются такие перекрестия, и решать, что с ними делать, – только отдельно каждому человеку. Я для себя решила, что пойду вот так, и за эти 13 лет ещё ни разу не пожалела.

С чего начитается ваше любое творение, будь то стихи, или музыка, или картина?

Это бывает совершенно спонтанно и не поддается анализу. У меня нет такого, что я беру в руки карандаш, ручку, кисточку, инструмент и говорю себе: «Всё! Я сейчас сажусь писать с 5 до 7 утра!». Это всегда вопрос вдохновения, состояния, подсказок, возможно, сна либо уже имеющейся музыки, которая начинает диктовать свои какие-то слова или фразы. Бывает иначе: стихи рождаются первыми, а музыка ещё через очень-очень долгое время не появляется. Иногда они идут вместе, бывает, пишу стихи на музыку других людей. Нет законов, нет правил.

По вашему мнению, что такое вдохновение?

Например, во время интервью вы сейчас скажете какую-нибудь интересную фразу, она меня зацепит, я её запишу, а вечером разовью эту тему во что-нибудь интересное. Это может быть книга, ветер подул как-нибудь по-особенному, встреча с особенным человеком, страдания, любовь, дождь. Это всё что угодно.

Есть ли какая-то особая специфика в подходе к работе со стихами, музыкой и картинами? Я имею в виду не форму — слова, краски и звуки, — а именно процесс, некие внутренние ощущения, осознание. Как вы подходите к каждому виду своей деятельности?

Я 13 лет уже занимаюсь йогой, именно она стала для меня тем фактором, с помощью которого я ступила на этот путь. И йога — это не только какая-то физкультура. Йога — это же умение сконцентрироваться, направить энергию, это умение настроиться на мир, поток. И вся моя деятельность подвергается такой же трансформации. Йога — это своего рода образ жизни и философия, которая позволяет чувствовать себя в мире и мир в себе. И когда ты медитируешь, главное — отключить ум. Но в данном случае, с творчеством, «медитация» — это удобный термин, с помощью которого я могу объяснить работу с материалом. Главное – вытащить из себя суть, главное – слышать всё, что окружает, не ушами.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

У многих деятелей культуры есть такое мнение: главное — чтобы итоговый «творческий продукт» был от души, исключительно, и если оно есть, то остальное, например, непопадание во все нотки, если мы говорим о музыке, — не важно. Действительно ли это так?

Во всем, в том числе в и этом вопросе, надо искать какую-то золотую середину. И я против подачи сырого материала, но ведь для того, чтобы добиться, например, музыкального исполнения, не вызывающего вопросов, нужно идти. Невозможно сидеть дома в углу и играть, надо выходить на люди, учиться, набираться опыта. Нужно бесконечно учиться и двигаться к сбалансированному варианту. Ведь всем нравится послушать не только хороший текст под бренчащую расстроенную гитарку, хочется же, чтобы всё ласкало слух. Точно так же и мне, как человеку хочется, чтобы меня слушали не только за хорошие тексты и качественную аранжировку, но и за то, что я умею это доносить.

Есть ли место логике?

Я считаю, что она в любом случае должна быть. Мы же здесь не духи бестелесные и должны придерживаться правил этого мира. В плане шлифовки мастерства игры на инструменте, изучения форм, подачи, науки и так далее — логика должна быть. Но именно порыв написания материала для меня всегда плотно связаны с душой. Дальше, конечно, можно подумать над ним, поэкспериментировать, исключая конечно момент, который называется, «people хавает», как выразился Богдан Титомир, вот это для меня чуждо.

Но невзирая на атрибуты мастерства, надо слушать себя и делать то, что именно ты хочешь. Голого разума быть не может — разум и душа должны работать вместе. В конечном итоге, конечно, что-то будет решающим. У меня превалирует душа.

В вашей книге «Я часто разговариваю вслух» очень-очень часто затрагиваются две темы — любовь и смерть. Почему?

Стоит, наверное, сказать, что не верю в конечность: я не верю, что двери закрываются и всё кончается. Для меня смерть — переход, для меня жизнь — это переход, для меня любовь — это переход. Это некие состояния, за которыми следует что-то ещё. Если говорить о вере, то многие религии говорят о перерождении: например, христианство — воскрешение, буддизм — реинкарнация. И для меня это всё так близко, что я говорю о смерти как о вопросе очевидно не конечном, за которым следует завтра. Но в тоже время я писала в книге, что обручение с жизнью — это послесмертие. Я воспринимаю всё, что со мной происходит, все эти переходы как некую неизбежность, как стороны одной и той же медали. И, наверное, как необходимость быть готовым и ценить каждую минуту. Лучше понимать через это состояние любовь, ведь не все умеют любить, и это целая наука, в которой точно так же есть и жизнь, и смерть. Всё это  переплетено, соединено, и в сущности получается единое целое, в котором нет времени, нет сегодня-завтра, но есть душа и бессмертие.

Вот ещё мое замечание по книге, о котором хочу вас спросить. Все стихотворения отдают грустью, тоской… Даже если вы пишете о любви и, вроде, по содержанию там всё хорошо, почему оно все равно отдает грустью? Даже знаки препинания таковы.

Как говорится, есть лирики и физики, кому-то нравится минор, а кому-то – мажор. Я по жизни оптимист и позитивный человек, но в творчестве мне ближе минор. Например, слушание рок-баллад,  я предпочту тяжелому року. Но несмотря на это, у меня также есть позитивные и песни, и стихотворения. Их, конечно, меньше, но даже за самыми грустными песнями или стихотворениями маленький лучик света и надежда всё же есть. Например, в книге встречается тема одиночества, но, опять же, о нем я пишу не как о чем-то плохом. Для меня одиночество — это положительное качество; оно позволяет жить, творить, быть целым миром.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

Также в книге «Я часто разговариваю вслух» есть только одно стихотворение с названием: на странице 56 — «Колыбельная». Пожалуйста, разъясните этот момент. Почему в книге из 219 страниц лишь одно произведение с названием?

Это песня, музыку к которой написал уже покойный Михаил Гольцев. Я  потому и дала ее с названием… Как намёк.

И последний вопрос, касающийся данной книги. Первая часть книги называется, как и сама книга, «Я часто разговариваю вслух», а вторая уже определяется не только названием, но и жанром – минимализм. То же самое мы видим в третьей части, только в виде японской поэзии — хокку. Это какой-то творческий ход или те чувства и мысли, которые вы хотите передать, можно передать только через эти жанры и не через какие другие?

Это просто объединения по смыслу и форме того материала, который мы дали. Мы — это я и человек, который перевел все эти стихи на французский язык, — Жан-Мари Пьери. Это тот же человек, который в своё время перевел мои песни.

Если бы Всевышний спустился бы к вам и спросил: «Творчество для вас – это что?». Каков был бы ответ?

Творчество для меня — это возможность, познавать этот мир, чувствовать свою нотку в звучании мира,  возможность вибрировать на одной частоте со всем, что здесь находится, в том числе и с людьми. Ведь передача материала, который получается таким путем, — это же тоже некие вибрации, которые играют свою роль. А вообще, если задумываться о корне слова «творчество», то это «чествование творца». Получается, что всем тем, что ты делаешь, каждым вдохом, стихом, песней подтверждаешь его существование.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

Художник должен голодать? Страдать?

К сожалению — а может, и к счастью, — наше обучение происходит не только через пушистости, через розовую сладостную любовь. Мы не всегда всё понимаем, не всё слышим, не сразу усваиваем, и нам выдают всяческие пинки для ускорения переработки и усвоения материала. Когда приходит страдание, горе, болезнь — всё усваивается быстрее, чем в счастье. Поэтому к страданию надо относиться как к опыту, научиться и это принимать. Мы сейчас говорим какими-то штампованными фразами, но иначе и не скажешь. Я считаю, что всё должно быть в жизни человека: и счастье, и радость, и грусть, и боль, и сумасшедшая любовь. Только от полноты этой корзины будет зависеть развитие человека. Поэтому голод — вещь весьма относительная. Можно быть голодным и абсолютно счастливым, а можно – сытым и несчастным. А может быть и наоборот — быть голодным, злым, несчастным и завидовать другим! Кусаться и выдавать только пинки людям – и только хуже делать. А можно быть богатым, щедрым, добрым, помогать другим.

Русский человек — мазохист. Многие русские не могут долгое время жить за пределами родной страны, потому что там нет содомии, которую дает российское государство, нет этих страданий и постоянного чувства страха, что в любой момент может пойти всё прахом, и так далее. Такое восприятие мира может как-то помочь человеку создать более успешное произведение?

Вы абсолютно правы, что у нас в России многие вещи происходят вопреки. И вообще все, что происходит с нами, — из серии «как закалялась сталь». Им(иностранцам)..этого, правда, не понять. Я много работаю за границей и я вижу, как они живут, решая, в чем то такие же, а в чем-то совершенно другие вопросы, тоже серьезные, но другие. А у нас это ощущение постоянных ежовых рукавиц как-то нас пестует, закаляет и формирует потрясающую силу духа. Вот это – феномен русской души, который всегда воспитывался в каких-то чрезвычайных обстоятельствах. И это отражается и в характере литературы, музыки, поэзии.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

За последние два года почти все ваши путешествия связаны с зарубежными городами, особенно часто фигурируют Ницца и Париж. За два года вы были на вечерах в самых романтичных городах мира, удостоены наград и званий, и все – не в России. Почему так?

И Москва с Питером были. На Кавказ я езжу ежегодно, на Пасху у меня традиционно серия благотворительных концертов. Я работаю с молодежным православным центром на Кавказе и под их эгидой даю серию концертов для инвалидов, детей, студентов, людей пожилого возраста, в реабилитационных центрах – для алкоголиков и наркоманов, и так далее. Я очень люблю людей из православного центра, неравнодушных и светлых, и для меня лично — это подарок, возможность быть с ними и во всем этом принимать участие.

Случаются концерты, само собой, в Саратове, Питере, Москве. А по поводу Ниццы и Парижа: после моего проекта в 2010 году, когда я стала Почётным Гражданином Республики Монмартра, пришлось больше там работать. Я работаю с российским культурным центром в Париже, они меня также иногда посылают в другие города – Марсель, Бордо… И в Ницце работаю с Русским Домом. Меня там очень хорошо принимают, все удачно складывается…я там являюсь членом Ассоциации художников, которая меня продвигает, организовывает выставки, концерты, и это происходит достаточно часто: 5-7 раз в году по нескольку недель я там работаю, и каждая новая влечет за собой следующую. Специально я это не устраиваю, но меня приглашают работать, и картины там также продаются. В прошлом году была персональная выставка, в этом тоже была и еще будет…

Хотели бы эмигрировать туда?

Оторвавшись от России — нет. Работать, путешествуя туда-сюда, — с удовольствием. Да, там красиво и интересно, но есть такие моменты, которые могут быть произнесены и прочувствованы только с русским человеком. Там совершенно другая ментальность.

Элана: «Я часто разговариваю вслух»

Какие планы на ближайшее время?

Сейчас работаю над новым проектом — новая программа и будущий альбом. Московский композитор Виктор Агранович после пробного сотрудничества, когда он на мои стихи написал музыку, решил сделать серию песен. Плюс есть неосвоенный материал, который мы писали с Михаилом Гольцевым, но он ушел очень рано… В общем, будет часть песен с Виктором Аграновичем, часть – с Михаилом, несколько старых, переосмысленных на новый лад, и все это будет называться «Когда мы были живы». Задумка такова — уйти в некое ретро в небольших кавычках: 60-е, 70-е, 80-е. Некая стилизация звучания, манерность исполнения. Хочется поностальгировать на определенной волне и поговорить о близком и важном каждому. Честно говоря, не знаю, когда проект выйдет в люди, но он очень интересный.

Также ждут меня выставки — буду выставляться в Париже в Гран-Пале, потом ещё две выставки в Ницце и ряд концертов. Также в Саратове на базе студии «Река», совместно со студией «Роста», уже начали делать цикл передач о культуре, в которых говорить о чем-то важном — об искусстве, о культуре, о Боге, о творчестве – разговоры с интересными людьми. Создать некую альтернативу телевизионным передачам «ни о чем», которые уже так всех достали….хотим выйти на некую регулярность. У этого проекта уже даже есть название – «Город мой».

Что вы можете пожелать читателям CityGu.ru?

Радоваться каждой минуточке, секундочке и каждому дню. Дышать глубже, понимать, насколько бесценен каждый миг, насколько всё вокруг красиво, близко, все вкусно и близко. Вкуса и желания! Желание жить вкусно — это не значит плюшки трескать, хотя и в том числе! И учиться любить… Этот мир, людей и в первую очередь себя. Потому что ты — гораздо больше, чем себе представляешь!

Элана:

Автор четырёх книг поэзии: «Суфлеры из небесной будки»(2004), «На белом белое»(2006), «Оттенки тишины» (2013), «Я часто разговариваю вслух» (2014).

В Тамбовском драматическом театре вот уже несколько лет идёт спектакль-баллада о любви «Девушка и Кентавр» по пьесе И.Шпица, основой музыкального оформления которого послужили 10 песен Эланы.

Выпустила 5 CD-альбомов: «Однажды» (2004), «Ты вернешься» (2009), «Приглашение гостя» (2010), «Quand je parle a voix haute» (2010), «Взлетаем»  (2015), и 2 DVD-альбома «Однажды» (2007), «Элана-live» (2010).

Песни Эланы переведены на французский поэтом Жан-Мари Пьери. Это и повлекло за собой создание CD альбома на французском языке «Quand je parle à voix haute».

В 2010 на Русском фестивале на Монмартре в Париже Элана стала Почётным Гражданином Республики Монмартра.

Элана занимается живописью, ее работы находятся в частных коллекциях России (Саратов, Москва, Сургут, Нижний Новгород, Ярославль, Новгород, Ессентуки), Франции (Париж, Ницца), США.

В 2010-2016 выставки картин Эланы состоялись в городах Росии (Саратов, Ессентуки, Минводы, Пятигорск, Кисловодск, Сочи) и Франции (Париж-2010, 2014, 2015, 2016, Ницца-2011,2012, Экс-ан-Прованс-2011, Канны 2014).

В октябре 2015 г Российские художники (в том числе и Элана) удостоены Гран-при 7-го Парижского Салона современного искусства Buisness Art, проходящего в Центре Пьера Кардена.

В ноябре 2015 г картина Эланы «Коктейль желаний» в Парижском Grand Palais (Большой королевский дворец) на международной выставке «Арт-Капитал» получила премию Nicolas Cizeron

Текст: Пётр Штольц

Фото: из архивов Эланы

Специально для CityGu.ru

 

Вам будет интересно

  • Кулинарные книжные новинки: азиатская кухня, книги для записи рецептов

    Мар 2024

    Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...

    читать
  • Праздничный вечер, посвящённый Международному женскому дню

    Мар 2024

    В преддверии 8 марта, во Дворце культуры "Россия" состоялось торжественное мероприятие. Праздник ознаменовался выступлениями творческих коллективов и представителей власти, а также вручением почетных наград от Губернатора Саратовской области и администрации Ленинского района муниципального ...

    читать
  • О комплексной программе мероприятий «Саратовский диапазон: от летчика до космонавта»

    Мар 2024

    Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина подготовила для детей и подростков комплексную программу мероприятий «Саратовский диапазон: от летчика до космонавта», посвященную 90-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина.  Мероприятия бесплатны, рассчитаны на ...

    читать
  • Новинки серии «СОЗВЕЗДИЕ. Вяжем с лучшими мастерами страны»

    Мар 2024

    Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...

    читать
  • О мультимедийном проекте «Россия — миру. Мир — России»

    Мар 2024

    В рамках Всемирного фестиваля молодежи, который проходит с 1 по 7 марта 2024 г. на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае, представлена мультимедийная выставка-пространство «Россия — миру. Мир — России». Новый проект рассказывает ...

    читать
  • Мар 2024

    4 марта 2024 года Саратовский театр юного зрителя открывает продажу билетов на апрель 2024 г. Все билеты одновременно появятся в свободной продаже на сайте и в кассах театра. Пробежимся по апрельской афише... 28 ...

    читать