Минувший месяц был богат на театральные новости. Все они по-своему интересны. Но, пожалуй, одним из самых значительных, если не сказать знаковых событий стал Первый Межрегиональный фестиваль театров кукол «Формат К», который проходил с 17 по 21 октября.

Что в нем особенного?

Фестивалей кукольных театров разного уровня и ранга у нас в стране немало. Чем же примечателен именно «Формат К» (кроме того, что честь его создания принадлежит Саратову)? Если попытаться сформулировать главную его особенность максимально кратко, буквально в трех словах, то это – ориентированность на зрителя. Если точнее – на взрослого (или хотя бы взрослеющего) зрителя. В программе не было ни одного спектакля с возрастным ограничением ниже 12+.

Что первым приходит на ум при упоминании театра кукол? Детские воспоминания. И еще язык почему-то упорно переименовывает «театр кукол» в «кукольный театр». А ведь это далеко не одно и то же, это не синонимы!

Старшее поколение наверняка вспомнит «Необыкновенный концерт» Театра Образцова, который показывали по Первому каналу в праздничных программах. Зрители просто прилипали к экранам тогда еще черно-белых телевизоров. Разве это был спектакль для детей? А их же «Божественная комедия»? То есть идея «взрослого» театра кукол отнюдь не нова. Все эти годы она продолжает существовать, развиваться, искать новые средства выражения. Да что далеко ходить – возьмите «Два путешествия Лемюэля Гулливера» нашего «Теремка» («Черный снег» тоже не детский спектакль, но его я ставлю особняком – тема такая, что не всякий взрослый выдержит).

И все-таки в первую, вторую и еще в какую угодно очередь мы ассоциируем театр кукол с детским театром, с представлениями «для самых маленьких», с простенькими сказками. В детстве это было сказочно, волшебно, но… мы же выросли, какие куклы? Детей поведем, внуков, но сами – только в качестве сопровождающих, мы же взрослые! Вот этот невероятно устойчивый стереотип и попытался «раскачать» новый фестиваль «Формат К». Будем надеяться – небезуспешно.

Как это было?

Началось все… ну да, с начала. То есть с открытия. Сугубо «официальная» часть была очень короткой и очень неофициальной. А дальше началось действо… Это было довольно большое по продолжительности выступление студентов Театрального института СГК им. Л.В. Собинова: 3-го курса мастерской народной артистки РФ Т.П. Кондратьевой и М.А. Третьякова и 2-го курса мастерской Р.В. Сопко и А.И. Черепанова. И никаких кукол! Зрителям словно напоминали, что в руках артиста ожить может все – теннисный мячик, носовой платок… Да что там! Сами руки в белых, светящихся на черном фоне перчатках стали орудием игры, средством выражения. Впрочем, куклы тоже были – немного, в самом конце, марионетки играли наравне с руками, платками и мячиками. Вообще, надо сказать, что куклы очень быстро начинают восприниматься как самостоятельные персонажи. И, как ни парадоксально, чем больше актеры-люди взаимодействуют с куклами, тем более живыми эти куклы ощущаются, хотя, казалось бы, на контрасте должно быть наоборот. А почему, собственно? Ведь театр кукол может позволить себе любую метафоричность, любую образность, любые, самые фантастические выразительные средства!

Студентов на сцене сменили артисты «Теремка». Это было живо, весело, немножко бесшабашно и с тонким, временами понятным только «театральным людям» юмором.

А после этого состоялась пресс-конференция – то, с чего обычно начинается любое масштабное театральное мероприятие (вот вам, кстати, еще одна необычность этого фестиваля). В пресс-конференции приняли участие:

  • Наталия Юрьевна Щелканова, Министр культуры Саратовской области;
  • Директор Саратовского театра кукол (и директор фестиваля) Александр Александрович Удалов;
  • Главный режиссер Саратовского театра кукол Геннадий Игоревич Шугуров;
  • Главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова Борис Анатольевич Константинов;
  • Директор Рязанского областного государственного театра кукол Константин Геннадьевич Кириллов;
  • Заместитель директора по работе со зрителями Мурманского областного театра кукол Валентина Геннадьевна Умнова;
  • Специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, театральный критик Нина Сергеевна Малыгина;
  • Артист Саратовского театра кукол, помощник режиссера Антон Игоревич Черепанов.

Пресс-конференция была недолгой (вскоре начинался первый спектакль фестиваля), но интересной. Интересной, в первую очередь, искренней заинтересованностью всех выступавших. Рассказывали о спектаклях-участниках фестиваля; о том, как родилась и воплотилась в жизнь сама идея «Формата К»; об уникальности этого проекта и, конечно, о том, насколько особенным является сам формат театра кукол и как важно вернуть в него подростков и взрослых – не как ностальгирующих повзрослевших детей, а именно как взрослых зрителей, осознанно идущих на спектакли «куколи людей». И еще очень запомнилось эмоциональное выступление Геннадия Игоревича Шугурова и фраза: «Я всю жизнь бежал от театра, который лжет».

Программа фестиваля началась в тот же вечер, почти сразу после пресс-конференции. Это был настоящий пятидневный марафон спектаклей! Названия театров-участников фестиваля, так же, как спектаклей, внушали уважение, завораживали и интриговали:

  • Театр кукол им. С.В. Образцова («Белая уточка», 12+);
  • Рязанский государственный областной театр кукол («Синяя борода», 16+);
  • Мурманский областной театр кукол («Эйнар и Брунилла», 18+);
  • Московский театр кукол («Минотавр», 18+).

Саратовский «Теремок» представил на фестивале спектакль «Илья Муромец» (14+).

Вместо послесловия

Первый Межрегиональный фестиваль кукол «Формат К» завершился. Старт получился более чем удачный. Саратовские зрители получили поистине уникальную возможность познакомиться с очень разными спектаклями известнейших театров кукол страны. Это здорово, это было действительно интересно. Но что радует больше всего, так это слово «Первый» в названии фестиваля. Ведь оно предполагает, что будут второй, третий и далее, и далее… И еще лучше, если (нет, не «если», а «когда») вместе с названием фестиваля будет звучать слово «очередной» — и очередного «Формата К» зрители будут ждать с нетерпением, но и с уверенностью, что он непременно придет, так же, как непременно наступит очередной октябрь.

Текст и фото: Елена Имбирева.

Вам будет интересно

  • Первая детская премьера сезона в театре ТЮЗ

    Сен 2023

    30 сентября и 1 октября 2023 г. на Исторической сцене ТЮЗа Киселева состоятся первые показы спектакля «Денискины рассказы». Формально это первая детская постановка сезона, подходящая для юных зрителей с 6 лет, а в ...

    читать
  • Саратовский театр оперы и балета успешно выступил в Волгограде

    Сен 2023

    9 сентября 2023 года на сцене театра «Царицынская опера» состоялись гастроли Саратовского академического театра оперы и балета. С аншлагами были показаны два балетных спектакля: «Доктор Айболит» И.Морозова и «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова. ...

    читать
  • ТЮЗ Киселева вошел в тройку финалистов

    Сен 2023

    ТЮЗ Киселева вошел в тройку финалистов международной общественной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала – 2023» в номинации «Лучший региональный театр». 5 сентября был опубликован шорт-лист, голосование по которому продлится до конца ноября. За ...

    читать
  • ТЮЗ Киселева открыл продажу билетов на октябрь

    Сен 2023

    Саратовский театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева открыл продажу билетов на октябрь. 4 октября ТЮЗ Киселева запланирован вечер, посвященный 105-летию театра. Мероприятие «Киселев. Росс. Служение» состоится на Большой сцене театра. Основной линией ...

    читать
  • Премьера спектакля по пьесе Александра Островского «Гроза»

    Сен 2023

    9 и 10 сентября 2023 года на Большой сцене ТЮЗа Киселева состоится премьера спектакля по пьесе Александра Островского «Гроза». Знакомая история Катерины в саратовской постановке превращается в рассказ о страстях, с которыми не ...

    читать
  • Премьера спектакля Алексея Логачева «Сын»

    Авг 2023

    1 и 2 сентября 2023 года на Исторической сцене состоится премьера спектакля Алексея Логачева «Сын». О спектакле "Сын" В основе постановки третья часть трилогии французского драматурга Флориана Зеллера «Папа», «Мама», «Сын». Каждая история ...

    читать