Джон Фаулз, коллекционер, отзыв о книге, о книге, рецензия на книгу, рецензия, что почитать, бабочки, коллекционер бабочек,PRO книги

Однообразие наносит ответный удар. Джон Фаулз и его роман » Коллекционер».

Сен 18 • PRO Книги

«Он — коллекционер. Коллекционерство — огромное мертвое нечто, заполняющее все его существо.»

Джон Фаулз является одним из самых сильнейших представителей постмодернизма в литературе. Точной формулировки этому термину не дают, объясняя его как «отношение писателей к идеям Просвещения».

Роман «Коллекционер» вышел в 1963 году, став первым напечатанным произведением автора. Но почему стоит прочесть именно этот роман в таком странном направлении?

Фредерик Клегг — обычный молодой человек, работающий клерком. Чтобы от скучной работы совсем не отчаяться, он коллекционирует бабочек. Сделав ставку на скачках, юноша выигрывает крупную денежную сумму, и вроде все наладилось. Но как же он распорядится финансовым подарком судьбы?.

Миранда Грей — местная красавица, талантливая студентка художественного училища. Неудивительно, что Клегг влюбился в неё. Вот только чувства свои парень выразил весьма своеобразно — похитил художницу и заявил, что теперь она принадлежит ему. Как очередная бабочка для коллекции.

«Всего три слова. Я люблю вас. Они прозвучали так безнадежно. Будто он сказал: «Я болен раком»

Коллекционер купил дом для Миранды, обеспечивал ее провизией, даже картины разрешал писать. По его теории, пробыв месяц в заточении и находясь с ним в постоянном контакте, любимая обязательно ответит Клеггу взаимностью. Вот только девушка никак не шла навстречу чувствам клерка. Почему?

Ответ прост. Фабула романа — вечное противостояние повседневной обыденности и культурной возвышенности. Клегг не интересовался взглядами, идеями Миранды. Он думал, что девушку можно заставить быть с собой, приколоть к себе иголкой, как бабочку — булавкой. А о том, что она — художник, человек искусства, и нуждается в культурном обогащении, а не в заточении, Фредерик как-то не подумал.

«Я не хочу быть художницей умной, великой, «значительной», не хочу, чтобы мне навешивали ярлыки, придуманные неуклюжими аналитиками искусствоведами. Я хочу писать солнечный свет на детских лицах, цветы на зеленой изгороди или улицу после апрельского дождя. Суть предметов. Не сами предметы».

Читать «Коллекционера» стоит для того, чтобы хоть немного, но прикоснуться к пониманию человеческих конфликтов, которые происходят постоянно. Да и стиль подачи сюжета хорош — сначала сам Клегг упрощенно рассказывает о своей «нелегкой жизни», а потом находит дневник Миранды, где она выявляет весь смысл его бытия: «Больше всего меня раздражает то, как он говорит. Штамп за штампом, клише за клише, и все такие устаревшие, будто всю жизнь он общался с одними стариками».

Текст Алина Меркулова, специально для citygu.ru

Комментарии закрыты.

« »