Спектакль «Эйнар и Брунилла» Мурманского областного театра кукол Саратовские зрители увидели на сцене театра кукол «Теремок» 20 октября в рамках Первого межрегионального фестиваля театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Спектакль одного из старейших театров кукол в стране (а основан он был еще в 1933 году) не мог не привлечь внимания публики и зал «Теремка» в этот вечер был полон.

Предыстория

«Эйнар и Брунилла» звучит как название скандинавской саги. Но нет, к северному эпосу эта история не имеет никакого отношения. Дело происходит в Америке, в штате Иллинойс, на большой, но очень удаленной ферме. И Брунилла – не кто иная, как ее хозяйка. В целом история любви и семьи хозяйки фермы Бруниллы и выходца из Европы Эйнара вполне обычна. За исключением одной детали. Эйнар – единственный в мире человек с крыльями.

Вообще-то Эйнар любит и свои крылья, и полеты, и свое странноватое семейство, включающее мумий, вампиров и прочих созданий, которых к роду человеческому причислить трудно. То, что Эйнар – не совсем человек, его не особо волнует, а вот то, что он и в свое семейство не вполне вписывается – это его «болевая точка». Дело в том, что Эйнар, в отличие от других членов семейства, смертен как обычный человек. Однажды, во время традиционного семейного застолья, сопровождавшегося обильными возлияниями «благородного красного вина», Эйнар, усмотрев в одной из фраз намек на свою «неполноценность», обиделся и улетел. И, учитывая, что вина было выпито немало, врезался в воздушную электролинию. Вот после этого его, изрядно травмированного, нашла в лесу Брунилла.

Нет, слегка подлечив ссадины и ожоги Эйнар собрался лететь обратно в Европу, но… далеко не улетел. Оказалось, что его ночное телепатическое чутье, позволявшее ему обходить в темноте любые препятствия, отказало ему. Такой вот результат несчастного случая. А днем крылатому человеку летать просто нельзя – заметят, подстрелят или, того хуже, изловят живьем. Вот так крылатый Эйнар и остался на одинокой ферме в Иллинойсе.

О постановке

Роли Эйнара и Бруниллы исполняют люди-актеры. На сцене разворачивается легкое, живое, веселое музыкальное действо. Собственно, Мурманский театр позиционирует этот спектакль как музыкальный комикс (жанр, согласитесь, необычный и потому вдвойне интересный). Но это театр кукол, а значит, куклы в спектакле обязательно должны быть. Они и есть – Мумия, Вампир, Эйнар (уже с крыльями), Брунилла, их дети… Куклы немного гротескные, не претендующие на реалистичность и очень милые. Но они, являясь полноправными участниками происходящего, все же дистанцированны от людей. Эйнар и Брунилла, рассказывают свою историю, играя в куклы. Вот так, как играют в куклы дети —  переставляя их, разговаривая за них разными голосами, выполняя за них какие-то действия. Куклы помогают представить все, произошедшее с героями, и при этом словно дают зрителю возможность верить в происходящее не больше, чем в детскую игру – там же все одновременно и «взаправду», и «понарошку», в зависимости от того, что нужно в данный момент.

Лишь однажды кукла превращается в человека – в момент, когда Эйнару особенно тоскливо, появляется его родич-вампир. Но и тут зритель волен принять это как допущение, как фантазию, поскольку под плащом и маской легко угадывается актриса, играющая Бруниллу (или сама Брунилла?).

Спектакль смотрится как-то по-особенному легко, есть в нем очаровательная наивность, искренность, мягкость. И зритель, где-то слегка улыбаясь, где-то хохоча над незамысловатыми шутками, сам не замечает, как начинает сопереживать героям уже совершенно «взаправду». Появляющиеся одна за другой из-под плаща Вампира бутылки вина вызывают смех, а в душе помимо воли струной натягивается и тонко звенит напряжение – как же ответит Эйнар на искушение бессмертием, что выберет? И в финале, когда Эйнар-кукла среди бела дня летит навстречу ветру, его радость захватывает и зрителя. А может, мы тоже умеем летать? Хотя бы во сне? Иначе откуда это знакомое чувство свободы и ветра в лицо?

Искушение Эйнара

Мысль о том, что крылья – это своего рода метафора свободы, приходит в голову сама собой. Но при этом крылья, как ни парадоксально, сделали Эйнара более несвободным, чем любого обычного человека. Он ведь даже не может пойти куда-то с детьми, с женой – крылья слишком заметны. Не зря же он говорит, что боялся, что его дети родятся крылатыми. Знать, что такое полет, и не иметь возможности летать – невыносимо. Но еще более невыносимо осознавать, что твои крылья годятся только для того, чтобы сушить белье. Эйнар и Брунилла действительно любят друг друга, у них счастливый брак. Но даже в самой любящей семье наступает момент, когда один или оба супруга устают. Устать ведь можно даже от счастья – когда оно становится привычным, его мало помалу перестаешь замечать. И крылья Эйнара – как напоминание о том, чего лишился навсегда.

Раньше Эйнару для полного счастья не хватало сущей мелочи – бессмертия. И вот, на самом пике уныния (во взрослом серьезном мире это точно назвали бы кризисом) появляется один из его родичей — Вампир. Им тоже нужен Эйнар. И теперь они готовы предложить ему то, о чем он так мечтал – бессмертие. Только согласись — снова будут традиционные семейные встречи с бурными застольями, полеты (хоть бы и днем), свобода! Любимым, но смертным людям в этой жизни, конечно, места не найдется, однако большая ли это цена за возвращение?

В момент, когда Эйнар уже подставляет Вампиру шею под укус, он вдруг словно очнулся: «А как же Брунилла? А мои дети?» и следом неизбежно приходит следующий вопрос: «Где вы были со своим бессмертием, когда я его так хотел?!»

Наверно, скоро Брунилла снова попросит его полетать с постиранным бельем, чтобы высушить его, а дети – помахать на них крыльями, как веером. Но теперь Эйнар вряд ли станет из-за этого хандрить, потому что это уже не ситуация, в которой он оказался волею случая, а его собственный выбор. Любовь и семья стоят бессмертия и полета. Так он решил.  И, наверное, решил верно, потому что только сделав правильный выбор можно получить больше, чем ожидал. Он выбрал тех, кого любит, и кто любит его, и получил возможность снова летать – у всех на виду, ничего не боясь.

Небольшая справка

Премьера спектакля «Эйнар и Брунилла» состоялась 27 марта 2021 года.

Автор пьесы по мотивам рассказа Рея Бредбери «Дядюшка Эйнар» и режиссер-постановщик – Светлана Дорожко.

Роли исполняют: Эйнар — Денис Дмитриев, Брунилла — Екатерина Ефремова.

Текст и фото: Елена Имбирева.

Вам будет интересно

  • О книжных новинках ноября из серии «проза»

    Окт 2023

    Ох уж эта осень с её плачущими затяжными дождями и переменчивой (из не очень комфортной до супер совсем не комфортной) погодой. Так и хочется закутаться в плед с книжкой, чтобы автор отвлек своим ...

    читать
  • Каре ягненка: советы и рецепт

    Окт 2023

    Каре ягненка — это один из самых ценных мясных деликатесов. Мясо молодого барашка на тонком ребре, которое придает блюду сочность и аромат, не имеет лишнего жира, слишком насыщенного аромата и жесткости. Это позволяет ...

    читать
  • Юлия Танюхина — «Заслуженный артист Российской Федерации»

    Окт 2023

    За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность ведущая солистка Саратовского академического театра оперы и балета Юлия Танюхина удостоена почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Указ «О награждении государственными наградами ...

    читать
  • Открытие I Межрегионального фестиваля театров кукол «Формат К»

    Окт 2023

    17 октября 2023 гола на сцене Саратовского театра кукол прошло торжественное открытие, которое дало старт I Межрегиональному фестивалю театров кукол «Формат К». Зрители увидели специальную театральную программу, подготовленную артистами Саратовского театра кукол. Они ...

    читать
  • «Белая уточка»: народная сказка в стиле «славянский хоррор»

    Окт 2023

    Спектакль «Белая уточка» Театра кукол С.В. Образцова открыл Первый межрегиональный фестиваль театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Зрители увидели его 17 октября 2023 года, сразу после церемонии открытия. Самый, пожалуй, известный ...

    читать
  • Книжные новинки о кинопрофессиях

    Окт 2023

    Книжные новинки осени для влюблённых в процесс создания кино. Базовый курс: Операторское искусство. Учимся снимать на пленку и цифру. Том Шроппель Экспозиция, линзы, освещение и другие тонкости профессии «Оператор» — в книге, по ...

    читать