Эксперты проекта «Билет в будущее» и компания «Профилум» выяснили, в каких профессиях хотят развиваться ученики 6-11 классов, какой уровень образования считают достаточным и как узнают об особенностях профессий. 61% учеников 10-11 классов практически или полностью определились с выбором профессии и образованием.
Эксперты провели опрос среди 196,5 тыс. учеников 6-11 классов. Из четырехсот предложенных профессий школьники чаще всего выбирали пятнадцать вот таких: backend-разработчик; графический дизайнер; программист; художник; data scientist; повар; актер или актриса; дизайнер одежды; спортсмен; DevOps-инженер; мастер маникюра; психолог; архитектор; косметолог; frontend-разработчик. При этом, в 6-7 классах ученики чаще выбирают профессии, связанные с культурой и искусством. А в 8-11 классах больше тяготеют к инженерному делу, созданию новых технологий и техническим наукам.
Исследователи предложили 20 тыс. школьников оценить свою уверенность в выборе профессии. Больше половины тех, кто после 9 класса планирует поступать в колледж, а после 11 класса — в ВУЗ, настроены на долгосрочное развитие в выбранной сфере, серьезное отношение к обучению и дальнейшую работу по профессии. Чем старше ученик, тем выше определенность, как в выборе профессии, так и в достаточном для нее уровне образования. В 6-7 классах полностью определились с выбором профессии и образования 24% детей, в 8-9 классе — 26%, а к 10-11 классу это число достигает 29%. 61% учеников 10-11 классов практически или полностью определились с выбором профессии и образованием.
Исследователи выяснили у 24,2 тыс. школьников, какой уровень образования они считают достаточным. Так, 34% учеников выбирают бакалавриат, а 21% — магистратуру. Два и более дипломов о высшем образовании считают необходимыми 15% опрошенных, и еще 9% выбрали аспирантуру и научную степень. Предпочитают образование в колледже 21% учеников 6-7 классов и 25% учеников 8-9 классов. Не определились с должным уровнем образования 17% учеников 6-7 классов, 14% 8-9 классов и 10% 10-11 классов.
«Постоянно анализируя результаты учеников в «Билете в будущее», мы видим, насколько повышается уровень их осознанности в выборе профессий. Особенно показательны результаты среди тех, кто попал к нам в 6-7 классах. Ранняя профориентация помогла более 60% учеников к 10-11 классу полностью определиться, кем они хотят стать, и свободно ориентироваться в «дорожной карте» своей дальнейшей карьеры. При этом для нас очевидны и точки дальнейшего роста. Это усиление работы с мотивацией оставшихся 40% учеников. Актуализация методик с учетом полученных результатов исследований. И, конечно же, привлечение внимания школьников к ключевым отечественным отраслям, которые постоянно нуждаются в притоке свежих квалифицированных рабочих кадров», — комментирует Управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов Иван Есин.
Аналитики также выяснили предпочтительные для школьников способы знакомства с будущей профессией. Эксперты предложили 615,3 тыс. учеников 6-11 классов отметить наиболее предпочтительные из 16 различных способов получения информации о профессиях. На первом месте оказалось взаимодействие с профессионалами и работодателями (мастер-классы, разговор с представителем профессии, экскурсия на место работы, стажировка, практика) — 32%. На втором — получение информации в интернете, в том числе в соцсетях и у блогеров — 25%. Почти столько же (24%) суммарно набирают кружки, секции, курсы, занятия и уроки при различных образовательных организациях (школа, СПО, ВУЗ).
Также исследователи зафиксировали высокий уровень подверженности заблуждениям о дальнейшей карьере. Самые популярные из них связаны с зависимостью уровня дохода от престижности профессии, высоким влиянием статуса учебного заведения на дальнейшую карьерную траекторию и сложностью построения карьеры после СПО, т.к. колледжи, по мнению некоторых опрошенных, не престижны и туда «идут одни двоечники». Наиболее подвержены заблуждениям школьники 6-7 класса, среди них 54,3% опрошенных доверяют мифам. В 8-9 классах заблуждаются 41,1%, а в 10-11 классе — 52%.
«Ключевая задача современной профориентационной работы — развитие карьерной грамотности у школьников. Даже если подросток уверен в выборе будущей профессии, это еще не значит, что он рассмотрел все перспективные для него варианты и хорошо понимает, как выстроить свою траекторию. Не говоря про большой процент тех детей, которые слабо ориентируются в рынке и строят свое будущее, опираясь на стереотипы и заблуждения. Поэтому так важна работа, которая позволяет формировать у школьников достоверные знания о рынке и давать навыки, которые помогают в самоопределении и реализации своих талантов», — комментирует Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям «Профилум».
Справочно: «Билет в будущее» – всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций. Входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Оператором проекта выступает Фонд Гуманитарных Проектов. В 2022 году реализуется в мультимедийных парках «Россия – Моя история», на базе профессиональных образовательных организаций, а также на цифровой платформе.
По материалам Фонда Гуманитарных Проектов.

Вам будет интересно

  • Книжный фестиваль «МАРТ»

    Фев 2024

    С 8 по 10 марта 2024 года в Калининграде состоится книжный фестиваль «МАРТ». Цель события – обратить внимание жителей на важность чтения, а также познакомить калининградцев с новинками российской и зарубежной прозы на ...

    читать
  • Вебинары во Дворце культуры «Россия»

    Фев 2024

    27 и 28 февраля 2024 года во Дворце культуры "Россия" прошли вебинары, посвящённые деятельности инклюзивной творческой лаборатории в Саратовской области. 27 февраля состоялся вебинар "Опыт работы инклюзивной творческой лаборатории Саратовской области", в котором ...

    читать
  • Говорить и помнить: Пушкинка хранит имена героев России

    Фев 2024

    В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина состоялось мероприятие «Земля Героев: новые имена», посвященное Дню защитника Отечества. Его гостями стали студенты Саратовского архитектурно-строительного колледжа. Главный библиотекарь Бэлла Маклярская поздравила ребят и ...

    читать
  • Итоги Пушкинских чтений

    Фев 2024

    В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина подошла к концу Пушкинская декада.  Ее заключительным мероприятием стали XVII Пушкинские научные чтения на тему «Пушкин как дворянин и отец семейства». Они приурочены к 225-летию со ...

    читать
  • Вторая выставка военкора Владимира Аносова «Донбасс»

    Фев 2024

    На экспозиции будут представлены 40 снимков, сделанных в зоне СВО: на передовой, а также в Мариуполе, Донецке, Лисичанске, Волновахе, Луганске. Фотоэкспозиция «Донбасс» — это специальный проект «Российской газеты». Творчество Владимира Аносова — порой ...

    читать
  • Торжественное мероприятие в ДК «Россия»

    Фев 2024

    15 февраля 2024 года во Дворце культуры «Россия» состоялось  торжественное мероприятие, посвящённое 35-летней годовщине завершения выполнения боевых задач 40-й армией в Республике Афганистан. 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг ...

    читать