3 февраля, студия «Река», показ фильма «Дуэль. Пушкин-Лермонтов», Денис Банников.

Что было бы если…

Фев 5 • PRO Искусство, В НОМЕР

Представьте далекий 1857 год: Крымская война выиграна, Российской империей до сих пор правит Николай I, а великие гении того времени, такие как Пушкин и Лермонтов, все еще живы. В правдивость таких, очевидно, ложных обстоятельств можно поверить, – достаточно посмотреть фильм режиссера Дениса Банникова «Дуэль. Пушкин-Лермонтов».

Именно этот фильм Денис Банников презентовал саратовским зрителям в студии «Река» 3 февраля 2016 года. В сюжете фильма два великих писателя действительно встречаются на дуэли. Но как такое может быть!? Ведь, даже те, кто помнит Пушкина и Лермонтова из школьной литературы, знает, что такой дуэли не могло быть и в помине. Но все же… Что было бы если Пушкин в дуэли с Дантесом остался жив, а дуэль Лермонтова с Мартыновым так и не состоялась? Этим вопросом и задался Денис Банников – режиссер-постановщик, сценарист, окончивший в 1990 г. ГИТИС, обладатель «Золотого кипариса». В сценарии фильма «Дуэль. Пушкин-Лермонтов» он воспользовался новым для России жанром – историческая альтернатива. Что из этого вышло, нам удалось узнать у самого автора сценария и режиссера Дениса Банникова.

3 февраля, студия «Река», показ фильма «Дуэль. Пушкин-Лермонтов», Денис Банников

 Денис, расскажите о премьере «Дуэли» 2014 года

Фильм готовился к 200-летию М. Ю. Лермонтова. В 2014 году был предпремьерный показ, а в 2015 началась его прокатная история, сейчас идет работа с телевидением. Мы в рамках различных мероприятий организуем бесплатные показы фильма там, где люди хотят его видеть.

Опишите реакцию зрителей после премьеры фильма.
Реакция была заранее спрогнозирована, поэтому не должно было оставаться таких вопросов: «Как такое может быть?», зритель должен принять его и погрузиться полностью в вымышленный сюжет. Фильм переживает историю Крымской войны, а съемки проходили как раз в Севастополе и в Крыму, в годы их присоединения к России – что было совершенно неожиданно для нас. Поэтому нашлось много критиков, узревших какой-то политический подтекст, которого там совершенно нет, так как сценарий был написан задолго до сегодняшних исторических перемен. Сам фильм имеет глубокий философский смысл с литературной и исторической точки зрения.

Это интересно:  Девушка в стиле Лиора Рубин

Вы не боитесь, что в сознании молодежи, не до конца знающей судьбы классиков, изменится представление о них?

Такая опасность есть, школьники действительно могут подумать, что дуэль Пушкина с Лермонтовым была, эти казусы имели место быть. Но мы, договариваясь с каждой организацией, всегда делаем сноску, что фильм не является неким дополнением к учебной программе, об этом написано во всех сопровождениях к фильму. Он создан для тех людей, которые хотя бы знают историю и понимают, что такого не было. Это не учебное пособие, а искусство и фэнтези.

Какова все-таки главная идея фильма, что вы хотели в нем показать?

На Западе жанр альтернативной истории очень развит: пишется много книг и снимается достаточно много фильмов о том, «как могло бы быть если…» У меня давно возникла мысль снять в подобном жанре: была идея снять историю о России и о людях, которые в ней живут. И главные герои должны быть узнаваемы, так как о судьбе Пушкина и Лермонтова много написано – это действительно узнаваемые личности. «Дуэль» – это фильм про живых людей, а не памятники в лице великих писателей. И перед актерами встала непростая задача – показать главных героев такими, какими они бы были в лице обычного человека с настоящей жизнью.

3 февраля, студия «Река», показ фильма «Дуэль. Пушкин-Лермонтов», Денис Банников

По каким критериям выбирались актеры на ключевые роли?

Первый, самый важный критерий – это безусловная похожесть, с учетом их возрастных изменений спустя 20 лет. Пушкин был эфиопских кровей со смуглым лицом, он брал не внешней притягательностью, а своей необъяснимой внутренней харизмой, ведь за него вышла замуж первая красавица – Гончарова, эту внутреннюю силу нужно было показать. Быть женой гения – тяжелый крест, который не все вытаскивают, вспоминая даже серебряный век, истории гениев. Лермонтов же был боевым офицером, я предположил, что если бы он остался жив, то вполне мог бы участвовать в Крымской войне. Герои должны быть убедительными, чтобы через пять минут человек забыл, о том, что это вымысел и найти подобных актеров было трудно.

Это интересно:  Композиции, необходимые для ожидания новогодней ночи!

Почему за основу взята история именно этих гениев и в чем, по-вашему, заключается их гениальность?

Потому что, вне всякого сомнения эти два гения являются великим наследием нашей страны. А гениальность заключается в том, что человек интересен в любом веке и в любом времени. И для того, чтобы сделать фильм современным, каким он и получился, несмотря на то, что действия происходят в XIX веке, он должен быть понятен и интересен нынешнему зрителю, зритель должен поверить в представленную нами альтернативу. Но я не меняю кардинально историческую основу: просто эти люди остаются живы и продолжают жить в предлагаемых обстоятельствах 1857 года. На примере двух людей, мы хотели показать кто такой гениальный человек в России, который переживает свое время и как он существует в новом.
У нас есть мысли создать военное кино о реальных судьбах, о людях со своими историями. Чтобы показать, как было на самом деле, для этого нужно много времени на поиск детальной достоверной информации о каких-то отдельных военных действиях Великой Отечественной войны.

Чтобы Вы могли пожелать жителям Саратова и начинающим режиссерам?

Во-первых не доверять полностью тому, что выдается за истину, потому что, если копнуть глубоко, вылезают совершенно иные факты. До всего нужно доходить своим умом, анализировать, сопоставлять факты. На самом деле, даже в нашем городе много великих людей, о которых можно снять кино, вспоминая Гагарина, Яблочкова и т.д. Именно на примерах из прошлого воспитываются поколения. Интерес к жизни – это то, что всегда держит на плаву.
После показа «Дуэль. Пушкин-Лермонтов», Денис Банников поделился с гостями клипом на социальную сатиру «Пентаграмма», премьера которого будет в ближайшее время. Фильм раскрывает цинизм современного мира, и, судя по непродолжительной презентации, обещает быть откровенным и смелым.

Текст: Диана Хасанова
Фото: Надежда Исмагилова
Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »