Спектакль «Эйнар и Брунилла» Мурманского областного театра кукол Саратовские зрители увидели на сцене театра кукол «Теремок» 20 октября в рамках Первого межрегионального фестиваля театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Спектакль одного из старейших театров кукол в стране (а основан он был еще в 1933 году) не мог не привлечь внимания публики и зал «Теремка» в этот вечер был полон.
Предыстория
«Эйнар и Брунилла» звучит как название скандинавской саги. Но нет, к северному эпосу эта история не имеет никакого отношения. Дело происходит в Америке, в штате Иллинойс, на большой, но очень удаленной ферме. И Брунилла – не кто иная, как ее хозяйка. В целом история любви и семьи хозяйки фермы Бруниллы и выходца из Европы Эйнара вполне обычна. За исключением одной детали. Эйнар – единственный в мире человек с крыльями.
Вообще-то Эйнар любит и свои крылья, и полеты, и свое странноватое семейство, включающее мумий, вампиров и прочих созданий, которых к роду человеческому причислить трудно. То, что Эйнар – не совсем человек, его не особо волнует, а вот то, что он и в свое семейство не вполне вписывается – это его «болевая точка». Дело в том, что Эйнар, в отличие от других членов семейства, смертен как обычный человек. Однажды, во время традиционного семейного застолья, сопровождавшегося обильными возлияниями «благородного красного вина», Эйнар, усмотрев в одной из фраз намек на свою «неполноценность», обиделся и улетел. И, учитывая, что вина было выпито немало, врезался в воздушную электролинию. Вот после этого его, изрядно травмированного, нашла в лесу Брунилла.
Нет, слегка подлечив ссадины и ожоги Эйнар собрался лететь обратно в Европу, но… далеко не улетел. Оказалось, что его ночное телепатическое чутье, позволявшее ему обходить в темноте любые препятствия, отказало ему. Такой вот результат несчастного случая. А днем крылатому человеку летать просто нельзя – заметят, подстрелят или, того хуже, изловят живьем. Вот так крылатый Эйнар и остался на одинокой ферме в Иллинойсе.
О постановке
Роли Эйнара и Бруниллы исполняют люди-актеры. На сцене разворачивается легкое, живое, веселое музыкальное действо. Собственно, Мурманский театр позиционирует этот спектакль как музыкальный комикс (жанр, согласитесь, необычный и потому вдвойне интересный). Но это театр кукол, а значит, куклы в спектакле обязательно должны быть. Они и есть – Мумия, Вампир, Эйнар (уже с крыльями), Брунилла, их дети… Куклы немного гротескные, не претендующие на реалистичность и очень милые. Но они, являясь полноправными участниками происходящего, все же дистанцированны от людей. Эйнар и Брунилла, рассказывают свою историю, играя в куклы. Вот так, как играют в куклы дети — переставляя их, разговаривая за них разными голосами, выполняя за них какие-то действия. Куклы помогают представить все, произошедшее с героями, и при этом словно дают зрителю возможность верить в происходящее не больше, чем в детскую игру – там же все одновременно и «взаправду», и «понарошку», в зависимости от того, что нужно в данный момент.
Лишь однажды кукла превращается в человека – в момент, когда Эйнару особенно тоскливо, появляется его родич-вампир. Но и тут зритель волен принять это как допущение, как фантазию, поскольку под плащом и маской легко угадывается актриса, играющая Бруниллу (или сама Брунилла?).
Спектакль смотрится как-то по-особенному легко, есть в нем очаровательная наивность, искренность, мягкость. И зритель, где-то слегка улыбаясь, где-то хохоча над незамысловатыми шутками, сам не замечает, как начинает сопереживать героям уже совершенно «взаправду». Появляющиеся одна за другой из-под плаща Вампира бутылки вина вызывают смех, а в душе помимо воли струной натягивается и тонко звенит напряжение – как же ответит Эйнар на искушение бессмертием, что выберет? И в финале, когда Эйнар-кукла среди бела дня летит навстречу ветру, его радость захватывает и зрителя. А может, мы тоже умеем летать? Хотя бы во сне? Иначе откуда это знакомое чувство свободы и ветра в лицо?
Искушение Эйнара
Мысль о том, что крылья – это своего рода метафора свободы, приходит в голову сама собой. Но при этом крылья, как ни парадоксально, сделали Эйнара более несвободным, чем любого обычного человека. Он ведь даже не может пойти куда-то с детьми, с женой – крылья слишком заметны. Не зря же он говорит, что боялся, что его дети родятся крылатыми. Знать, что такое полет, и не иметь возможности летать – невыносимо. Но еще более невыносимо осознавать, что твои крылья годятся только для того, чтобы сушить белье. Эйнар и Брунилла действительно любят друг друга, у них счастливый брак. Но даже в самой любящей семье наступает момент, когда один или оба супруга устают. Устать ведь можно даже от счастья – когда оно становится привычным, его мало помалу перестаешь замечать. И крылья Эйнара – как напоминание о том, чего лишился навсегда.
Раньше Эйнару для полного счастья не хватало сущей мелочи – бессмертия. И вот, на самом пике уныния (во взрослом серьезном мире это точно назвали бы кризисом) появляется один из его родичей — Вампир. Им тоже нужен Эйнар. И теперь они готовы предложить ему то, о чем он так мечтал – бессмертие. Только согласись — снова будут традиционные семейные встречи с бурными застольями, полеты (хоть бы и днем), свобода! Любимым, но смертным людям в этой жизни, конечно, места не найдется, однако большая ли это цена за возвращение?
В момент, когда Эйнар уже подставляет Вампиру шею под укус, он вдруг словно очнулся: «А как же Брунилла? А мои дети?» и следом неизбежно приходит следующий вопрос: «Где вы были со своим бессмертием, когда я его так хотел?!»
Наверно, скоро Брунилла снова попросит его полетать с постиранным бельем, чтобы высушить его, а дети – помахать на них крыльями, как веером. Но теперь Эйнар вряд ли станет из-за этого хандрить, потому что это уже не ситуация, в которой он оказался волею случая, а его собственный выбор. Любовь и семья стоят бессмертия и полета. Так он решил. И, наверное, решил верно, потому что только сделав правильный выбор можно получить больше, чем ожидал. Он выбрал тех, кого любит, и кто любит его, и получил возможность снова летать – у всех на виду, ничего не боясь.
Небольшая справка
Премьера спектакля «Эйнар и Брунилла» состоялась 27 марта 2021 года.
Автор пьесы по мотивам рассказа Рея Бредбери «Дядюшка Эйнар» и режиссер-постановщик – Светлана Дорожко.
Роли исполняют: Эйнар — Денис Дмитриев, Брунилла — Екатерина Ефремова.
Текст и фото: Елена Имбирева.
Вам будет интересно
Окт 2023
Ох уж эта осень с её плачущими затяжными дождями и переменчивой (из не очень комфортной до супер совсем не комфортной) погодой. Так и хочется закутаться в плед с книжкой, чтобы автор отвлек своим ...
Окт 2023
Каре ягненка — это один из самых ценных мясных деликатесов. Мясо молодого барашка на тонком ребре, которое придает блюду сочность и аромат, не имеет лишнего жира, слишком насыщенного аромата и жесткости. Это позволяет ...
Окт 2023
За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность ведущая солистка Саратовского академического театра оперы и балета Юлия Танюхина удостоена почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Указ «О награждении государственными наградами ...
Окт 2023
17 октября 2023 гола на сцене Саратовского театра кукол прошло торжественное открытие, которое дало старт I Межрегиональному фестивалю театров кукол «Формат К». Зрители увидели специальную театральную программу, подготовленную артистами Саратовского театра кукол. Они ...
Окт 2023
Спектакль «Белая уточка» Театра кукол С.В. Образцова открыл Первый межрегиональный фестиваль театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Зрители увидели его 17 октября 2023 года, сразу после церемонии открытия. Самый, пожалуй, известный ...
Окт 2023
Книжные новинки осени для влюблённых в процесс создания кино. Базовый курс: Операторское искусство. Учимся снимать на пленку и цифру. Том Шроппель Экспозиция, линзы, освещение и другие тонкости профессии «Оператор» — в книге, по ...