Новинка издательства NoAge: «Иесинанепси». Автор Режис Мессак.
О книге
Перевел с французского Валерий Кислов
Книга-перевертыш Режиса Мессака (1893–1945), известного французского эссеиста, поэта и переводчика, участника Сопротивления, погибшего в немецком концлагере, включает два произведения автора — «Иесинанепси» и «Кретинодолье», написанные в жанре антиутопии.
В первом, постапокалиптическом романе Мессак заглядывает в недалекое и незавидное будущее, где в результате военных действий и использования отравляющего газа погибают почти все жители Земли. Обо всем произошедшем мы узнаем от протагониста-антигероя, которому, вместе с кучкой воспитанников детского туберкулезного интерната, удалось спастись от катастрофы. На самом же деле все худшее ждало их впереди. Вчерашние школьники быстро превратились в дикарей и начали устанавливать свои жестокие правила.
В «Кретинодолье», последнем произведении автора, рассказанном в духе путешествий в далекие края с целью совершения научных открытий, показан процесс инволюции некогда образованных людей. Группа ученых открывает популяцию первобытных представителей человеческого рода, обитающих на маленьком острове в Тихом океане. Проведя несколько месяцев в компании аборигенов, они начинают сомневаться в собственной разумности.
Что происходит с человеком, когда он лишается цивилизационного кокона, — главная тема, которая в увлекательном, пугающем, а порой и вовсе омерзительном ключе раскрывается на страницах этой книги.
Главный герой романа «Иесинанепси» — бывший филолог и преподаватель Жерар Дюморье — с цинизмом и едкой иронией наблюдает, с какой скоростью деградируют его подопечные – подростки, как коверкается и обедняется их язык, стирается воспитание, теряются воспоминания о прошлом. Дети формируют новый жаргон, придумывают себе простые клички, создают новую религию, устанавливая закон: выживает сильнейший. Вместо сохранения драгоценных навыков эта горстка уцелевших людей все больше скатывается к состоянию первобытного общества. Единственный, чьей кары боятся юные участники этой истории, — Иесинанепси- Бохтимон-Очена (наименование высшего существа состоит из слов молитвы, некогда усвоенной ребятами в таком упрощенном виде): к нему обращаются перед сном, на него уповают, если нечего есть. Подростки разучились читать и писать, дни посвящают охоте на кротов и змей. «Золотой век» пацифизма оказывается коротким — очень скоро один из героев «переизобретает» войну, чтобы сместить неназванного главаря с его поста.
В «Кретинодолье» проводником читателей становится Лё Брэ, один из участников экспедиции на затерянный в Тихом океане остров, населенный предположительно безобидными местными обитателями. Дикари, действительно, на первых порах производят именно такое впечатление — робких, тихих, пугливых полулюдей- карликов, которые руководствуются только животными инстинктами и имеют причудливые повадки. Прибывшие на остров исследователи во главе с профессором Бабером решаются на амбициозный эксперимент — очеловечить кретинов с помощью специальной сыворотки. Нетрудно догадаться, что полевые исследования вкупе с медицинскими опытами приводят к неожиданным последствиям. И вот уже сами просвещенные биологи и антропологи под воздействием безжалостных обстоятельств опускаются до состояния своих вчерашних испытуемых.
Оба произведения, включенные в эту книгу, во многом схожи: они написаны в стиле путевого журнала, личных заметок, что, с одной стороны, делает повествование обрывочным и фрагментарным, а с другой — добавляет текстам доверительности, создавая впечатление, что рассказчик напрямую общается с каждым читателем. Несмотря на обилие реминисценций и аллюзий – отсылок к разным произведениям или персоналиям, суть происходящих с героями событий являет собой полную противоположность «высокому штилю». Вместо пространных академических размышлений описания сжимаются до объема скупых сводок с полей в телеграфном манере, только чтобы запечатлеть, к чему в итоге приходит человечество. К сожалению, ни к чему хорошему.
Романы проникнуты атмосферой пессимизма: идея о прогрессе в представлении Мессака обречена на провал. Ввергнутого в состояние дикости цивилизованного человека не могут спасти ни культура, ни прочие плоды просвещения — остается лишь беспомощно наблюдать за тем, как все катится в тартарары. Большинству суждено просто раствориться в глупости, агрессии, жестокости и первобытных инстинктах.
Книга-перевертыш «Иесинанепси» — это важное послание современным читателям из прошлого, от лица писателя, ставшего свидетелем и невольным участником двух мировых войн и жертвой карательной фашистской машины, который всю свою жизнь поддерживал идеи пацифизма. Его обличительные тексты — последнее туше в адрес зарвавшегося человечества, жаждущего крови, власти и насилия, безумной гонки, неизбежным результатом которой станут хаос и смерть.
Конечно, любая антиутопия изображает, прежде всего, вымышленное общество. Но всякий автор таких текстов вглядывается, прежде всего, в тех людей, которые его окружают. Так что сторонники беспечных умозаключений в духе «После нас – хоть потоп» Мессаком подвергаются остракизму. В этом ключе мысль, высказанная одним из героев, о том, что «наши грандиозные памятники, наши Эйфелевы башни, наши большие вокзалы, наши виадуки, наши высокие здания… — все это… возможно, элементы будущих руин для планеты, которая станет громадным Кретинодольем», звучит почти пророчески.
О романе «Иесинанепси»
Юмор здесь язвителен, но также присутствует и некая скрытая нежность. Ralph Messac
Это произведение наполнено подчас едким пессимизмом. Но мы назовем этот пессимизм активным, пессимизмом поразительных и грандиозных предостережений (пусть и вопреки воле автора), предполагающим сохранение веры в человеческий разум и его восприимчивость к пророчествам и социальной сатире. Jean-Jacques Bridenne, Fiction
Юмор и жизнерадостность автора здесь творят чудеса, даже когда человеческая глупость и злоба вызывают возмущение и приводят в отчаяние. Roland Stragliati, Le Mond
О романе «Кретинодолье»
Великолепная безжалостная книга «Кретинодолье», пророческая в силу своего антиколониализма, увидела свет спустя тридцать лет после написания в 1943-м. Долгая задержка обусловлена тем, что ее автор, Режис Мессак, сильно опередил свое время. Francis Lacassin, L’Express
Дата выхода книги: весна 2023 года.
По материалам издательства.
Вам будет интересно
Мар 2024
29 марта 2024 года, впервые на русском, выйдет роман американского классика Генри Джеймса — «Другой дом». О тех, кто работал над текстом Над текстом Генри Джеймса работали Александра Горохова, Дарья Жирнова, Луиза Зарипова, ...
Мар 2024
Новая весна. Роберт Джордан Разгар Айильской войны. Айильцы впервые за многие годы пересекли Хребет Мира, отделяющий их родину от остальных стран континента. Цель вторжения — покарать короля Кайриэна за святотатство. У стен Тар ...
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Инструментарий хранения и анализа данных. Полное руководство по размерному моделированию". Автор Ральф Кимбалл, Марджи Росс. О книге Сегодня тысячи компаний собирают и сохраняют большие данные о поведении своих ...
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Почему жирафы не стали людьми и другие вопросы эволюции". Автор Станислав Дробышевский. О книге Человек и жираф – что вообще между ними общего? Как же получилось, что, стартовав ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Ненавижу уборку. Как поддерживать порядок в доме, когда на уборку нет никаких сил". Автор Кейси Дэвис. О книге Мыть или не мыть — вот в чем вопрос. И ...