Пронесло. Фильм Юрия Быкова «Дурак» именно что пронесло. Как мимо наград, так и мимо оголтелой критики. Вышедший по времени рядом с звягинцевским «Левиафаном», он просто обречен был на сравнения с обладателем Глобуса и Пальмой ветви, а также претендентом на Оскар.
С одной стороны: две сильные картины «дуплетом» выстрелили по зрителю свинцовыми реалиями российского бытия. С другой: лента посильней затерла вторую. Хоть сравнение и напрашивается, близость картин достаточно относительна. Главное общее (помимо времени выхода) — это критическое отношение к российской власти. Но по духу картины совсем разные. Если «Левиафан» отдает пусть и не чистой, но балабановщиной, то «Дурак» здесь ближе к своему предшественнику — перестроечному фильму «Фонтан». Вообще можно сказать, что он уже был снят 25 лет назад.
Он такой же, как было принято снимать в конце 80-х и начале 90-х: шумный, немного водевильный, где реальность смешана с несколько нелепым гротеском. Сюжеты фильмов по сути своей различаются не сильно: многоквартирный дом, заселенный явно небогатыми жильцами, приобретает в своих стенах огромную трещину, которая угрожает всему строению. Власть ведет себя именно так, как мы привыкли: плюет на проблемы, ворует то, что можно украсть и ничего не хочет знать об ухудшении ситуации. Только в 2014 году главный герой «Фонтана» несколько гипертрофируется — в нем неким образом абсолютизируется желание помогать ближним. А из-за непонимания со стороны ближних, как нам показывается в начале картины, этот спаситель переключается пусть не на все человечество, но на жильцов конкретного дома, в котором (опять же в отличие от «Фонтана») сам не живет..
Главный герой «Дурака» — простой слесарь, который из-за своей честности вряд ли уйдет далеко по карьерной лестнице. Именно он, замечая трещину и общий уклон здания, вскакивает среди ночи и решает идти на крайние меры — завалиться на празднование юбилея местной главы администрации, где в данный момент собрались все представители власти маленького уездного городка. В изображении чиновничьей братии гротеск перемежается с явными перегибами. Оттого не всегда понятны границы между наивностью героя и режиссера. То ли это сделано с целью «разжевать», то ли для пущего эффекта от финала.
Кажется, что вот эта водевильность введена как раз для того, чтобы зритель немного расслабился, потерял бдительность. Юрий Быков ведет здесь себя как боксер, в паре первых раундов прикидывающийся новичком — совершает наивные ошибки: то тут недотянет, то тут пережмет. И герои вдруг из реальных, вполне ощутимых в любом провластном кабинете, превращаются в сказочных злодеев, желающих ни больше, ни меньше, мир разрушить. А с виду нормальный сантехник и правда оборачивается Иванушкой-дурачком. Однако концовка все же «выстреливает». Несмотря на чрезвычайную логичность и предсказуемость сюжетного хода, она действует должным образом. К последней сцене Быкову удается заставить зрителя подумать, что того сейчас уже ничем не пронять. Это делает решающий удар нокаутирующим.
Вообще, появление фильма, концепция которого построена на перестроечных чаяниях, означает, что с тех времен как минимум ничего не изменилось. Только более крикливый «Фонтан» — все же картина со светлым взглядом на будущее. Мол, да, нас не устраивает действительность, но мы же живем в свободной, демократической стране, и нам, чтобы решить проблему, достаточно собраться вместе, договориться друг с другом, а где-то и с самим собой. А после этого уж все сдюжим. И до власти докричимся. А она уж, как миленькая, сделает все, что мы попросим. Главное даже не столько потребовать, сколько обратить на себя внимание, доказать, что мы есть.
В «Дураке» же перед зрителем предстает картина абсолютной беспросветности. На помощь никто не придет. Договориться ни с кем не реально. А если кто и отзовется, похвалит, протянет руку, сделает это только для того, чтобы посильнее врезать поддых. И это среди тех, кого называем «своим». Что касается придержащих власть, их мотивировать можно только собственной выгодой. В данном случае — возможностью избежать проблем. Но если найдется менее сложный способ, то не составит труда пойти ради его исполнения по головам.
Реальность по Быкову в этом фильме можно свести к короткому анекдоту: «Вы думаете, что все плохо? Вы ошибаетесь: все еще хуже». Пусть, радеющие за других дураки и не вывелись еще все, но толку от них уже никакого нет. И дело совсем не в «Левиафане». Просто так совпало.
Кино смотрит Егор Харитонов
Вам будет интересно
Сен 2024
Мероприятие состоится 6, 7 и 8 сентября 2024 г. в новом формате на территории Исторического парка «Россия — Моя история» (г. Саратов, ул. Шелковичная, 19). Время работы Парка и фестивальной площадки в эти ...
Авг 2024
4 сентября, среда 12:30 Сцена на 1 этаже — Встреча с издателем «Книга как АРТ объект. Как стать дизайнером книжного бизнеса» Худреды и редакторы БОМБОРЫ расскажут, как попасть в команду мечты, создавшую «Дневники ...
Авг 2024
22 августа 2024 года, на площади Ленина состоялось торжественное мероприятие - концертная программа “Флаг моего Государства”- посвященное 30-летию Государственного флага Российской Федерации. Подробнее День Государственного флага Российской Федерации, установленный Указом Президента Российской Федерации ...
Авг 2024
Дворец культуры "Россия" проведет День открытых дверей, который состоится 25 августа 2024 года. В 11:00 в театральном зале Дворца состоится концерт "Россия" зажигает звезды" детских и подростковых творческих коллективов ДК. День открытых дверей ...
Авг 2024
БОМБОРА — pet-friendly издательство, в котором выпускают только гуманные и полезные книги о четвероногих друзьях. Пообщаться с авторами, получить скидки, подарки и море умиления можно 17 августа 2024 года на Четыре Лапы Фесте ...
Авг 2024
Комиксы и граффити, ботаническая иллюстрация и арт-терапия, волшебные персонажи и аквагрим - любовь к рисованию может принимать самые разные формы. БОМБОРА решила объединить поклонников рисования всех возрастов в одном месте, чтобы провести по-настоящему ...