Мероприятие, концерт, театр, билет, событие, город, куда, кинотеатр, сходить, спектакль, ru, сеанс, сегодня, ребенок, полный, онлайн, кино, купить, саратовский, расписание, афиша, саратова, Саратов, афиша саратов, афиша кино, кино, победа, саратов, новинки кино, дом кино

«Белая гвардия» — премьера в Саратовском ТЮЗе

Дек 21 • PRO Искусство, В НОМЕР

Премьеры Саратовского ТЮЗа вызывают постоянный интерес зрителей не только режиссерскими решениями и актерской игрой, но и выбором сложного во всех смыслах материала. Еще носит статус премьерного масштабный спектакль «Двенадцать стульев», а ТЮЗ уже представляет нашим театралам новую премьеру — «Белую гвардию» Михаила Булгакова. Известно, что Булгаков написал несколько вариантов пьесы «Дни Турбиных» по своему роману «Белая гвардия». Режиссер Георгий Цхвирава (Омский академический театр драмы) обратился к более ранним редакциям и на их основе создал собственный вариант, который и был представлен саратовской публике. Премьера состоялась 20 декабря, а чуть раньше, 19-го, при переполненном зале прошла сдача спектакля.

Мероприятие, концерт, театр, билет, событие, город, куда, кинотеатр, сходить, спектакль, ru, сеанс, сегодня, ребенок, полный, онлайн, кино, купить, саратовский, расписание, афиша, саратова, Саратов, афиша саратов, афиша кино, кино, победа, саратов, новинки кино, дом кино

О спектакле

Спектакль «Белая гвардия» не претендует на небывалую масштабность. Здесь нет массовых сцен и сверхсовременных спецэффектов. Его сложность в другом – достаточно минималистичными средствами передать атмосферу времени и места. И еще. Конечно, не всем довелось посмотреть знаменитую МХАТовскую постановку, но отрешиться от сложившихся образов после фильма «Дни Турбиных» зрителю очень сложно. Насколько сложно это было актерам, представить не берусь. А отойти, избежать напрашивающихся повторов ставшего классикой исполнения Владимира Басова, Василия Ланового, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова, Сергея Иванова, Андрея Ростоцкого, Валентины Титовой и других признанных звезд было необходимо. Потому что понятно — сравнивать все равно будут, даже помимо воли. В чем-то «отход» получился даже более приближенным к Булгакову. Например, некоторые вполне «взрослые» герои пьесы значительно помолодели, а ведь это как раз соответствует первоисточнику: по пьесе той же Елене Васильевне всего 24 года, Студзинскому 29, а Николеньке и вовсе 18 – по современным меркам вчерашний выпускник средней школы, мальчишка. Да и Лариосик недалеко от него ушел.

Нет смысла пересказывать сюжет и в который раз говорить о драме отдельно взятой семьи и каждого лично на фоне общей трагедии страны – гражданской войны. Об этом много сказано и наверняка будет сказано еще больше. За время действия как-то забывается, что Мышлаевский, Студзинский, Шервинский – не члены семьи, настолько близки друг другу при всей своей разности люди, собирающиеся в квартире Турбиных. В дни, когда в мире все встает с ног на голову, им, аристократам, дворянам, для которых понятия «честь», «порядочность», «Отечество» незыблемы, надо хотя бы понять, как жить и что делать дальше. И вот именно это – отношения между близкими людьми, способность «сохранить лицо», остаться человеком в нечеловеческих условиях – захватывает внимание куда больше, чем банальный вопрос «За белых или за красных».

Мероприятие, концерт, театр, билет, событие, город, куда, кинотеатр, сходить, спектакль, ru, сеанс, сегодня, ребенок, полный, онлайн, кино, купить, саратовский, расписание, афиша, саратова, Саратов, афиша саратов, афиша кино, кино, победа, саратов, новинки кино, дом кино

Об удачах

От первой до последней сцены великолепен Мышлаевский (Артем Кузин) – яркий, разный и цельный. Лариосик выгляди настолько неожиданно, что (да, сравнения, как от них не убегай, все равно напрашиваются) невольно возникает мысль, будто главной целью в создании этого образа был именно отход от персонажа Сергея Иванова. Однако он убедителен, мило нелеп и в меру застенчив, что и требуется от кузена из Житомира. А еще чувствуется, что, несмотря на всю его неприспособленность, в действительно сложной ситуации на него можно положиться. Студзинский (Алексей Кривега) немногословен и спокоен. Несмотря на то, что особо проявиться ему, вроде бы, и негде, есть ощущение характера, живого человека, который слово «Отечество» даже произносит с большой буквы.

Монолог Алексея в первом акте о гетмане, кажется, заставил замереть весь зал. Михаил Афанасьевич, вы знали?… Вообще монологи в спектакле особенно яркие, возможно потому, что дают достаточно пространства и актеру, и его герою, чтобы развернуться.

При всей серьезности пьесы там немало юмора и просто забавных моментов – люди остаются людьми, пока не разучились смеяться. А уж знаменитое «Вы тут водкой полы моете?!» гарантированно вызывает смех в зале.

Мероприятие, концерт, театр, билет, событие, город, куда, кинотеатр, сходить, спектакль, ru, сеанс, сегодня, ребенок, полный, онлайн, кино, купить, саратовский, расписание, афиша, саратова, Саратов, афиша саратов, афиша кино, кино, победа, саратов, новинки кино, дом кино

О грустном

Я с глубоким уважением и трепетом отношусь к театру и к сложнейшей работе, в результате которой появляется цельный спектакль. И когда что-то, как царапина на стекле, мешает принять его безоговорочно, это грустно. Для меня такие «царапинки» в спектакле, к сожалению, были. Знаете, чего мне, пожалуй, не хватило в «Белой гвардии»? Белой гвардии. Понятно, что безупречных людей не бывает, и идеализировать героев пьесы нет нужды. Но все-таки это «господа офицеры» — аристократы, с детства привыкшие к чувству, нет, не превосходства, а собственного достоинства; к определенной манере поведения; к определенной выправке, в конце концов. Да и Елене в самом деле трудно принять предательство мужа. Ведь она женщина, хранительница очага, хозяйка, всегда находящаяся под опекой мужчин – отца, мужа, братьев. И Тальберг (к слову, по пьесе он изрядно старше Елены), независимо от того, любит ли она его и насколько с ним счастлива, — венчаный муж. Решиться на развод с ним, признаться самой себе, что ей небезразличен Шервинский, его ухаживания и влюбленность – значит выбить еще один кирпичик из фундамента привитых всей прошлой жизнью ценностей. А это трудно, это очень тяжело.

Нет-нет, ничего явно «неприличествующего» не происходит. Но почему-то герои пьесы кажутся чуть более современными, чем могли бы быть представители потомственного дворянства сто лет назад. Возможно, это упрощает восприятие. И, может быть, это неплохо. Сколько зрителей – столько и точек зрения.

Нельзя забывать, что первый показ чаще всего не обходится без каких-то шероховатостей, даже если актеры, режиссер и вообще все, кто причастен к постановке, сделали все возможное и немножко невозможного. У «Белой гвардии» есть все, что нужно, чтобы спектакль «разыгрался» окончательно. Он интересен, он актуален и он, право, стоит зрительского «Спасибо!».

Текст: Елена Имбирева

Фото: Михаил Гаврюшов

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »