Экзамены и стресс

Экзамены и стресс

Май 26 • В центре внимания, Мнения

Проблема экзаменационного стресса всем нам хорошо знакома. В школе это касается всех: как двоечника, так и отличника. Только в одном случае встает вопрос – «Сдам – не сдам?», а в другом «На сколько сдам?».

В итоге оценка за экзамен иногда не совпадают с текущим баллом по предмету. Учителей обвиняют в необъективности оценок, а учеников в плохой подготовке к итоговой аттестации. Причиной этому часто является недостаточная психологическая готовность к экзаменам: неуверенность в собственных силах, отсутствие навыков саморегуляции в стрессовой ситуации.

Экзамены и стресс

Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба [2].
Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх [1]. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих).

Пора экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) приходиться на сложный период у подростков.
В этом возрасте происходит усиленный рост и гормональная перестройка организма. Что влечет за собой изменения и в поведении, и в эмоциональной сфере: частая смена настроения, подростки начинают сильно нервничать, обвиняют себя в несостоятельности. Это приводит к внутреннему напряжению, с которым они с трудом справляются. Ко всему этому прибавляется большая умственная нагрузка, нарушение режима сна и отдыха. Все это приводит к развитию стрессу у наших детей, причем как раз в тот период, когда у них отмечается низкая устойчивость к данному явлению.

Это интересно:  Саратовские результаты MathCat

сложный период у подростков
Что мы можем, как родители, сделать, чтобы помочь нашим детям психологически подготовиться к его сдаче, дабы не впадать в стрессовое состояние, а максимально проявить свои знания и умения и продемонстрировать все, на что они способны?

Основная рекомендация

Основная рекомендация для родителей – это поддержите своих детей в этой не простой для них ситуации. Необходимо показать ребенку, что экзамен – это не конец света и независимо от результата вы его любите.
Экзамен – это стрессовая ситуация. В стрессовой ситуации человек, испытывая беспокойство и тревогу, не может контролировать что происходит вокруг. Из-за сильного волнения и тревоги снижается концентрация внимания и сложно сосредоточиться на самом главном в изучаемом материале. Но такое состояние можно регулировать с помощью психологических способов, позволяющих снизить тревожность и снять нервно-психическое напряжение. Это и занятия спортом, и прогулки на свежем воздухе, танцы, контрастный душ, прослушивание и пение (возможно даже громкое) любимых песен и мелодий. Можно сделать упражнение «Прощай напряжение». Для этого скомкайте газетный лист, вложив в него все свое напряжение, и сделайте ком как можно меньше, а потом бросьте газету.

Экзамены и стресс

Стрессовое состояние обычно характеризуется мышечным напряжением и нарушением дыхания. Для того чтобы снизить мышечное напряжение используют методы релаксации. Самый распространенный и доступный способ — это релаксация с помощью дыхания. Дыхание – это единственная функция в организме, которая подчиняется контролю нашего сознания. Саморегуляция дыхания не требует особых условий и поэтому ее можно проводить в любой ситуации. Для того чтобы расслабиться примите удобное положение, выпрямите спину, закройте глаза (можете не закрывать, если вам комфортнее с открытыми глазами) и сконцентрируйтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета задержите дыхание, на четыре счета – выдох и опять на четыре счета задержите дыхание. Сделайте несколько вдохов-выдохов.
Накануне экзамена продумайте вместе с ребенком, как одеться на экзамен: в течении трех-четырех часов ему придется находиться в душном или прохладном помещении, поэтому одежда должна быть комфортной для любой ситуации.

Это интересно:  «Быть», а не «казаться»: закон высокой работоспособности

Экзамены и стресс

Так же обговорите стратегию поведения во время экзамена, а именно:

1. Вначале необходимо уделить несколько минут тому, чтобы привести себя в состояние равновесия: сделать дыхательную гимнастику.
2. Внимательно заполнить экзаменационный бланк.
3. Прочитывать задание внимательно и не менее двух раз.
4. Начать выполнять те задания и ответить на вопросы, которые ты считаешь более легкими и сможешь сделать, затратив минимальное количество времени. К вопросам, которые вызвали затруднения можно вернуться позже.
5. Обязательно нужно оставить время, чтобы проверить свою работу, просмотреть ответы и заметить явные ошибки.
6. Необходимо постараться выполнить все задания.

Экзамен – это лишь одно из тех многочисленных испытаний, которые встретят на своем пути наши дети. Поэтому важная задача родителей, педагогов и психологов максимально помочь им в этот непростой период. Важно дать им те знания, умения и навыки, которые помогут им максимально хорошо справиться с экзаменами, проявить себя, и, преодолев это испытание, идти дальше по жизни к новым высотам, уверенными в себе и своих силах.

Текст: Воронцова Н.Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О.П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Список использованных источников
1. URL 1 (дата обращения: 05.05.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.
2. URL 2 (дата обращения: 04.05.2015) Загл. С экрана. Яз.рус.

Комментарии закрыты.

« »