О чём молчат  и никогда не расскажут тинэйджеры? Рекомендовано для просмотра родителям, чтобы лучше понять своих детей, узнать, что они скрывают от вас. (А может даже, узнать шокирующую правду, и вспомнить про дедовский ремень).

В пресс-релизе читаю, что постановка для зрителя от четырнадцати лет. Но, признаюсь, увидь я такое в свои подростковые годы, сказала бы, что всё ложь и клевета и вообще таких слов я не знаю. И наврала бы! Я, может, и не знала тогда, а вот мои знакомые, друзья, одноклассники знали. Да ещё как! Постановка получилась уж слишком натуральной, слишком настоящей и живой. Поэтому лично я рекомендую для лиц старше восемнадцати, но не очень старше. Вспомните свои «лихие», но чуть позже, чем 90-е, лет так на двадцать.

На новой экспериментальной площадке – планшете Большой сцены ТЮЗа прошёл премьерный показ эскиза спектакля по пьесе Владимира Антипова и Алексея Забегина «14+». Не хочу давать здесь краткий пересказ пьесы, чтобы ввести вас в курс дела и тем самым отнять у вас возможность посмотреть, почувствовать и раскрыть эту вещь постепенно самим. Но скажу только, что тинэйджеры разрешают нам увидеть ту жизнь, которую они хотят, чтобы мы видели, но они редко признаются, что на самом деле происходит. Этот спектакль – не попытка воссоздать атмосферу подростковой жизни, это её натуральнейшая постановка на сцене..

Для начала стоит сказать, что площадка ну очень необычная. Я минут пять не могла понять, что ряды для зрителей стоят именно на тех местах, где обычно на сцене стоят актёры, то есть, если бы в зале сидели люди, они бы были за нами. Просто перечитайте предыдущее предложение ещё раз и вдумайтесь. Я, как человек, заядлый театрал, была в «немом» восторге. Люблю «коллекционировать» сцены театров нашего города, на которых я побывала. На моём счету все подмостки Саратова.  Так что лично для меня такой приём «сцены на сцене» был актуальным для данного спектакля. Декорации заслуживают отдельного внимания. Если честно, сложно их описать. На разных уровнях от пола подвешены сложные железные конструкции, ассоциирующиесясо стройкой. Почти всё время спектакля главные герои Илья (Михаил Селиванов) и Лёша (Дмитрий Мамонов) то ходили по этим сооружениям, то висли на них, то прыгали и бегали, балансируя. Естественно, подвешенные декорации от каждого движения колыхались из стороны в сторону. И, не смотря на отличную физическую подготовку актеров; пару раз было видно, что конструкции в принципе не могут управляться, их движение зачастую носит абсолютно хаотичный характер. Мне очень понравилась такая метафора жизни подростка. Вспомните себя в четырнадцать. Едва ли многие из нас чувствовали себя уверенно в этом возрасте. Каждый день был борьбой с собой, своими внутренними комплексами, переживаниями. Казалось, одно неверное движение, и – пропасть. А сейчас, осознавая незначительность тех самых проблем, понимаем, что «пропасть» эта не больше полуметра высотой, и падать в неё не так уж больно и страшно. Но  тогда посмотреть на это вот так, со стороны, было невозможно.

Ещё одну метафору нам подсказывает Алексей: он рассказывает о школьном психологическом тесте, где он нарисовал своё настоящее в виде дома на клетчатой бумаге. Он признался, что это больше похоже на тюремную камеру. Тут можно сказать, что эти несчастные дети, как заключённые, сидят по домам, света белого не видят, живут в Интернете, ведут себя безнравственно, и вообще, «не та молодёжь пошла». Но в спектакле есть один момент, который говорит об этих детях лучше и больше, чем их речь или необдуманные поступки. Они хоронят мёртвого голубя. Илья читает голубю прощальную речь, называет его Джорджем, ведь «нельзя похоронить безымянного голубя». И тут мы понимаем, что мальчишки-то добрые, могут они и сострадать животному.

С самого начала спектакля мы наблюдаем за жизнью пяти четырнадцатилетних подростков-одноклассников. Видим все их «впервые»: первый поцелуй, первое алкогольное отравление … и зритель, вместе с актерами вспоминает эти моменты. Вообще, в этом спектакле я узнавала своё поколение, увидела в героях своих друзей и знакомых. Совершенно отчётливо я определила именно то время, десятые годы. Подростки в переходном состоянии: они всё ещё гуляют по улицам и общаются вживую, но уже начинают «зависать» дома за компьютером и приходят друг к другу в гости, чтобы поиграть в онлайн-стратегии, «порубиться» в «Доту». Кстати, скажу о потрясающем персонаже Денчике (Александр Степанов), у которого был свой «выход» на сцену. Точнее, «выезд». Каждый раз он выкатывался на своём компьютерном стуле, и это, я считаю, было гениально. Он буквально «сросся» со своим креслом, с которого не встаёт практически всю сознательную жизнь. И для нас он становится таким статичным персонажем, всё его существование протекает в онлайн-играх. Ещё одной потрясающей находкой режиссёра стала трансляция на экран видео-изображения Денчика. Мы как будто общаемся с ним по веб-камере. Для нас он не кто иной, как типичный «геймер».

В постановке есть две женские роли: Аня (Анастасия Бескровная) и Марина (Дарья Доронина). Первую мы все знаем: бойкая, не по годам развитая девчонка, которая была чуть ли не в каждом дворе. В школе её уважали и боялись задеть из-за её парня – «грозы района». Марина – звезда школы, начинающий видео-блогер. Она выкладывает в сети видео своего отдыха в Турции, в то время как её одноклассники уже начали учиться. Жизнь Марины – идеал для подростков её времени. Она недалёкая, но очень нравится Лёше, который даже посвящает ей свои первые нескладные стихи.

Хочу сказать немного о жаргоне, который используется в речи персонажей. Кроме безобидных слов «стрела», «чипсари», были такие, от которых у благовоспитанных барышень уши вянут, но я считаю, что в формате этого спектакля такая речь была не просто уместной, но даже необходимой.

Спектакль заставляет думать, рассуждать. И вам, дорогой читатель, советую сходить на него вместе со своими детьми или отдельно – совершенно точно вы станете понимать друг друга лучше!

[flickr_set id=»72157660687303512″]

Текст: Анастасия Минасян

Фото: Елизавета Герасимова

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Про живопись…

    Мар 2024

    Живопись – одно из самых древних искусств, которое существует уже тысячи лет. За это время она прошла через множество различных стилей и направлений, отражающих дух времени и художественные предпочтения эпохи. Давайте рассмотрим основные ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства NoAge

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё об одном мероприятии в рамках ярмарки. 5 апреля 2024 года в 19:15 в Лектории состоится разговор ...

    читать
  • Мар 2024

    В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина завершился 29 открытый российский фестиваль анимационного кино «Открытая премьера». Напомним, что уже третий год подряд Пушкинская библиотека проводит на своих площадках бесплатные показы ...

    читать
  • О презентации ТЮЗа Киселева на Международной выставке-форуме «Россия»

    Мар 2024

    С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...

    читать
  • Премьера в ТЮЗ – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Мар 2024

    23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...

    читать
  • Всероссийское родительское собрание

    Мар 2024

    21 марта 2024 года во всех субъектах России пройдет Всероссийское родительское собрание, посвященное единой модели профориентации школьников. Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты» состоится в каждом классе, где реализуется профминимум. На этом ...

    читать