В ТЮЗе успешно продолжается проект «Среда обитания», стартовавший в 2022 году. Уникален он тем, что рассчитан, в первую очередь, на подростков и молодежь. Пьесы, которые предлагаются зрителям на читках, рассказывают о подростках, о периоде взросления, о взаимопонимании со взрослыми.

Ведь извечная проблема «отцов и детей» волнует, вопреки бытующему мнению, далеко не только «отцов». «Дети» тоже хотят быть услышанными и понятыми, тоже готовы слушать и понимать. Проблема в том, что одни и те же вещи «отцы» и «дети» воспринимают абсолютно по-разному, словно говорят на разных языках (да оно так почти и есть, если вспомнить меняющийся с космической скоростью молодежный «новояз»). Вот о таком непонимании, отчуждении и попытке, хоть и весьма спорной, найти общий язык, — представленная на одной из читок проекта пьеса «Это все она» Андрея Иванова.

О постановке

Пьесы проекта «Среда обитания» проходят в формате читок. Однако инсценировка, образы, позволяющие увидеть основной рисунок возможного спектакля, есть. Разве что актеры зачитывают текст вместе с авторскими ремарками с листа. Но, если честно, этих листочков с текстом просто не замечаешь, потому что внимание полностью фокусируется на происходящем.

Если вкратце, история, рассказанная в пьесе такова. Мама и сын-подросток полностью утратили контакт. Они почти не разговаривают. Была ли тому виной смерть мужа и отца, которую и мать, и сын переживают очень тяжело, или проблема появилась гораздо раньше и сейчас обострилась до крайности, мы не знаем. Зритель входит в эту историю в уже существующих обстоятельствах.

Глубина взаимного непонимания проявляется с первых же фраз: мать, приходя домой, долго стоит перед входной дверью, все еще надеясь услышать за ней шаги мужа, а сын уверен, что она просто шпионит за ним. Пытаясь хоть как-то контролировать сына и быть в курсе его проблем, мать создает в соцсети фейковую страницу девочки-готки и начинает переписку с сыном.

Постепенно ежедневные разговоры в сети становятся необходимыми для обоих. Сын влюбляется в свою интернет-знакомую и матери стоит все больших и больших усилий придумывать причины, чтобы отказывать ему во встрече в реале. В конце концов накануне своего дня рождения сын случайно видит на ноутбуке матери их переписку. Вошедшая в комнату мать видит свой открытый ноутбук и сына, стоящего на подоконнике открытого окна. Ее совершенно искреннее, отчаянное: «Прости меня!» наталкивается на его: «Я не Питер Пэн, мама!», не менее искреннее и отчаянное. Финал пьесы остается открытым – в темноте, скрывшей мать и стоящего на окне сына, после долгой паузы звучат голоса Тоффи и Тауэрского Ворона, их интернет-воплощений: «Ворон, привет. Ты тут?» — «Тут. Привет» — «С днем рождения» — «Спасибо. Как дела?» — «Хреново. А у тебя?» — «И у меня хреново… Ты же знаешь…»

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head, онлайн

О персонажах

За все время мать (Марина Полозова) и сын (Александр Степанов) общаются напрямую только один раз, в самом конце, когда Костя стоит на подоконнике. О том, что происходит, об их мыслях и интерпретациях одного и того же события мы, зрители, узнаем из параллельных монологов: мать по телефону разговаривает с подругой, а сын – с другом. Они очень реалистичные и очень обыкновенные – с ожидаемыми интонациями, с ожидаемым лексиконом, — такие, каких вы наверняка найдете среди своих друзей и знакомых. Каждый их монолог подчеркивает, как сильно эти двое самых близких, по идее, людей, не понимают друг друга. Сесть бы рядом, просто поговорить… Но что-то мешает… Что? Только ли стена между комнатами? Не зря же автор в первых строчках указывает в ремарке: «Комнаты разделены чем-то бОльшим, чем просто стена».

А вот их виртуальные альтер эго, Тоффи (Юлия Мещерякова) и Тауэрский Ворон (Алексей Кривега) куда более яркие и живые! Они красивы, пластичны, раскованы, открыты и очень искренни. Складывается ощущение, что живут по-настоящему, на самом деле как раз они, а не их создатели в реальности. Может, так оно и есть? Ведь узнав, что Тоффи не существует, Костя не просто удаляет свою страницу. В тексте пьесы автор пишет: «Сын убивает Тауэрского Ворона». Убивает. Убить можно только кого-то живого. Тауэрский Ворон – это ведь не совсем Костя, это другой вариант его личности, это тот, кем он себя видит (или хочет видеть). Говорить о феномене интернет-общения, виртуальных личностей – это отдельная и чертовски необъятная тема. Но одно очевидно – реальные мать и сын на протяжении этого интернет-общения начинают меняться. Они тоже оживают. «Ой, ты знаешь, на Костика это общение с Тоффи хорошо влияет. Он стал какой-то осознанный, улыбается чаще. (…) Он даже на гитару записался, учится, молодец такой. Песню для Тоффи сочинил (…) Да ты знаешь, я тоже изменилась – вспомнила молодость как-то… Стихи начала тоже писать. Представляешь? Стихи! И ты знаешь, у меня неплохо получается вроде…» — рассказывает подруге мать. Вот только в реальности стена между ними остается столь же нерушимой, как и в начале пьесы.

Мать многое прощает Косте. Даже то, что он ее похоронил. Да, в начале общения с Тоффи он рассказал, что живет с отцом, а мать у него умерла. Едва ли это действительно осознанная ненависть к матери. Скорее, там, в виртуале, он переиграл реальность – если уж суждено остаться только с одним из родителей, пусть это будет отец. Почему? Может, потому что, в отличии от матери с ее незаметной (а иногда наоборот, слишком навязчивой) каждодневной заботой – заработать, накормить, постирать, убрать, отец – это человек-праздник. Особенно если со временем образ умершего начинает помимо воли незаметно идеализироваться. А может, Костя (или Ворон?) похоронил не мать, а свое нынешнее отношение к ней, раздражение, непонимание? Ведь был же, был когда-то смешной ласковый мальчишка, малыш, обожавший маму и даже ревновавший ее к папе. Как знать…

Мать-то помнит этого малыша и бессильно недоумевает – куда он делся? Этого не знают ни она, ни он. «Я – не Питер Пэн» — говорит сын, стоя на подоконнике… Сказочный мальчик не только умел летать, в отличие от Кости, он ведь и не взрослел. А еще Питер Пэн очень хорошо умел забывать.

Думается, в самом начале к рождению Тоффи мать подтолкнуло не просто беспокойство за сына, а своего рода материнское чувство долга. Но вот потом… Потом это уже та самая материнская любовь – безусловная, всепрощающая. Из лексикона постепенно выветривается фраза: «Я же для него все, а он…» Тоффи рассказывает Ворону об их конфликтах, произошедших в реальности (конечно, у нее не может быть сына-подростка, зато есть брат, о котором она заботится) и Ворон искренне возмущается, поддерживает Тоффи, уверяет в ее правоте, но… Примерить ситуацию на себя ему в голову не приходит. Он и мать – это другое, это не Тоффи и ее непутевый братец. Что ж, матери остается надеяться, что и до этого когда-нибудь дойдет и Костя сможет взглянуть на себя со стороны, понять и ее тоже. Ах, если бы она случайно не оставила ноутбук в его комнате, если бы сразу догадалась «поселить» Тоффи в другом городе, если бы у них было еще немного времени… Если бы Тоффи – понимающая, свободная, пишущая стихи – проснулась в ней чуть пораньше, может, и не пришлось бы уходить в онлайн, может, поверил бы Костя, что она хочет и может его понять, что ей интересен он сам, а не то, как он учится, поел ли и не начал ли курить или наркоманить… Если бы…

Зрители

После каждой читки, проходящей в рамках проекта «Среда обитания», проходит обсуждение со зрителями. Конечно, хочется услышать в первую очередь мнение тех, для кого, собственно, и предназначен этот проект, подростков. Но нешуточные споры разгораются после читки и среди вполне взрослых зрителей – родителей тех самых подростков, а то и постарше. Да, это цепляет.

Хотя бы потому, что трудно и страшно принять, что твой ласковый, добрый малыш вырос в непонятного чужого человека, который не задумываясь говорит о тебе: «Да лучше б она сдохла!» Обсуждение «Это все она» исключением не стало. Надо сказать, что молодые зрители в высказываниях несколько более сдержаны, чем взрослые.

Говорили о многом, начиная от чисто технических неточностей текста до проблем, которые как раз и поднимает пьеса. Имела ли право мать проводить такой «педагогический эксперимент»? Кто виноват в этой ситуации, в этом тотальном непонимании друг друга? Чем в итоге закончилась пьеса: сделал Костя последний шаг из окна или первый к пониманию и любви самого родного человека? А может, где-то в виртуальной реальности живут своей собственной жизнью Тоффи и Тауэрский Ворон, реальные и настоящие друг для друга? Вопросы остаются открытыми, как и финал пьесы, и искать ответы на них каждый будет для себя сам. Но ведь задаться вопросом – это уже первый шаг к поискам ответа.

Текст: Елена Имбирева

Фото: предоставлено пресс-службой театра ТЮЗ

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Премьера в ТЮЗе Киселева «Приключения Фунтика» (0+)

    Фев 2024

    24 февраля 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера для самых юных зрителей – «Приключения Фунтика» (0+) в постановке главного режиссера театра Сергея Захарина. История обаятельного поросенка, написанная Валерием Шульжиком, известна больше по ...

    читать
  • Хе из рыбы по-корейски. Рецепт

    Фев 2024

    Для приготовления рыбы хе по-корейски подходит горбуша, лосось и любая другая рыба. Для тех, кто предпочитает морскую рыбу, лучше всего использовать красную рыбу, а для речной - щуку. Корейская рыба отличается теплотой и ...

    читать
  • Алан Рикман, Джан Яман, Шэрон Стоун и еще 5 биографий способных вдохновить читателя

    Фев 2024

    Их знает буквально каждый. Алан Рикман, сыгравший профессора Снейпа и еще полсотни героев, которые «не должны нравиться». Мэттью Перри, подаривший нам Чендлера — одного из самых смешных героев последних 30 лет. Невероятная красотка ...

    читать
  • Отзыв на книгу Флориан Хубер «За дверью поджидают призраки»

    Фев 2024

    Послевоенная Германия. Как продолжили жить те, кого победили?! Как возвращались мужья домой, как восстанавливались семьи, что понимали их дети... Подробности на примерах из историй жизни и некоторых исторических справок. Подробнее На любую ситуацию, ...

    читать
  • Вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Юрия Петровича Киселева

    Фев 2024

    14 февраля 2024 года в ТЮЗ-е Киселева пройдет вечер воспоминаний о Мастере «Театр моей жизни», посвященный 110-летию основателя тюзовской театральной школы, народного артиста СССР, лауреата государственных премий, почетного гражданина Саратова, главного режиссера Саратовского ...

    читать
  • Сальморехо. Рецепт

    Фев 2024

    Сальморехо — суп, основанный на вкусе помидоров и хлеба. Придумали его в андалусской Кордове. Сальморехо имеет очень густую консистенцию, благодаря этому качеству его очень часто используют в роли соуса для макания. В Испании ...

    читать