В начале 89-го театрального сезона репертуар театра кукол «Теремок» пополнился спектаклем «Дон Кихот» по пьесе Бориса Голдовского и Екатерины Образцовой. Премьера спектакля состоялась 4 сентября 2025 года, а накануне вечером прошла сдача спектакля, на которую были приглашены представители СМИ.
До начала…
Несмотря на то, что первый открытый показ спектакля состоялся 4 сентября, мероприятия, связанные с премьерой, начались больше чем за сутки до этого момента. 3 сентября в Радищевском музее прошел показ-лекторий, посвященный творчеству народного художника РФ Сергея Александровича Алимова, советского и российского художника-мультипликатора, книжного графика. В течение двадцати лет он был главным художником Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова и именно Сергей Александрович стал художником-постановщиком спектакля «Дон Кихот». Те, кто не смог побывать в этот день в Радищевском музее, все же увидели эскизы С.А. Алимова к спектаклю, выставленные в фойе «Теремка».
Перед началом показа приглашенные журналисты и блогеры получили возможность поговорить с режиссером спектакля Алексеем Усовым. Разговор получился очень живой и интересный, Алексей рассказывал о работе над спектаклем, что называется, взахлеб. Мечта поставить «Дон Кихота» была давно: «Дон Кихот — это в культуре такой столп, фигура, ну, как Гамлет, например». Но в итоге, как это часто бывает, мечта осуществилась совершенно внезапно и неожиданно. Разумеется, было сложно. «Дон Кихот» поставлен в коллаборации с театром Образцова. И одним из пунктов этого сотрудничества стало то, что «Теремку» предоставили кукол из московской постановки. «Вообще-то так никогда не делается, — поделился эмоциями Усов. — Наоборот, режиссер с художником садятся, обсуждают, и художник создает кукол по замыслу режиссера. А тут вот эти самые куклы, которые играли в образцовском спектакле. Они там где-то лежали несколько лет. А это неправильно, куклы должны жить, должны играть. И мы их оживили» Много говорилось и о долгой работе над спектаклем, и об углубленном изучении Сервантеса и его эпохи, и о двойственности главного персонажа. Однако приближалось время начала спектакля и встречу с режиссером пришлось закончить. Было действительно чрезвычайно интересно. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.
О спектакле
Спектакль «Дон Кихот» в «Теремке» назвали «романсеро в куклах и людях». Романсеро в классическом понимании этого слова — цикл испанских романсов, в том числе и рукописных, в сборниках, или антология произведений одного или нескольких поэтов. В спектакле это совокупность игры актеров и кукол, танца и музыки.
Вызвал бы сейчас у современной публики интерес калькированный перенос романа Сервантеса на сцену? Не уверена. Во-первых, сатира на рыцарские романы в XXI веке, мягко говоря, неактуальна, а во-вторых… Во-вторых, мы люди здравомыслящие, даже рациональные, и романтизм сумасшедшего идальго сегодня вряд ли найдет горячее сочувствие во множестве сердец. Но вот переосмыслить историю Дон Кихота, не переворачивая ее с ног на голову — вот это интересно, это дорогого стоит.
Дон Кихот — натура двойственная. Да, намерения у него самые благие, но куда вымощена дорога благими намерениями, все мы прекрасно знаем. По словам режиссера, творческая группа попыталась посмотреть на эту двойственность со стороны, издали. Да, поступки Дон Кихота нелепы и не приносят окружающим ничего, кроме проблем. Но в перспективе, можно сказать, в космически отдаленном масштабе они, как ни странно, делают мир лучше. Наверное, так же в свое время реагировали обыватели на Христа.
Скажу честно, когда я читала роман Сервантеса, я «болела» за тех, кто пытался вернуть идальго домой, помочь ему вернуться в реальность. Ну право же, что толку от подвигов, которые приносят окружающим только беды. На спектакле я впервые сочувствовала Дон Кихоту. Потому что я увидела ребенка. Доброго, наивного, непосредственного и очень ранимого, живущего, как и положено детям, в своем мире, полном чудес и опасностей, в котором добро непременно победит зло, а благородство и самоотверженность важней сытости и покоя.
Да и Санчо Панса в спектакле не совсем такой, как в романе. Да, он так же сочетает простодушие, граничащее с наивностью, с крестьянским здравомыслием, но… Тут можно только вспомнить слова, которыми он говорит о своем хозяине: мол, и род у него захудалый, и всего хозяйства — ржавые доспехи, и лет ему за пятьдесят, «…но я ему верю». Санчо сам удивляется этой вере, но принимает ее как данность. Верит, потому что не может не верить, прекрасно видя все странности Дон Кихота.
Удивительное дело, но когда начинается бой Дон Кихота с Алонсо Киханой — бой с самим собой, бой благородного безумия со здравым смыслом — именно Кихана выглядит злобным порождением бреда. И он одерживает победу. Казалось бы, время торжествовать — нет больше Дон Кихота с его бредовыми идеями, есть благородный пожилой идальго Алонсо Кихана, прекрасно осознающий, что есть что в этом мире. Но… И снова это «но». Но теперь уже Санчо Панса пытается расшевелить своего господина, призывая его на битву со злобными великанами («Это всего лишь ветряные мельницы, Санчо!»).
Прекрасная дама сердца Рыцаря Печального Образа, Дульсинея Тобосская, все время повторяет, яростно, зло, раздраженно: «Не называйте меня так! Я Альдонса, Альдонсой и останусь!» Но вот Дон Кихот (ах, нет, теперь уже Алонсо Кихана) наконец-то называет ее Альдонсой. И оказывается, что простой деревенской девке, которой «… ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица…» не хватает гордой, страстной, утонченной Дульсинеи.
Совершенно потрясающе звучит финальный диалог Санчо Пансы и Дульсинеи (не ручаюсь, что передаю его дословно, но ключевые фразы врезались в память):
— А где же великаны, которых присылал ко мне Дон Кихот, чтобы они преклонили предо мной колени?
— Наверное, они приходили к Дульсинее. Но находили только Альдонсу.
— Ты ничего не понимаешь. Они обязательно придут. Потому что так хотел мой рыцарь — Дон Кихот.
Ребенок вырос. И всем, кто этого так жаждал, стало тоскливо и неуютно в этом правильном, абсолютно реальном мире. Теперь им придется обходиться без Дон Кихота. Или нет?
«…он отправился в путь, чтобы прожить то, что придумал сам (…) Дон Кихот, ты и сегодня среди нас, но имя твое теперь другое»*
________________________________
* из песни «Don Quijote» группы «Neoton Familia»
Текст и фото: Елена Имбирева
Вам будет интересно
Июл 2025
В июле выйдет исследование о преодолении нацистского прошлого в Западной Германии и история конфликта Израиля и Палестины. Также готовятся к выходу роман об исландском чернокнижнике, космический вестерн о силе печатного слова и переиздание ...
Июл 2025
Информируем о выходе новой книги: "Я не ленивый, глупый или сумасшедший. Спасательный круг самопомощи для взрослых с СДВГ". Автор Кейт Келли. О книге Вы привыкли к тому, что вы ничего не успеваете, не ...
Июл 2025
Лето — идеальное время для погружения в мир книг. Когда школьные будни остаются позади, а впереди долгие каникулы, самое время открыть для себя новые литературные миры. Этим летом издательства порадовали юных читателей особенно ...
Июн 2025
Роман Анны Стюарт "Акушерка Аушвица" — это пронзительная и глубоко эмоциональная история, основанная на реальных событиях с элементами художественного вымысла, которая переносит читателя в мрачные времена. Книга рассказывает о судьбе Станиславы Лещинской, акушерки, ...
Май 2025
Информируем о выходе новой книги: "Творческое объединение «Экран». История телеанимации от Леопольда до Пластилиновой вороны". Автор Сергей Капков. О книге Книга Сергея Капкова продолжает авторскую серию, начатую изданием «Легенды студии „Союзмультфильм“». Автор прослеживает ...
Май 2025
С 15 по 17 мая 2025 г. в ТЮЗе Киселева прошла лаборатория театральной критики под руководством известного театроведа, старшего педагога кафедры истории театра России (ГИТИС), проректора Высшего театрального училища (института) им. М. С. ...






