Саратовские любители балета, конечно, с нетерпением ждут того момента, когда величественное историческое здание оперного театра снова распахнет свои двери. Но с еще большим нетерпением они ждут премьер, которыми продолжает радовать зрителей труппа театра на Новой сцене (где, к слову, тоже весьма уютно и празднично). Поэтому неудивительно, что премьера балета Бориса Астафьева «Бахчисарайский фонтан», либретто которого создано Николаем Волковым по мотивам одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина, стала долгожданным событием, вызвавшим большой интерес у саратовской публики.

Коротко о сюжете

Надо сказать, что история, рассказанная в спектакле, динамичнее и напряженнее первоисточника. Это логично, ведь у авторов были разные задачи и предполагались разные средства выражения. В классическом либретто больше действия, четче и детальнее события. Здесь и история Марии, тем более драматичная, что самый радостный праздничный день становится для девушки днем необратимой трагедии – потерей отца и жениха, пленом и заточением в гареме; и отчаяние отвергнутой ханом Заремы, толкнувшее ее на убийство, за которым следует неотвратимое жестокое наказание; и глубокая тоска хана Гирея, обреченного вечно вспоминать двух некогда любимых им женщин – отвергнутую им и отвергшую его. Первая и последняя сцены замыкают повествование в кольцо, возвращая Гирея к плачущему камню фонтана, к образам Марии и Заремы. И вспоминаются строки Пушкина, но не из поэмы «Бахчисарайский фонтан», а из стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца»: «Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы». Белая роза – польская красавица-полонянка, красная – страстная любящая Зарема. Все, что осталось могущественному хану…

Спектакль и отдельные моменты

Первое, что хочется сказать – это очень красиво. Великолепные костюмы, масштабные сцены бала в замке отца Марии и гареме хана Гирея – ярко, завораживающе и очень контрастно. Дело не в противопоставлении европейской сдержанности и восточной «варварской» роскоши. Роскошь и там, и там, но она разная. Цветовое решение «польской» темы – светлые тона. И сама Мария – светлая, тонкая. В «татарской» теме все яркое – красное, золотое – но при этом даже блеск золота кажется каким-то темным, мрачным. Лазутчики хана, пробравшиеся в замок, выглядят не просто зловеще, а чужеродно, несопоставимо с картиной праздника и жизни в замке вообще. Этот диссонанс еще сильнее ощущается в танце, в пластике, более резкой, более угловатой, но полной неукротимой силы и напора.

Каждый танец, каждый дуэт – это настоящий рассказ, диалог. В этом плане особенно сильное впечатление производит сцена Заремы и Марии. Это пылкая речь Заремы, которую не понимает и боится Мария, это именно диалог. Пусть слова любимой (бывшей любимой!) жены хана Марии непонятны, но язык тела, язык жестов она понимает сердцем. И мягкое касание к умоляюще сложенным ладоням – успокаивающий ответ, дающий Зареме надежду. Они бы нашли общий язык, две столь разные женщины, они уже почти нашли его. И все могло бы случиться иначе, не найди Зарема в покоях Марии упавшую с головы хана тюбетейку.

Великолепна сцена в гареме, где Зарема, потеряв статус любимой жены, мгновенно превращается в изгоя. Если бы от нее всего лишь отвернулись те, кто еще недавно сидел подле ее ног и всячески выражал свое почтение! Но нет! Каждая жена, каждая наложница считает своим долгом посмеяться, унизить, позлорадствовать. А ведь Зарема горда, очень горда! Но ее почти не трогают насмешки и перешептывания – что значит потеря положения в гареме по сравнению с тем, что любимый Гирей, которого она так ждала, едва удостаивает ее взглядом, и то, скорее, как досадную помеху. Признания в любви и мольбы Заремы после убийства Марии – не попытка сохранить жизнь или оправдаться. Не пощады она просит, а хотя бы отблеска былой страсти в глазах Гирея. Но любовь хана уже не вернуть, она это знает. А значит, зачем ей жить…

Удивительно выразителен военачальник хана Нурали. В каждом движении – сила, ярость и мгновенное подчинение любому взгляду, любому жесту Гирея. То, что Нурали – верный слуга своего хана, естественно. Но преданность военачальника гораздо глубже чувства долга и дисциплины, и уж конечно глубже заурядного страха вызвать гнев Гирея. Нурали убьет и умрет за своего господина не задумываясь, потому что он предан не просто хану, он предан человеку. Если бы кому-то позволено было называться другом хана, то это был бы Нурали.

Конечно, эпизоды, произведшие самое сильное впечатление, у каждого зрителя свои. Рассказать же о спектакле полностью, сказать все, что хочется, невозможно. Да и есть ли смысл описывать танец, пластику, красоту? Это надо увидеть собственными глазами. И лучше всего сделать это минимум два раза, чтобы посмотреть спектакль в исполнении обоих актерских составов.

«Бахчисарайский фонтан» на сцене Саратовского театра оперы и балета

«Бахчисарайский фонтан» на сцене Саратовского театра оперы и балета

«Бахчисарайский фонтан» на сцене Саратовского театра оперы и балета

Текст: Елена Имбирева

Фото: Дарья Невешкина

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства NoAge

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё об одном мероприятии в рамках ярмарки. 5 апреля 2024 года в 19:15 в Лектории состоится разговор ...

    читать
  • Мар 2024

    В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина завершился 29 открытый российский фестиваль анимационного кино «Открытая премьера». Напомним, что уже третий год подряд Пушкинская библиотека проводит на своих площадках бесплатные показы ...

    читать
  • О презентации ТЮЗа Киселева на Международной выставке-форуме «Россия»

    Мар 2024

    С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...

    читать
  • Премьера в ТЮЗ – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Мар 2024

    23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...

    читать
  • Всероссийское родительское собрание

    Мар 2024

    21 марта 2024 года во всех субъектах России пройдет Всероссийское родительское собрание, посвященное единой модели профориентации школьников. Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты» состоится в каждом классе, где реализуется профминимум. На этом ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства «Бомбора»

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...

    читать