экзамен, подготовка, стресс, выпускные экзамены, сдать экзамены, справиться с экзаменами

Экзамен – шаг к новым высотам

Мар 30 • Мнения, Ответы психолога • 4344 Просмотров • Комментарии к записи Экзамен – шаг к новым высотам отключены

Не нравитсяСлабоНормальноХорошоОтлично! (Голосуй!)

Казалось только вчера, мы писали для вас статью на тему «Экзамен и стресс», и вот прошел еще один год. И новые выпускники стоят на пороге взрослой жизни, понимая, что от того, как они сдадут выпускные экзамены, зависит их будущее.

Экзамен – это одновременно и проверка знаний, и стрессовая ситуация.

Для того чтобы психологически подготовиться к стрессовой ситуации и пережить ее с наименьшими потерями, надо понимать что такое стресс и как он влияет на человека.

Стресс мобилизует наши силы на борьбу с неожиданным препятствием. Существует две категории людей, каждая из которых по-разному переживает стресс. У одних людей в ситуации неопределенности происходит повышенная мобилизация сил и ресурсов, а у других – растерянность и ступор. Поэтому и наши дети ведут себя на экзамене по-разному. Кто-то готов к борьбе за хорошую оценку, т.е. проявляет качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть, а кто-то заранее предчувствует поражение; получив задание на экзамене, не может сразу его понять.

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

1.Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, кроме того, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.

2. Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период – укрепление уверенности в себе.

3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.

Можно сказать, что стресс – бывает в нашей жизни, главное – не доводить себя до третьей фазы.[2] Ситуация экзамена, как мы уже отмечали, это стрессовая ситуация. В стрессовой ситуации человек, испытывая беспокойство и тревогу, не может контролировать, что происходит вокруг. Из-за сильного волнения и тревоги снижается концентрация внимания и сложно сосредоточиться на самом главном в изучаемом материале. Но такое состояние можно регулировать с помощью психологических способов, позволяющих снизить тревожность и снять нервно-психическое напряжение. Это и занятия спортом, и прогулки на свежем воздухе, танцы, контрастный душ, прослушивание и пение (возможно даже громкое) любимых песен и мелодий. Для снятия напряжения помогает дыхательная гимнастика: на четыре счета сделайте вдох, на четыре счета задержите дыхание, на четыре счета – выдох и опять на четыре счета задержите дыхание. Сделайте несколько вдохов-выдохов.

Предлагаем вам упражнение, которое вы можете сделать совместно со своими ребенком.

экзамен, подготовка, стресс, выпускные экзамены, сдать экзамены, справиться с экзаменами

Упражнение «Избавимся от напряжения!»

Цель: научить снимать психическое напряжение доступным способом
Материалы: бумага, листы газеты.
Инструкция: скомкайте лист бумаги или газеты, вложив в него все свое напряжение и раздражение. Сделайте ком как можно меньше. С силой бросьте его в заданную цель.

И еще одно упражнение «Взгляд из будущего»

Цель: взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте; осознать ресурсы, которые помогли справиться со сложной ситуацией.
Материалы: бумага, ручки.
Инструкция: вспомните трудную ситуацию (несколько), которая волновала вас раньше. Возможно, это будет ситуация, связанная с экзаменом, сданным ранее. Запишите. Теперь подумайте об этих ситуациях и проблемах «задним числом» с позиции сегодняшнего опыта. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы:
1. Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
2. Как она влияет на вашу жизнь теперь, по прошествии времени?
3. Если бы эта проблема встала перед вами сейчас, как бы вы стали ее решать? Какие ресурсы использовали бы?
4. Подумайте, чем вам полезен такой взгляд из будущего?

Обсудите результаты с вашим ребенком. Помогите осознать ему, что у него есть все ресурсы, чтобы справиться с испытаниями на экзаменах.

Экзамен – это лишь одно из тех многочисленных испытаний, которые встретят на своем пути ваши дети. Поэтому важная задача родителей, педагогов и психологов максимально помочь им в этот непростой период. Важно дать им те знания, умения и навыки, которые помогут им максимально хорошо справиться с экзаменами, проявить себя, и, преодолев это испытание, идти дальше по жизни к новым высотам, уверенными в себе и своих силах.

экзамен, подготовка, стресс, выпускные экзамены, сдать экзамены, справиться с экзаменами

Текст: Воронцова Н. Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О. П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации», члены Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Используемые источники:
1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе).
2. Шрагина Е.Ю. Готовимся к ЕГЭ. Программа тренинговых занятий «Формула успеха»//Справочник педагога–психолога. Школа.2012. №1.

« »