XXXII международный Собиновский музыкальный фестиваль продолжается. В этот раз разнообразие форм, указанных в программе (при том, что традиции фестиваля неуклонно соблюдаются) особенно разнообразно.
Первой «крупной формой», представленной на следующий день после концерта-открытия, стала премьера оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова. Надо добавить, что 2019 год для «Царской невесты» — дважды юбилейный: 175 лет со дня рождения композитора и 120 лет с первого исполнения оперы.
Немного истории
Помимо того, что театр с видимой гордостью показал саратовской публике премьеру одной из известнейших классических опер, она еще и идеально вписывается в тематику нынешнего фестиваля: «Герои истории на музыкальной сцене». Ведь за исключением Любаши, имена персонажей «Царской невесты» знакомы нам по учебнику истории: Григорий Грязной, Малюта Скуратов, Иван Лыков, Сабуровы, Собакины… Даже Елисей Бомелий (Элизиус Бомелиус) – реально существовавший при дворе Ивана Грозного лекарь, придворный врач и доверенное лицо царя, англичанин, большой специалист по ядам, отправивший с их помощью на тот свет немало неугодных государю людей (правда, и сам он, уличенный в шпионаже, закончил свои дни не лучшим образом — в тюрьме после жестоких пыток).
О Марфе Собакиной даже специалисты знают немного. Считается, что она была очень молода. Судя по тому, что Иван Грозный выбрал ее из 2000 претенденток на роль своей третьей супруги, и по реконструкции ее лица, она действительно была очень красива. Фактом является и то, что царь овдовел через пятнадцать дней после свадьбы – Марфа так и не оправилась от внезапной болезни и пробыла царицей всего две недели. Болезнь действительно была странной – ведь кандидаток в царицы отбирали не только по красоте, но и тщательно (насколько было возможно в те времена) проверяли их здоровье. Царю нужен был наследник, а потому его невеста не должна была иметь физических изъянов и Марфа подошла по всем критериям. Однако хворать она начала еще до свадьбы, сразу после помолвки, так что версия с отравлением выглядит вполне правдоподобно и реалистично.
Сюжет «Царской невесты» по-своему преподносит разгадку таинственной болезни и скоропостижной смерти молодой царицы. Историки предпочитают более прагматичную трактовку, предполагая, что Марфа стала жертвой политических интриг, но как знать, быть может сложная, запутанная история любви, ревности и предательства как раз и есть правильный ответ на вопрос. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду, но разве это мешает ценителям классики вот уже 120 лет наслаждаться мощной и лиричной музыкой и драматизмом оперы Римского-Корсакова по драме Льва Мея?
О «Царской невесте» на саратовской сцене
Образы персонажей этой историко-лирической драмы на сцене воплотили ведущие и любимые саратовскими ценителями оперы исполнители: лауреат Международных конкурсов Ксения Нестеренко (Марфа), заслуженный артист России Роман Гранич (Григорий Грязной), лауреат Международных конкурсов Марина Демидова (Любаша), лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко (Малюта Скуратов), Иван Подгороднев (Иван Лыков), народный артист России Виктор Григорьев (Василий Собакин), Владимир Ушаков (лекарь Бомелий), лауреат Международных конкурсов Марина Демидова (Домна Сабурова), лауреат Международного конкурса Ольга Дё (Дуняша), Татьяна Грищук (Петровна).
Опера «Царская невеста» заявлена в афишах Собиновского фестиваля как концертное исполнение. Этот формат предполагает подачу чисто музыкального материала, предоставляя зрителям возможность услышать живое звучание без визуализации произведения. Однако, по словам художественного руководителя театра, народного артиста РФ Юрия Леонидовича Кочнева, в процессе работы формат концертного исполнения показался неубедительным, его было явно мало для столь насыщенного и яркого драматического произведения. Поэтому 22 мая зрители увидели не концертное исполнение в общепринятом варианте, а некое его сочетание с действом, наметками сценической постановки. Это и не «чистый» концертный показ и не полномасштабный спектакль. Но там есть движение, там есть драматизм, выраженный не только музыкальным исполнением, но и взаимодействием актеров, персонажей, есть обозначение костюмов, что немаловажно для визуального восприятия. Зрители приняли такое новшество с интересом и благодарностью, чему свидетельством – полный зал оперного театра. Впрочем, на Собиновском фестивале редко бывает иначе, уж очень знаковое это мероприятие для культурной жизни нашего города. И, конечно же, теперь мы с еще большим нетерпением будем ждать следующего сезона, в котором «Царскую невесту» обещают показать уже в полном сценическом варианте.
Судя по тому, что зрители уже успели увидеть, будущий спектакль обещает быть не только масштабным и сильным в музыкальном плане, но и очень красивым. Но это будет в следующем сезоне. А пока что впереди еще несколько дней Собиновского фестиваля, где будут и оперы, и балеты, и традиционный конкурс конкурсов вокалистов, и исполнение, близкое к жанру мелодекламации, и концерты. Праздник музыки продолжается!
Текст: Елена Имбирева
Фото: Александра Алпатова
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина завершился 29 открытый российский фестиваль анимационного кино «Открытая премьера». Напомним, что уже третий год подряд Пушкинская библиотека проводит на своих площадках бесплатные показы ...
Мар 2024
С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...
Мар 2024
23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...
Мар 2024
21 марта 2024 года во всех субъектах России пройдет Всероссийское родительское собрание, посвященное единой модели профориентации школьников. Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты» состоится в каждом классе, где реализуется профминимум. На этом ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. 5 апреля, 19:15, зал 2 Издательство «Альпина нон-фикшн» Дискуссия «“Слово о полку Игореве”: критерии достоверности научного знания» «Слово ...