дипломный спектакль, ТЮЗ, Афиша Саратова, Спектакль, Саратов, Женитьба Фигаро, Фигаро

Дипломный спектакль «Женитьба Фигаро» на сцене ТЮЗа

Янв 20 • PRO Искусство, В НОМЕР

К дипломным спектаклям, по крайней мере, у нас в городе, отношение особое. Они всегда вызывают повышенный интерес и собирают полные залы. А уж если учесть, что дипломный спектакль студентов четвертого курса Театрального института Саратовской государственной консерватории (мастер Артем Кузин) пришелся на 17 января — самое, весьма запоздавшее по известным причинам, открытие 103-го театрального сезона ТЮЗа, —  понятно, что все желающие просто не смогли попасть на спектакль. Тем более, что в нынешних условиях зрительный зал может быть заполнен только на треть.

Со студентами мастерской Артема Кузина Саратовские зрители уже знакомы. Начиная со второго курса ребята трижды представляли свои работы широкой публике. Но «Женитьба Фигаро» — первая их работа на большой сцене ТЮЗа.

Взяться за пьесу, только в России насчитывающую два с половиной века сценической истории, шаг достаточно смелый. Риск вольно или невольно повторить какие-то уже найденные и широко известные моменты в режиссуре и актерской игре в этом случае весьма велик. Точнее, был бы велик, если бы пьесу решили поставить в привычном «классическом» стиле.

О спектакле

Яркое начало под исполняемую «вживую» песню, подчеркнутое светом и визуальными эффектами; динамичная пластика первого выхода актеров на сцену, своеобразное представление персонажей, чем-то напоминающее парад-алле, — все это с первых минут дает зрителю понять, что его ждет необычное действо. Особо хотелось бы отметить костюмы с нарочитым смешением стилей. Напудренные завитые парики и кринолины прекрасно уживаются с куртками-«косухами» и высокими ботинками. Главное, что выглядит это вполне органично и оправданно. К сожалению, попытки «осовременнить» классику на театральной сцене зачастую оставляют не самое приятное впечатление, а то и выглядят откровенной безвкусицей. О «Женитьбе Фигаро» такого не скажешь. Весь этот яркий микс XVIII и XXI века в костюмах, пластике, музыке, интонациях актеров словно выводит происходящее за рамки времени, позволяя актерам и зрителям существовать одновременно в двух мирах, подчеркивая, что любовь во всех ее проявлениях и со всеми сопутствующими ей эмоциями – вечная история для двоих.

Это интересно:  В мире иллюзии и волшебства Сергея Вадимовича Щукина!

О персонажах

Привычные нам герои изрядно помолодели. Что, в общем-то, совершенно оправдано. Ведь и граф Альмавива, и графиня Розина, и Фигаро с Сюзанной довольно молоды. Вспомните, со времени женитьбы графа, история которой рассказана в «Севильском цирюльнике», прошло всего три года. Граф тогда был явно молод, горячо и безрассудно влюблен в воспитанницу доктора Бартоло Розину. А значит и «старшее поколение» — Бартоло, Базиль, Марселина – по современным меркам люди даже не пожилые, а вполне, как сейчас говорят, «активного возраста». Так что Марселина, интенсивно занимающаяся аэробикой, по нынешним временам выглядит вполне естественно. Между графом и Фигаро, несмотря на соперничество и соблюдение отношений господина и слуги, нет-нет да и проскользнет нечто более неформальное, дружеское (сцены со «спаррингом», пощечиной и протянутым графом платком). Что тоже оправдано и логично – три года назад именно Фигаро фактически устроил свадьбу графа с Розиной, и, видимо, это была не первая его услуга, оказанная Альмавиве (опять же вспомним «Севильского цирюльника», в котором граф упоминает, что давал Фигаро рекомендации в министерство и просил подыскать ему место).

О грустном

Когда в спектакле случаются «слабые места» — это всегда грустно. Случилась, на мой взгляд, пара таких мест и в «Женитьбе Фигаро». По сравнению с динамичным в целом спектаклем монолог Фигаро, сам по себе сильный, эмоциональный, очень откровенный, показался слишком статичным и, как следствие, затянутым. Сцена в саду, по сути, кульминационная, выглядит несколько сумбурно. Возможно, здесь сыграли свою роль микрофоны, — в моменты, когда действие на сцене развивается особенно стремительно и ситуация достигает максимального накала, а реплики героев набирают темп, звук остается ровным и каким-то одинаковым, возникает сбивающее с толку ощущение «рассинхронизации звука и изображения». Впрочем, стоит помнить, что, во-первых, театр – это не кино, и ни один спектакль не будет из раза в раз абсолютно одинаковым, а во-вторых, спектакль 17 января был премьерным, впервые показанным выпускниками на большой сцене перед зрителями.

Это интересно:  "Свахи" в Опере

Послевкусие

Дипломный спектакль «Женитьба Фигаро» — яркий, насыщенный, динамичный, современный в лучшем смысле этого слова.  Он интересен и столь же интересно будет понаблюдать за его развитием, ведь каждый спектакль — живой, а значит, он растет, взрослеет, совершенствуется.

Спасибо Артему Кузину – мастеру и режиссеру; Софье Злобиной – художнику по костюмам; Максиму Шлыкову – художнику по свету; Евгению Чапайкину – видеохудожнику; Виталию Гаврилову, Алексею Дьяконову, Екатерине Кишевой, Полине Лариной, Матвею Пташному,  Ирине Петровой, Анастасии Запорожец, Татьяне Щедровой, Тамаре Грязновой, Наталье Янкевич, Никите Прилепскому, Павлу Свистунову, Степану Лябипову – молодым артистам, студентам Театрального института.

И еще… после спектакля очень захотелось прочитать всю трилогию Бомарше о Фигаро.

Текст: Елена Имбирева, специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »