Впервые с оперой Джузеппе Верди «Бал-маскарад» на сцене нашего театра оперы и балета саратовская публика познакомилась почти двенадцать лет, в 2007 году. И вот 3 февраля зрителям представилась возможность в рамках проекта «Звезды российской оперы на саратовской сцене» увидеть и услышать в этом спектакле сразу двух приглашенных звезд: солиста Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, заслуженного артиста Республики Бурятия Чингиса Аюшева (Ричард) и солистку Большого театра России Елену Околышеву (Ульрика).
О бале-маскараде
«Бал-маскарад» — опера с не совсем обычной судьбой. Основой для либретто послужила пьеса Эжена Скриба «Густав III Шведский». Одно либретто по этой пьесе уже существовало – его написал сам Скриб для оперы Даниэля Обера «Густав III или бал-маскарад». Либретто же для Верди написал Антонио Сомма.
Как и в первоисточнике, сюжет оперы был основан на реальном историческом событии – убийстве в 1792 году на бале-маскараде шведского короля Густава III. Однако в таком виде цензура решительно отказывалась разрешать исполнение оперы. В итоге в либретто произошли заметные изменения (настолько, что Сомма отказался ставить свою фамилию на афише): действие было перенесено в Бостон; король Густав превратился в графа Ричарда Уорвика, а его убийца, граф Анкарстрем, стал секретарем Ричарда Ренато. Поменялись и имена почти всех остальных персонажей: гадалку мадам Арвидсон переименовали в Ульрику, Христиана – в Сильвана, а заговорщики граф Риббинг и граф Горн стали, соответственно, Сэмом (Сэмюэлем) и Томом (Томмазо). Исторический сюжет трактован с поистине шекспировской вольностью. В середине ХХ века были предприняты попытки «реанимировать» изначальный вариант, что внесло в состав действующих лиц определенную путаницу.
Однако политическая подоплека сюжета уходит на необозримо дальний план, а интрига построена на вечных человеческих чувствах и понятиях: любви, долге, предательстве, дружбе, верности, благородстве. В постановке Саратовского театра оперы и балета все историко-географические нюансы либретто нивелированы – по обстановке, костюмам, всей атмосфере действие спектакля происходит не только вне определенного места, но и вне времени.
Остаются лишь персонажи и их взаимоотношения – то есть, то, что так же практически не зависит ни от века, ни от континента. Во все времена и во всех краях люди любили, предавали, боролись с собой, страдали от вероломства друзей и от собственных ошибок, которые уже нельзя исправить. Именно в такую «вневременную/внепространственную» ситуацию предстояло вписать своих героев приглашенным звездам. Задача интересная, но после осовремененной «бостонской версии» в Большом театре, вполне для них решаемая.
На проектах подобного рода (такова их специфика) у артистов очень мало времени на репетиции, на «притирание» к партнеру, на знакомство с новым коллективом, новым пространством, новой сценической картиной. Однако либо для талантливых артистов, настоящих профессионалов такая ситуация не является стрессовой, либо (опять-таки благодаря таланту и высокому профессионализму) зрители этого не увидели, получив возможность «вживую» в полной мере оценить и вокал, и драматическое исполнение наших гостей.
Чингис Аюшев – номинант премии «Золотая маска», лауреат конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, обладатель Гран-при международного конкурса «Романсиана-2002». Он сотрудничает с Большим театром России, Татарским и Бурятским театрами оперы и балета, театрами Самары, Новосибирска, Алма-Аты, Санкт-Петербурга и Саратова, так что любители оперного искусства уже могли видеть его на саратовской сцене.
А вот Елена Околышева приехала в наш город впервые. Победитель конкурсов им. Беллини (Италия), Минь-Он (Токио), награждена Знаком «За достижения в культуре» Министерства Культуры РФ. Елена много гастролирует как с оперными спектаклями Большого театра, так и концертными программами, принимает участие в ряде проектов в качестве приглашенной солистки, занимается преподавательской деятельностью, так что найти «окна» в ее плотном графике сложно. Но мы надеемся, что саратовская публика понравилась Елене не меньше, чем она публике и эта встреча не останется единственной.
Варвара об опере
Для меня это первая опера, которую я смотрю на сцене саратовского театра. Слушать оперу в записи или смотреть ее — это совершенно другие впечатления.
Меня поразил тот накал страстей, который был показан зрителю: любовь, ненависть, дружба и предательство. Все эти чувства легко передаются с помощью вокальных партий. Интересная постановка, голоса словно лились со сцены и все время представления они завораживали слушателей и меня.
Текст: Елена Имбирева, Варвара Поккине
Фото: Наталья Поккине
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...
Мар 2024
Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...
Мар 2024
Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...
Фев 2024
Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...
Фев 2024
Можно сделать куриные котлеты с сыром, такая начинка придаст пикантности и яркого вкуса этому блюду. Чтобы ее приготовить, понадобится следующие ингредиенты. 300 гр куриного фарша; 1 репчатый лук; 3 зубчика чеснока; зелень по ...
Фев 2024
На экспозиции будут представлены 40 снимков, сделанных в зоне СВО: на передовой, а также в Мариуполе, Донецке, Лисичанске, Волновахе, Луганске. Фотоэкспозиция «Донбасс» — это специальный проект «Российской газеты». Творчество Владимира Аносова — порой ...