От тотема до мема

выставка, саратов, афиша саратова, выставочный зал, дом работников искусств, артпроетк

В новом выставочном зале Саратовского областного Дома работников искусств 7 апреля в 16.30 открывается выставка «От тотема до мема».

Она экспонировалась в арт-резиденции «Гридчинхолл» в Подмосковье с 30 января по 15 февраля.

Организаторы: Фонд поддержки современного искусства «Артпроект», журналы «Декоративное искусство», «Диалог искусств».

Куратор – Светлана Гусарова.

Выставка посвящена проблеме памяти, трансформации традиционных образов в современной культуре. В проекте исследуются механизмы воспроизводства культурных национальных кодов в актуальном искусстве. Сведенные до знака, имеющие узнаваемую и укорененную в культуре форму,
они функционируют в поле современных артпрактик подобно мемам.

Художники: Мария Арендт, Франческа Ломбарди и Джакомо Фавилла, Иван Михайлов, Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина, Александр Подобед и Рэм Подобед, Наташа Юдина.

На открытии выставки прозвучат записи произведений композитора и музыканта Александра Ростоцкого, в которых соединены элементы разных музыкальных культур (Африки, Индии, Ближнего Востока), джаз-рок, электроника, академическая классика, русский фольклор. Эта
поликультурная и полиэтническая музыка созвучна работам художников, представленных в проекте.

Проект «От тотема до мема» – это исследование актуального набора знаков и символов настоящего, маркирующих самоидентификацию современного человека. Проект сосредоточен на механизмах воспроизводства культурных национальных кодов в актуальном искусстве, на поисках причин того, что согласно Жану Бодрияру, в процессе преобразования реальности в гиперреальность побуждает современную культуру к ностальгии по изначальным мифам.

Трансформация традиционных образов и обращение к мифологии рассматривается в проекте как связь между тотемом (простым интуитивно-образным представлением о внешнем мире и взаимодействии с ним) и мемом (понимаемым, в данном случае, как энграмма – внутренняя запись культурной информации).

Изначально тотем – не только соотношение себя с иным и расширение границ собствен-

ной целостности, но и поиск покровителя во внешнем мире: желание породниться с неподвластными контролю проявлениями окружающего мира. Одна из вышивок-аппликаций из серии «Медведь и память» («Медведь с борцом») Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной буквально иллюстрирует этот признак: здесь идея тотема выражена в амбивалентном состоянии борьбы-объятий. Тотем исходит из базовой человеческой потребности в защите, и в контексте данного проекта он неизбежно указывает на ранимость и уязвимость современного человека. В серии фотографий «Скрытые лица» Франчески Ломбарди и Джакомо Фавиллы лица персонажей полностью закрыты ажурными салфетками, анонимность делает внутренне беззащитных героев свободными и расслабленными, отрешенными от страха соприкосновения с неизвестным или чуждым.

Мария Арендт вписывает тотемные образы в контекст личной истории. Тот же личностной акцент присутствует и в произведениях Наташи Юдиной «Бабушкин коврик» и Александра Подобеда «Союз-Апполон, или Наше Вышивание Крестиком. Sticks-art», который использует эскизы своего отца Рэма Подобеда 1954 года.

Иван Михайлов в видео «Киреметь» рассказывает об универсальности (архитепичности) знака, в частности выражающего свойство мема, воспринимающего идею как единицу культурной информации, которая способна оставить след в памяти, сформироваться в привычку и, впоследствии словно вирус, преобразовать структуру мировосприятия. Схождения тотема и мема происходит в области мифологического сознания. Миф выступает коллективной галлюцинацией, обеспечивающий мнимое вхождение в невидимую реальность, которая на поверку оказывается иллюзией. Здесь пролегает ключевое отличие понимания невидимой реальности в мифологии и метафизике. Иллюзорность существования, гиперреальность (порождение моделей реального без оригинала и реальности, как описывает ее Бодрияр), невозможность прозревать то, что находится за пределами видимой реальности, остро воспринимается современным художником, ощущающим нехватку бытия и актуализирующим все замечаемые и продуцируемые им зазоры, лакуны, пустоты реальности.

выставка, саратов, афиша саратова, выставочный зал, дом работников искусств, артпроетк

Комментарии закрыты.