афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

«Что делать? – Войти в историю!»: уникальный проект театра «Балаганчикъ»

Июл 12 • PRO Искусство, В НОМЕР

Не знаю, как сейчас, но в не столь далеком прошлом роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» входил в обязательную школьную программу по литературе. Что само по себе вызывало стойкое нежелание его читать. Да плюс еще выхваченные из временного и исторического контекста критические статьи (тоже обязательные к ознакомлению) усиливали это чувство. А зря!

Роман-то интересный. И, честное слово, театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» за несколько месяцев сделал для его популяризации, да и для более близкого знакомства с нашим выдающимся земляком больше, чем школьная программа по литературе за все время своего существования. Речь идет об уникальном проекте «Что делать? – Войти в историю!»

Немного о проекте

Премьера спектакля «Что делать? Опыт противостояния», ставшего основой проекта, состоялась еще в 2019 году, но из-за ограничительных мер в связи с угрозой пандемии, не то, что посмотреть, но даже и узнать толком про этот новый опыт «Балаганчика» саратовская публика толком не успела. Однако спектакль продолжал жить. В 2020 году он получил целых три (!) «Золотых Арлекина»: за лучшую режиссерскую работу (Елена Смирнова), за лучшую женскую роль (мадемуазель Жюли, Елизавета Симагина) и в номинации «Дебют» (Даяна Жукоцкая за роль Веры Павловны).

После возобновления работы театров проект не просто полномасштабно продолжился – при поддержке Управления по культуре Администрации г.Саратова и Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского, благодаря получению Гранта Правительства Российской Федерации все желающие смогли посетить его бесплатно. А посмотреть там было на что! Проект состоит из трех частей: реконструкция жизни усадебного двора XIX века, театрализованная экскурсия по дому Чернышевских «Ожившие образы старого дома» и непосредственно спектакля «Что делать? Опыт противостояния». Кроме артистов театра «Балаганчикъ» в проекте принимали участие фольклорный ансамбль «Покров» (руководитель Равиль Шафеев), ансамбль эстрадно-народной песни «Ярило» (руководитель К.С. Михайлова), клуб-мастерская «Светлица» (руководитель С.В. Белоногова), конный клуб «Фаэтон». Словом, с помощью многих, очень многих людей и коллективов, проект получился масштабным, а главное, очень живым и неформальным.

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

«Ожившие образы старого дома»

— Проходите, гости дорогие! Народу-то у нас обычно много, все просители к Гавриилу Ивановичу идут, а сегодня вот, посвободнее, разошлись все, — хозяйка усадьбы, Евгения Егоровна, приглашает гостей в дом. Узкие деревянные лестницы, домотканые половички, скромная добротная обстановка небольших комнат… Рассказывая о семье, о трудах Гавриила Ивановича, Евгения Егоровна по пути успевает проверить, чем занимается Николенька (да-да, тот самый будущий литературный критик, философ-материалист, публицист, писатель, революционер-демократ Николай Гаврилович Чернышевский) и выбранить его за кляксу и небрежение в письме; спрятать от полиции Антонушку, в прошлом человека богатого, все состояние потратившего на благотворительность и ныне продолжающего творить благо по своему разумению, далеко не всегда совпадающему с мнением «уважаемых граждан»; познакомить гостей со своей сестрицей Александрой Егоровной, племянницей Любинькой, соседкой Устиньей Васильевной; обсудить с ними последние городские новости… А вот и сам хозяин дома, протоиерей Сергиевской церкви Гавриил Иванович. Мрачен и задумчив – только что вернулся из поездки и делится с супругой нерадостными мыслями по поводу увиденного. А потом все домочадцы, за исключением главы семьи, соберутся в голубой гостиной с красивым расписным потолком, чтобы почитать Диккенса, а может и спеть тихонько…

Это интересно:  Поразмышляем над «Чайкой»?!

Приглашение в XIX век

XXI век заканчивается, как только вы проходите в ворота усадьбы Чернышевских. Гостей встречают величальными песнями, показывают и рассказывают, что можно посмотреть и как отдохнуть до начала экскурсии. Дальше гостям предоставляется полная свобода. Никаких «посмотрели-пошли дальше-по газонам не ходить». Хочешь – присоединяйся к дворне, которая на лужайке под несмолкающие народные песни водит хороводы и играет в «ручеек». И знаете, эта нехитрая забава затягивает. Действительно весело! Хочешь – понаблюдай, как создаются домотканые половички, а то и сам попробуй освоить азы ткачества.  Хочешь – садись верхом на лошадь или погладь пестрых чистеньких козочек. Хочешь – просто поброди по двору; отдохни, неспешно покачиваясь на качелях; полюбуйся цветником с прекрасными розами или посиди на лавочке. Ну а уж чаю-то из настоящего дровяного самовара, да с вареньем, да с пирогами на свежем воздухе отведать – это уж как полагается! Без этого никак нельзя, что ж за хозяин такой, если гостей за стол не усадит!

И постепенно все заботы, все проблемы, все дела остаются там, где-то далеко, в XXI веке. Вы полностью входите в историю, в неспешный XIX век, в спокойный, незамысловатый мир скромной городской усадьбы… И даже современные технологии в виде дополненной реальности (приложение можно скачать перед входом) не нарушают этого ощущения. Собственно, получается самый настоящий семейный отдых на свежем воздухе, только куда более необычный и интересный, чем, например, в парке.

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

 «Что делать? Опыт противостояния»

Спектакль «Что делать? Опыт противостояния» проходит там, же в усадьбе. Декорациями служит сам дом – лестницы, крыльцо, балкон, двор перед ним. Импровизированный зрительный зал – несколько десятков стульев, расставленных рядами напротив. И это позволяет плавно перейти непосредственно к спектаклю, не нарушая сложившейся атмосферы, ощущения погруженности в прошлое, — даже если в доме Чернышевских домашних спектаклей не ставили, традиция эта хорошо знакома. И после осмотра дома, знакомства с семьей, отдыха во дворе и чаепития с пирогами получить от хозяев приглашение на спектакль на свежем воздухе представляется совершенно естественным.

Это интересно:  Пингвинёнок Пороро

Ну а дальше происходит то самое «обыкновенное чудо», которое так хорошо знакомо любителям театра, только еще более усиленное местом действия. Стараниями актеров оживают не только персонажи знаменитого романа Чернышевского, оживает сам дом. Сейчас в нем живут настоящие, живые и очень разные люди. Их желания, надежды, цели, недовольство, мечты полностью понятны и созвучны сегодняшнему зрителю, несмотря на то, что роману «Что делать?» уже (страшно сказать!) более полутора сотен лет.

Литературный первоисточник изобилует авторским текстом, который переплетается и с объяснением характеров героев, и их жизненных обстоятельств, и даже с их мыслями. Инсценировка в этом случае много потеряла бы, если бы в ней не появился Автор (Владимир Смирнов) – связующее звено между сценами, зрителями и персонажами, героями, и сам по себе являющийся полноправным действующим лицом. Это не озвучивание «голоса за кадром», это одновременно и наблюдатель, и полноценный собеседник.

Разумеется, создатели спектакля не пытались уместить в час сценического времени весь роман. Это получилось бы, как минимум, нелепо. Лишь начало, лишь первый опыт противостояния, обозначение дальнейших судеб. Вера Павловна (Даяна Жукоцкая) пока еще не знает, не понимает, как она хочет и, главное, как сможет жить дальше. Но точно знает, как она жить не хочет. Не хочет становиться «выгодным вложением» для маменьки Марьи Алексеевны (Ирина Короткова); не хочет «составить выгодную партию» со Сторешниковым (Александр Кравцов), который ей противен, даже слыша вполне жизненные и логичные доводы Жюли (Елизавета Симагина). А ведь это бунт! Настоящий бунт, пусть и в масштабах одной семьи. Какая дорога ждет молодую девушку, не видящую своего будущего в выгодном замужестве по указке родителей? Артисткой? Гувернанткой? И Лопухов (Данила Шувалов) искренне берется помочь, разузнать, навести справки. Потому и верит ему Верочка. Потому и брак с ним воспринимает не как неизбежный шаг на пути к свободе, а как саму свободу. Возможно, если бы между молодыми людьми не было бы чувств более сильных, чем дружеские, Вера Павловна все равно восприняла бы эту идею также, но им обоим повезло: любовь – не страстная, спокойная, даже робкая, все-таки была.

Несмотря на то, что спектакль выглядит цельным и завершенным, ощущения точки в конце не возникает. Скорее, это многоточие, заставляющее зрителя мысленно продолжать нити судеб всех персонажей, гадать, что будет с ними дальше. Впрочем, зачем гадать? Мы ведь знаем, где найти ответы, правильно? Да, после этого спектакля действительно хочется перечитать роман Чернышевского. И то, что это желание появляется – явный успех спектакля и всего проекта.

Текст и фото: Елена Имбирева, специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »