Егор Харитонов о фильме Юрия Быкова «Дурак»

Еще хуже…

Фев 11 • В НОМЕР, В центре внимания, Мнения

Пронесло. Фильм Юрия Быкова «Дурак» именно что пронесло. Как мимо наград, так и мимо оголтелой критики. Вышедший по времени рядом с звягинцевским «Левиафаном», он просто обречен был на сравнения с обладателем Глобуса и Пальмой ветви, а также претендентом на Оскар.

С одной стороны: две сильные картины «дуплетом» выстрелили по зрителю свинцовыми реалиями российского бытия. С другой: лента посильней затерла вторую. Хоть сравнение и напрашивается, близость картин достаточно относительна. Главное общее (помимо времени выхода) — это критическое отношение к российской власти. Но по духу картины совсем разные. Если «Левиафан» отдает пусть и не чистой, но балабановщиной, то «Дурак» здесь ближе к своему предшественнику — перестроечному фильму «Фонтан». Вообще можно сказать, что он уже был снят 25 лет назад.

Он такой же, как было принято снимать в конце 80-х и начале 90-х: шумный, немного водевильный, где реальность смешана с несколько нелепым гротеском. Сюжеты фильмов по сути своей различаются не сильно: многоквартирный дом, заселенный явно небогатыми жильцами, приобретает в своих стенах огромную трещину, которая угрожает всему строению. Власть ведет себя именно так, как мы привыкли: плюет на проблемы, ворует то, что можно украсть и ничего не хочет знать об ухудшении ситуации. Только в 2014 году главный герой «Фонтана» несколько гипертрофируется — в нем неким образом абсолютизируется желание помогать ближним. А из-за непонимания со стороны ближних, как нам показывается в начале картины, этот спаситель переключается пусть не на все человечество, но на жильцов конкретного дома, в котором (опять же в отличие от «Фонтана») сам не живет..

Главный герой «Дурака» — простой слесарь, который из-за своей честности вряд ли уйдет далеко по карьерной лестнице. Именно он, замечая трещину и общий уклон здания, вскакивает среди ночи и решает идти на крайние меры — завалиться на празднование юбилея местной главы администрации, где в данный момент собрались все представители власти маленького уездного городка. В изображении чиновничьей братии гротеск перемежается с явными перегибами. Оттого не всегда понятны границы между наивностью героя и режиссера. То ли это сделано с целью «разжевать», то ли для пущего эффекта от финала.

Это интересно:  Ответ психолога. Часть 39

Кажется, что вот эта водевильность введена как раз для того, чтобы зритель немного расслабился, потерял бдительность. Юрий Быков ведет здесь себя как боксер, в паре первых раундов прикидывающийся новичком — совершает наивные ошибки: то тут недотянет, то тут пережмет. И герои вдруг из реальных, вполне ощутимых в любом провластном кабинете, превращаются в сказочных злодеев, желающих ни больше, ни меньше, мир разрушить. А с виду нормальный сантехник и правда оборачивается Иванушкой-дурачком. Однако концовка все же «выстреливает». Несмотря на чрезвычайную логичность и предсказуемость сюжетного хода, она действует должным образом. К последней сцене Быкову удается заставить зрителя подумать, что того сейчас уже ничем не пронять. Это делает решающий удар нокаутирующим.

Вообще, появление фильма, концепция которого построена на перестроечных чаяниях, означает, что с тех времен как минимум ничего не изменилось. Только более крикливый «Фонтан» — все же картина со светлым взглядом на будущее. Мол, да, нас не устраивает действительность, но мы же живем в свободной, демократической стране, и нам, чтобы решить проблему, достаточно собраться вместе, договориться друг с другом, а где-то и с самим собой. А после этого уж все сдюжим. И до власти докричимся. А она уж, как миленькая, сделает все, что мы попросим. Главное даже не столько потребовать, сколько обратить на себя внимание, доказать, что мы есть.
В «Дураке» же перед зрителем предстает картина абсолютной беспросветности. На помощь никто не придет. Договориться ни с кем не реально. А если кто и отзовется, похвалит, протянет руку, сделает это только для того, чтобы посильнее врезать поддых. И это среди тех, кого называем «своим». Что касается придержащих власть, их мотивировать можно только собственной выгодой. В данном случае — возможностью избежать проблем. Но если найдется менее сложный способ, то не составит труда пойти ради его исполнения по головам.

Это интересно:  Брандт Брасс Ансамбль выступит в театрализованной программе «Завтра была война...» на Театральной площади

Реальность по Быкову в этом фильме можно свести к короткому анекдоту: «Вы думаете, что все плохо? Вы ошибаетесь: все еще хуже». Пусть, радеющие за других дураки и не вывелись еще все, но толку от них уже никакого нет. И дело совсем не в «Левиафане». Просто так совпало.

Кино смотрит Егор Харитонов

Комментарии закрыты.

« »