Конечно, первое, что хочется сказать: «Каменская возвращается!» Но, собственно, почему «возвращается»? Она никуда и не уходила. Как сказала сама Александра Маринина на презентации своего нового детективного романа «Другая правда», состоявшейся 19 августа в Стеклянном зале МИА «Россия сегодня»: «Последний раз она (Каменская) появилась не так давно, четыре года назад. Собственно, она появляется всегда, когда мне это нужно. Никакой внутренней логики в появлении Каменской у меня в голове нет». Вот и сейчас Анастасия Павловна понадобилась – и она появилась.
Кстати сказать, «Другая правда» — пятидесятое по счету произведение Марининой. Сама Марина Анатольевна к неожиданно проявившемуся юбилею отнеслась очень спокойно: она просто не знала, что создает уже пятидесятое произведение. По ее собственным словам, пишет она уже 27 лет, получается в среднем две книги в год – «нормальная производительность».
О новом романе
«Основано на реальных событиях» — фраза, которая гарантирует повышенный интерес публики к произведению. Но Маринина сразу же внесла ясность в эту формулировку, уточнив: «Этот роман не основан на реальных событиях. Это история анализа конкретного уголовного дела, события происходили 20 лет назад. Вот дело – реально. Оно находится в архиве. Все документы, которые там процитированы, я могу предоставить. Все даты, ход событий – все это реально. Изменены имена, место действия, адреса. Все цитаты взяты из реальных документов и именно так в документах и написано. Имена, естественно, изменены» Сам же сюжет достаточно статичен – Каменская разговаривает с молодым журналистом и рассказывает ему о следственной работе на конкретном примере, разбирая и пересматривая материалы уголовного дела двадцатилетней давности. По мнению Марины Анатольевны, новая книга вряд ли будет экранизирована именно из-за этой статичности, «разговорности». «Другая правда» — роман не для визуализации, а для чтения.
На презентации прозвучал вопрос о переводе романа на другие языки. На это счет у автора есть свои предположения: «Я не думаю, что конкретно этот роман будет интересен для зарубежной аудитории. Он может быть интересен очень узкому кругу специалистов, интересующихся вопросами правовой системы в России в 90-х г. Но есть Польша, Болгария и Литва, которые издают все книги, которые у меня выходят. Они очень любят Каменскую и думаю, они ее переведут. Но пока вопрос об этом не стоит, книга еще даже не поступила в продажу».
Не могли на пресс-конференции обойти вниманием и главного, любимого персонажа книжного сериала Анастасию Каменскую. Маринина не согласилась с тем, что Каменскую называют одним из главных образов, проповедующих феминизм: «Я очень не люблю слово «феминизм». Для меня это движение, которое призывает признать женщину лучше, чем мужчина. Я не понимаю, почему женщина должна иметь больше прав, чем мужчина, или мужчина больше, чем женщина.
Настя Каменская для меня олицетворяет одну-единственную мысль: «Каждый человек имеет право заниматься тем, что ему интересно и что у него хорошо получается». Если так случилось, что женщине интересно и у нее хорошо получается работать и еще и деньги за эту работу получать, содержать семью, а мужчина ей попался, который обожает готовить, — ну пусть живут так. Не надо над ними хихикать и показывать пальцем».
Вопросы о творчестве и не только
Разумеется, во время пресс-конференции дело не ограничилось рассказом о новой книге. И Александре Марининой, и присутствовавшему здесь же ее редактору Евгению Соловьеву задавали немало вопросов на разные темы.
Естественно, много спрашивали о творческом процессе:
С чего все начинается?
«Начаться может с чего угодно. Я очень много читаю и очень много смотрю в интернете фильмов. Все подряд. И жду, когда меня зацепит какое-то слово, фраза. Но «песчинкой» может стать слово в очереди, или я иду гулять с собакой и вижу какую-то пару, представляю себе, кто они».
Что самое трудное и что самое приятное?
«Открыть компьютер, завести файл и написать новую фразу – это очень страшно. Я для себя нашла недавно способ, как себя обмануть. Собирать материал мне всегда очень интересно, я это очень люблю, особенно если сфера для меня неизведанная. А вот начать писать – это сложно. А самый прекрасный момент, конечно – это последняя точка. Когда понимаешь, что сюжет закончен, все сделано и завтра мне не надо вставать с мыслями, что надо работать, можно поспать, посмотреть фильм, вообще заняться другими приятными делами».
Бывают ли творческие кризисы?
«Кризисы бывают. У меня их было два – 1,5 и 2 года. Я была уверена, что я больше ничего не напишу, что у меня больше нет ресурсов. Начала тренировать мозги в каких-то других областях, задействовать другие участки мозга и потихоньку и мысли вернулись, и желания, и кураж какой-то. Главное не останавливаться».
Не сошлись редактор и автор в ответе на вопрос о том, насколько трудно редактировать книги Марининой. По словам Евгения Соловьева «нет, там буквально 20-30 замечаний незначительных на весь текст, поэтому если мы даже напишем, что книга вышла под авторской редакцией, мы не соврем», а Марина Анатольевна была более критична: «Женя преуменьшает свою роль. Я живой человек. Я не могу все знать. Я не вижу свой текст, я внутри него. Поэтому когда я отсылаю свой текст Евгению, я ему говорю: «Евгений, читайте внимательно, ищите всех блошек. Пусть лучше больше найдете, лучше я с чем-то несогласно буду».
Были и более общие вопросы о литературе, например, о любимых книгах и о любимых авторах, в том числе детективного жанра. «По поводу любимых книг – у меня их нет. Потому что если книга когда-то прочитана и понравилась – да, она тогда понравилась. Сегодня она может не вызвать ничего, кроме тоски и скуки. Люди меняются. Поэтому я не понимаю, что значит «любимая книга». Если одна и та же книга все время нравится, значит мы вообще не изменились». А вот о коллегах по «литературному цеху» Марина Анатольевна говорить отказалась. По ее словам, они ныне живут и здравствуют, говорят на одном языке и обсуждать, отдавать предпочтение кому-то из них просто неэтично. «Зарубежных авторов обсуждать готова, российских – нет, никогда и ни с кем».
На жесткие и несколько даже провокационные вопросы о состоянии дел в современной полиции, в частности о коррупции и отставании в техобеспечении от преступного мира Марина Анатольевна, подполковник в отставке, отвечала столь же жестко и четко: «Консервативного лечения для этой болезни нет. Можно заменить министра. Но что он сделает? Начнет набирать тех, кто не коррумпирован, кто будет защищать? А где он их возьмет? Надо вырастить поколение некоррумпированных полицейских. И чтобы вокруг них ни снизу, ни сверху коррупции тоже не было. Иначе его в первый же день познакомят со всеми «прелестями» работы в полиции.
Надо вычистить поле, вырастить новое поколение полицейских. Вот тогда еще что-то может получиться. А все эти точечные меры – смена министра, смена начальника департамента – они ничего не дадут». «Деньги никогда не доходят до цели, потому что их воруют тут же. До тех пор, пока мы останемся страной воров, ничего нигде не изменится».
Честно и не без юмора ответила Маринина на вопрос о том, какая сила заставляет ее продолжать работать «после первого миллиона долларов», вместо того, чтобы путешествовать и наслаждаться жизнью. «Мне скучно. Я не люблю путешествовать. Я домоседка. Я люблю писать. Если я не хочу писать, я не пишу. Я себя не заставляю. И потом, первый миллион был заработан на пике популярности. Сейчас тиражи несколько упали, так же как и мои доходы, поэтому до второго миллиона дело не дошло».
Вместо заключения
По словам Евгения Соловьева, который так же является редактором русских изданий другого знаменитого мастера детектива Агаты Кристи, «вклад Марининой в развитие детективного жанра трудно переоценить. Именно с нее начался всплеск российской беллетристики». Книги Александры Марининой продаются в России гораздо большими тиражами, чем Агата Кристи.
Первоначальный тираж романа «Другая правда» составил больше 100000 экземпляров. Книга выходит в двух томах. Старт продаж первого тома назначен на 27 августа, а через неделю после этого в магазинах появится второй том.
Текст: Елена Имбирева
Фото: свободные источники интернет
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Чудеса России для детей (от 8 до 10 лет)". Автор Наталья Андриянова. О книге Маленькие читатели отправятся в увлекательное путешествие по России, где они узнают о самых известных ...
Мар 2024
«Эксмо» продолжает радовать читателей новыми выпусками уникального шоу «Что читать дальше», или ЧЧД-шоу. Каждый видеоподкаст – это новый взгляд на продвижение книг и чтения. ЧЧД-шоу собирает миллионы просмотров, и седьмой выпуск не станет ...
Мар 2024
В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина завершился 29 открытый российский фестиваль анимационного кино «Открытая премьера». Напомним, что уже третий год подряд Пушкинская библиотека проводит на своих площадках бесплатные показы ...
Мар 2024
29 марта 2024 года, впервые на русском, выйдет роман американского классика Генри Джеймса — «Другой дом». О тех, кто работал над текстом Над текстом Генри Джеймса работали Александра Горохова, Дарья Жирнова, Луиза Зарипова, ...
Мар 2024
Новая весна. Роберт Джордан Разгар Айильской войны. Айильцы впервые за многие годы пересекли Хребет Мира, отделяющий их родину от остальных стран континента. Цель вторжения — покарать короля Кайриэна за святотатство. У стен Тар ...
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Инструментарий хранения и анализа данных. Полное руководство по размерному моделированию". Автор Ральф Кимбалл, Марджи Росс. О книге Сегодня тысячи компаний собирают и сохраняют большие данные о поведении своих ...