Спектакль «Белая уточка» Театра кукол С.В. Образцова открыл Первый межрегиональный фестиваль театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Зрители увидели его 17 октября 2023 года, сразу после церемонии открытия. Самый, пожалуй, известный в стране и даже, можно сказать, легендарный театр кукол удивил с самого начала – спектакль был показан не в «Теремке», как можно было бы предположить, а на исторической сцене Саратовского ТЮЗа.

Сказочный сюжет с несказочной моралью

Сюжет русской народной сказки о белой уточке хорошо известен. Он является одним из «бродячих» сюжетов, который в разных вариациях можно встретить в фольклоре и более поздних литературных пересказах разных стран. Темная сила, злобная героиня (колдунья, служанка) подменяет жену или невесту богатого и знатного мужа (жениха), но при этом не может погубить молодую беспомощную соперницу окончательно. В итоге муж/жених все-таки узнает правду самым невероятно-сказочным образом (обычно через говорящих животных или предметы), злобную самозванку жестоко карают, а добрая героиня занимает свое законное место. Надо сказать, что происходит все это обычно потому, что героиня нарушает некие правила, запреты, которые обещала соблюдать. Чаще всего – не разговаривать с незнакомцами, не покидать своего места (не выходить из дома, не слезать с коня в дороге и т.д.). Так что мораль заключается не столько в том, что добро непременно восторжествует над коварством и злом, побеждая даже смерть, сколько в том, что нельзя нарушать данных обещаний, нельзя не выполнять запретов, которые, оказывается, не просто так существуют.

В Белой уточке князь должен уехать от молодой жены вскоре после свадьбы. Традиционно он наказывает ей «…не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться». Однако злой ведьме легко удается обмануть скучающую княгиню и уговорить прогуляться по саду, а потом и искупаться в пруду. Превратив княгиню в белую уточку, ведьма дожидается князя и прикинувшись княгиней занимает её место. Тем временем у белой уточки появляются дети: «…и деточки её вышли – ребяточки». Колдунья узнает об этом, ловит детей и убивает. Причитания уточки над мертвыми сыновьями слышит князь. Тут-то он, наконец, понимает, что дело нечисто, и расколдовывает уточку. Княгиня занимает свое законное место подле мужа, колдунью жестоко казнят, а княжьих детей оживляют с помощью «воды живящей и воды говорящей».

В общем, получается довольно-таки страшная (да что там, жуткая!) история с хорошим, совершенно сказочным финалом.

О постановке

Театр Образцова позиционирует «Белую уточку» как мистическое фэнтези или фолк-хоррор. Соответствующая атмосфера создается задолго до начала самого действия: со сцены в зал течет туман, раздаются приглушенные тревожные звуки – то ли женские всхлипы, то ли вскрики ночной птицы. Что, конечно, интригует и удивляет – уж больно антураж не сочетается с представлением о незамысловатой народной сказке. Но это, как говорится, только присказка. Когда начинается сама сказка, становится понятно, что все привычные ожидания, традиционно ассоциирующиеся со словами «сказка» и «театр кукол», зрителю следовало оставить где-нибудь не ближе гардероба…

Это непривычно. Это необычно. И это чертовски завораживающе.

Если говорить о визуальном восприятии, это органичное сочетание условности и реалистичности. То есть корона Княгини, наручи, ещё какие-то элементы – всё это есть. Но при этом костюмы – полуроскошь, полулохмотья; прически – дреды и растрепанные волосы; грим – нарочитый и условный, как маскировочный или боевой раскрас. Это добавляет ощущения вневременности, нереальности и даже, пожалуй, некой потусторонности происходящего – уже не сказка, но сказание, миф. А может быть, сон?

О Ведьме, о ее визуальном воплощении, надо говорить отдельно. Огромная черная птица с человеческим лицом – сама по себе уже жутковатый образ. И ведь лицо-маска вовсе не страшное, без утрированных уродств вроде длинного носа крючком или торчащих зубов; спокойное, с правильными чертами. Но именно эта правильность в сочетании с полной неподвижностью (маска чем-то напоминает ритуальные маски или лики идолов, даже глаза нарисованные, немигающие) создает ощущение… нет, не примитивного зла ради выгоды, а чего-то в принципе несопоставимого с человеческими понятиями, гораздо более древнего, более зловещего и, что самое страшное, более равнодушного. Полное нарушение привычной человеческому глазу пластики движений, пропорций, геометрии тела, если угодно (крылья периодически становятся точками опоры, как в археологических реконструкциях древних летающих ящеров; движения то плавные, то какие-то неуклюже-угловатые; лицо всегда ниже привычного уровня и при этом постоянно обращено к зрителю) – это составило бы честь любому фильму в жанре мистических ужасов!

…Да, но это ведь театр кукол? Не беспокойтесь, Театр Образцова не ушел «в драму». Князя, Княгиню и Ведьму играют актеры (можно ли, учитывая сложность костюма, считать Ведьму ростовой куклой – вопрос чисто технический и, честно говоря, лично меня, как зрителя, не особо волнующий). Но куклы, конечно, есть – сыновья Княгини-уточки. И они тоже по-своему условны – наполовину «утятушки», наполовину «ребятушки». Да ещё Уточка, в которую превращается Княгиня, сложена из рук актрисы, без каких-либо дополнительных аксессуаров. Полноценные участники спектакля, они воспринимаются, как вполне живые и самостоятельно действующие. Никакого диссонанса от взаимодействия актеров и кукол не возникает, действо остается эмоционально и визуально цельным.

О спектакле

В спектакле очень мало слов. То есть именно актерской речи, как таковой, – диалогов, монологов. Основные фразы из классической версии сказки звучат, повторяются, меняются местами и переплетаются с народными напевами, заговорами, обрядовыми песнями. Получается такой сплав слов, музыки и пластики, который превращается в цельный, понятный и очень эмоциональный язык. Хотя зрителям, которые привыкли воспринимать спектакли в первую очередь «головой» — через слова, через действие – пожалуй стоило бы перед спектаклем перечитать «Белую уточку», как читают перед началом краткое содержание оперы или балета. Но для тех, кто может «отпустить эмоции» и просто впитывать в себя происходящее на сцене, ничего больше не требуется, все понятно. Более того, незамысловатая сказочная канва в спектакле расцветилась массой тонких эмоциональных моментов.

Княгиня не просто нарушает данное мужу обещание – она буквально изнывает от скуки. Уже и мужу вслед смотрела-смотрела, уже и ягодок на полянке у дома пособирала, уже и пряжи напряла, уже и полотно соткала, уже и песен попела и музыку поиграла… Ну как ей – молодой, веселой, беззаботной – не поддаться искушению хоть чуть-чуть себя развлечь прогулкой или купанием в жаркий день? А искушение было, ещё какое! Когда впервые появляется за спиной Княгини Ведьма и укрывает её своими черными крыльями, — как утопает в них Княгиня и как, встрепенувшись, пытается освободиться!

Князь не безоговорочно принимает Ведьму за свою жену, чувствует, что что-то не так. Довольно странный момент в сказке (как же можно было настолько обознаться, если Ведьма просто «нарядилась в её платье, убралась, намалевалась»?) в спектакле становится понятным и логичным – Ведьма не только обманула Князя, она его приворожила. Отправляясь ловить белую уточку Князь то ли спит, то ли грезит на берегу; кажется, еще мгновение – и он узнает настоящую Княгиню… Вот он уже тянется к ней, но снова звучат слова приворота и отнимают у него волю, превращая лицо в маску – вроде живой человек, а вроде и нет, а так, кукла в ведьминых руках-крыльях.

И уж совсем пронзительно звучат прощальные слова сыночка-Заморыша: «Ты прости нас, матушка… Не послушались мы… Убила нас ведьма…»

Материнское горе оказывается сильнее колдовства. Или это каждый человек способен сотворить ворожбу, если у него нет другого выхода? Уточка снова становится Княгиней. Ведьма повержена и кости её развеяны. «Вода живящая и вода говорящая» оживила всех троих сыновей. Князь, избавленный от морока, веселится вместе с любимой женой и сыновьями. Со сцены в зал буквально льется счастье, безоглядная искренняя радость, которой невозможно не верить.

Хэппи энд? В хорроре? Это было бы мило, но… фальшиво.

Княгиня, уложив мужа и детей, улыбается – спокойно и облегченно. Вот теперь всё в порядке, теперь всё так, как должно быть. Дело сделано. Она подходит к пруду, садится на берег, оборачивается к зрителям, продолжая улыбаться, и – «Кря!» — соскальзывает в воду белой уточкой.

Справка

Премьера спектакля «Белая уточка» состоялась 20 ноября 2021 г.

Спектакль стал Лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа режиссёра» и «Лучший спектакль».

Автор пьесы, художник, режиссер –Борис Константинов.

В спектакле заняты: Владислав Камышников, Екатерина Малетина, Максим Кустов.

Текст: Елена Имбирева.

Вам будет интересно

  • Эйнар и Брунилла: история крылатого человека

    Окт 2023

    Спектакль «Эйнар и Брунилла» Мурманского областного театра кукол Саратовские зрители увидели на сцене театра кукол «Теремок» 20 октября в рамках Первого межрегионального фестиваля театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Спектакль одного ...

    читать
  • О книжных новинках ноября из серии «проза»

    Окт 2023

    Ох уж эта осень с её плачущими затяжными дождями и переменчивой (из не очень комфортной до супер совсем не комфортной) погодой. Так и хочется закутаться в плед с книжкой, чтобы автор отвлек своим ...

    читать
  • Каре ягненка: советы и рецепт

    Окт 2023

    Каре ягненка — это один из самых ценных мясных деликатесов. Мясо молодого барашка на тонком ребре, которое придает блюду сочность и аромат, не имеет лишнего жира, слишком насыщенного аромата и жесткости. Это позволяет ...

    читать
  • Юлия Танюхина — «Заслуженный артист Российской Федерации»

    Окт 2023

    За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность ведущая солистка Саратовского академического театра оперы и балета Юлия Танюхина удостоена почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Указ «О награждении государственными наградами ...

    читать
  • Открытие I Межрегионального фестиваля театров кукол «Формат К»

    Окт 2023

    17 октября 2023 гола на сцене Саратовского театра кукол прошло торжественное открытие, которое дало старт I Межрегиональному фестивалю театров кукол «Формат К». Зрители увидели специальную театральную программу, подготовленную артистами Саратовского театра кукол. Они ...

    читать
  • Книжные новинки о кинопрофессиях

    Окт 2023

    Книжные новинки осени для влюблённых в процесс создания кино. Базовый курс: Операторское искусство. Учимся снимать на пленку и цифру. Том Шроппель Экспозиция, линзы, освещение и другие тонкости профессии «Оператор» — в книге, по ...

    читать