Новинка издательства NoAge: «Иесинанепси». Автор Режис Мессак.
О книге
Перевел с французского Валерий Кислов
Книга-перевертыш Режиса Мессака (1893–1945), известного французского эссеиста, поэта и переводчика, участника Сопротивления, погибшего в немецком концлагере, включает два произведения автора — «Иесинанепси» и «Кретинодолье», написанные в жанре антиутопии.
В первом, постапокалиптическом романе Мессак заглядывает в недалекое и незавидное будущее, где в результате военных действий и использования отравляющего газа погибают почти все жители Земли. Обо всем произошедшем мы узнаем от протагониста-антигероя, которому, вместе с кучкой воспитанников детского туберкулезного интерната, удалось спастись от катастрофы. На самом же деле все худшее ждало их впереди. Вчерашние школьники быстро превратились в дикарей и начали устанавливать свои жестокие правила.
В «Кретинодолье», последнем произведении автора, рассказанном в духе путешествий в далекие края с целью совершения научных открытий, показан процесс инволюции некогда образованных людей. Группа ученых открывает популяцию первобытных представителей человеческого рода, обитающих на маленьком острове в Тихом океане. Проведя несколько месяцев в компании аборигенов, они начинают сомневаться в собственной разумности.
Что происходит с человеком, когда он лишается цивилизационного кокона, — главная тема, которая в увлекательном, пугающем, а порой и вовсе омерзительном ключе раскрывается на страницах этой книги.
Главный герой романа «Иесинанепси» — бывший филолог и преподаватель Жерар Дюморье — с цинизмом и едкой иронией наблюдает, с какой скоростью деградируют его подопечные – подростки, как коверкается и обедняется их язык, стирается воспитание, теряются воспоминания о прошлом. Дети формируют новый жаргон, придумывают себе простые клички, создают новую религию, устанавливая закон: выживает сильнейший. Вместо сохранения драгоценных навыков эта горстка уцелевших людей все больше скатывается к состоянию первобытного общества. Единственный, чьей кары боятся юные участники этой истории, — Иесинанепси- Бохтимон-Очена (наименование высшего существа состоит из слов молитвы, некогда усвоенной ребятами в таком упрощенном виде): к нему обращаются перед сном, на него уповают, если нечего есть. Подростки разучились читать и писать, дни посвящают охоте на кротов и змей. «Золотой век» пацифизма оказывается коротким — очень скоро один из героев «переизобретает» войну, чтобы сместить неназванного главаря с его поста.
В «Кретинодолье» проводником читателей становится Лё Брэ, один из участников экспедиции на затерянный в Тихом океане остров, населенный предположительно безобидными местными обитателями. Дикари, действительно, на первых порах производят именно такое впечатление — робких, тихих, пугливых полулюдей- карликов, которые руководствуются только животными инстинктами и имеют причудливые повадки. Прибывшие на остров исследователи во главе с профессором Бабером решаются на амбициозный эксперимент — очеловечить кретинов с помощью специальной сыворотки. Нетрудно догадаться, что полевые исследования вкупе с медицинскими опытами приводят к неожиданным последствиям. И вот уже сами просвещенные биологи и антропологи под воздействием безжалостных обстоятельств опускаются до состояния своих вчерашних испытуемых.
Оба произведения, включенные в эту книгу, во многом схожи: они написаны в стиле путевого журнала, личных заметок, что, с одной стороны, делает повествование обрывочным и фрагментарным, а с другой — добавляет текстам доверительности, создавая впечатление, что рассказчик напрямую общается с каждым читателем. Несмотря на обилие реминисценций и аллюзий – отсылок к разным произведениям или персоналиям, суть происходящих с героями событий являет собой полную противоположность «высокому штилю». Вместо пространных академических размышлений описания сжимаются до объема скупых сводок с полей в телеграфном манере, только чтобы запечатлеть, к чему в итоге приходит человечество. К сожалению, ни к чему хорошему.
Романы проникнуты атмосферой пессимизма: идея о прогрессе в представлении Мессака обречена на провал. Ввергнутого в состояние дикости цивилизованного человека не могут спасти ни культура, ни прочие плоды просвещения — остается лишь беспомощно наблюдать за тем, как все катится в тартарары. Большинству суждено просто раствориться в глупости, агрессии, жестокости и первобытных инстинктах.
Книга-перевертыш «Иесинанепси» — это важное послание современным читателям из прошлого, от лица писателя, ставшего свидетелем и невольным участником двух мировых войн и жертвой карательной фашистской машины, который всю свою жизнь поддерживал идеи пацифизма. Его обличительные тексты — последнее туше в адрес зарвавшегося человечества, жаждущего крови, власти и насилия, безумной гонки, неизбежным результатом которой станут хаос и смерть.
Конечно, любая антиутопия изображает, прежде всего, вымышленное общество. Но всякий автор таких текстов вглядывается, прежде всего, в тех людей, которые его окружают. Так что сторонники беспечных умозаключений в духе «После нас – хоть потоп» Мессаком подвергаются остракизму. В этом ключе мысль, высказанная одним из героев, о том, что «наши грандиозные памятники, наши Эйфелевы башни, наши большие вокзалы, наши виадуки, наши высокие здания… — все это… возможно, элементы будущих руин для планеты, которая станет громадным Кретинодольем», звучит почти пророчески.
О романе «Иесинанепси»
Юмор здесь язвителен, но также присутствует и некая скрытая нежность. Ralph Messac
Это произведение наполнено подчас едким пессимизмом. Но мы назовем этот пессимизм активным, пессимизмом поразительных и грандиозных предостережений (пусть и вопреки воле автора), предполагающим сохранение веры в человеческий разум и его восприимчивость к пророчествам и социальной сатире. Jean-Jacques Bridenne, Fiction
Юмор и жизнерадостность автора здесь творят чудеса, даже когда человеческая глупость и злоба вызывают возмущение и приводят в отчаяние. Roland Stragliati, Le Mond
О романе «Кретинодолье»
Великолепная безжалостная книга «Кретинодолье», пророческая в силу своего антиколониализма, увидела свет спустя тридцать лет после написания в 1943-м. Долгая задержка обусловлена тем, что ее автор, Режис Мессак, сильно опередил свое время. Francis Lacassin, L’Express
Дата выхода книги: весна 2023 года.
По материалам издательства.
Вам будет интересно
Май 2023
Книжная новинка издательства ЭксмоДетство: "Зубная фея". Автор Гарриет Манкастер (6+) О книге Новинка в серии-лонгселлере «Изадора Мун»! Эта история строится вокруг одного из главных детских страхов – первого похода к стоматологу. Новая книга ...
Май 2023
Книжная новинка издательства ЭксмоДетство: "Disney. Злодеи. Карты Таро и руководство". Автор Минерва Сигел (12+) О книге Таро — тема, которая набирает сегодня всё большую популярность. Необычный запоминающийся дизайн колоды с изображениями популярных героев-злодеев ...
Май 2023
Если вы первым делом подумали, что книга "Брат" о Сергее Бодрове, то вы ошиблись. Эта книга обо всём, что связано с дилогией "Брата" и "Брата-2". Здесь вам поведают сокровенные истории люди, причастные к ...
Май 2023
Книжная новинка издательства ЭксмоДетство: "Nordic Horror. Леденяще холоден". Автор А.Р.С. Хоркка. 16+ О книге Добро пожаловать туда, где танцует северное сияние и замерзают слёзы! Абсолютно завораживающая история для фанатов ФНАФ, Сиреноголового, Слендермена и ...
Май 2023
Книжная новинка издательства ЭксмоДетство: "Чёрная Карета". Автор Эндрю Питерсон. 12+ О книге Долгожданное продолжение в серии книг для современных подростков «Сага о семье Игиби». Джаннера и его семью ждут испытания, которые выпадают на ...
Май 2023
Уникальная по своей исторической и культурной значимости книга выходит в издательстве «ЭКСМО». Впервые широкой аудитории будет представлена коллекция старинных русских икон из частного собрания Олега Кушнирского. Раритеты, проделавшие долгий и извилистый путь из ...