Новинка издательства NoAge: «Иесинанепси». Автор Режис Мессак.

О книге

Перевел с французского Валерий Кислов

Книга-перевертыш Режиса Мессака (1893–1945), известного французского эссеиста, поэта и переводчика, участника Сопротивления, погибшего в немецком концлагере, включает два произведения автора — «Иесинанепси» и «Кретинодолье», написанные в жанре антиутопии.

В первом, постапокалиптическом романе Мессак заглядывает в недалекое и незавидное будущее, где в результате военных действий и использования отравляющего газа погибают почти все жители Земли. Обо всем произошедшем мы узнаем от протагониста-антигероя, которому, вместе с кучкой воспитанников детского туберкулезного интерната, удалось спастись от катастрофы. На самом же деле все худшее ждало их впереди. Вчерашние школьники быстро превратились в дикарей и начали устанавливать свои жестокие правила.

В «Кретинодолье», последнем произведении автора, рассказанном в духе путешествий в далекие края с целью совершения научных открытий, показан процесс инволюции некогда образованных людей. Группа ученых открывает популяцию первобытных представителей человеческого рода, обитающих на маленьком острове в Тихом океане. Проведя несколько месяцев в компании аборигенов, они начинают сомневаться в собственной разумности.

Что происходит с человеком, когда он лишается цивилизационного кокона, — главная тема, которая в увлекательном, пугающем, а порой и вовсе омерзительном ключе раскрывается на страницах этой книги.

Главный герой романа «Иесинанепси» — бывший филолог и преподаватель Жерар Дюморье — с цинизмом и едкой иронией наблюдает, с какой скоростью деградируют его подопечные – подростки, как коверкается и обедняется их язык, стирается воспитание, теряются воспоминания о прошлом. Дети формируют новый жаргон, придумывают себе простые клички, создают новую религию, устанавливая закон: выживает сильнейший. Вместо сохранения драгоценных навыков эта горстка уцелевших людей все больше скатывается к состоянию первобытного общества. Единственный, чьей кары боятся юные участники этой истории, — Иесинанепси- Бохтимон-Очена (наименование высшего существа состоит из слов молитвы, некогда усвоенной ребятами в таком упрощенном виде): к нему обращаются перед сном, на него уповают, если нечего есть. Подростки разучились читать и писать, дни посвящают охоте на кротов и змей. «Золотой век» пацифизма оказывается коротким — очень скоро один из героев «переизобретает» войну, чтобы сместить неназванного главаря с его поста.

В «Кретинодолье» проводником читателей становится Лё Брэ, один из участников экспедиции на затерянный в Тихом океане остров, населенный предположительно безобидными местными обитателями. Дикари, действительно, на первых порах производят именно такое впечатление — робких, тихих, пугливых полулюдей- карликов, которые руководствуются только животными инстинктами и имеют причудливые повадки. Прибывшие на остров исследователи во главе с профессором Бабером решаются на амбициозный эксперимент — очеловечить кретинов с помощью специальной сыворотки. Нетрудно догадаться, что полевые исследования вкупе с медицинскими опытами приводят к неожиданным последствиям. И вот уже сами просвещенные биологи и антропологи под воздействием безжалостных обстоятельств опускаются до состояния своих вчерашних испытуемых.

Оба произведения, включенные в эту книгу, во многом схожи: они написаны в стиле путевого журнала, личных заметок, что, с одной стороны, делает повествование обрывочным и фрагментарным, а с другой — добавляет текстам доверительности, создавая впечатление, что рассказчик напрямую общается с каждым читателем. Несмотря на обилие реминисценций и аллюзий – отсылок к разным произведениям или персоналиям, суть происходящих с героями событий являет собой полную противоположность «высокому штилю». Вместо пространных академических размышлений описания сжимаются до объема скупых сводок с полей в телеграфном манере, только чтобы запечатлеть, к чему в итоге приходит человечество. К сожалению, ни к чему хорошему.

Романы проникнуты атмосферой пессимизма: идея о прогрессе в представлении Мессака обречена на провал. Ввергнутого в состояние дикости цивилизованного человека не могут спасти ни культура, ни прочие плоды просвещения — остается лишь беспомощно наблюдать за тем, как все катится в тартарары. Большинству суждено просто раствориться в глупости, агрессии, жестокости и первобытных инстинктах.

Книга-перевертыш «Иесинанепси» — это важное послание современным читателям из прошлого, от лица писателя, ставшего свидетелем и невольным участником двух мировых войн и жертвой карательной фашистской машины, который всю свою жизнь поддерживал идеи пацифизма. Его обличительные тексты — последнее туше в адрес зарвавшегося человечества, жаждущего крови, власти и насилия, безумной гонки, неизбежным результатом которой станут хаос и смерть.

Конечно, любая антиутопия изображает, прежде всего, вымышленное общество. Но всякий автор таких текстов вглядывается, прежде всего, в тех людей, которые его окружают. Так что сторонники беспечных умозаключений в духе «После нас – хоть потоп» Мессаком подвергаются остракизму. В этом ключе мысль, высказанная одним из героев, о том, что «наши грандиозные памятники, наши Эйфелевы башни, наши большие вокзалы, наши виадуки, наши высокие здания… — все это… возможно, элементы будущих руин для планеты, которая станет громадным Кретинодольем», звучит почти пророчески.

О романе «Иесинанепси»

Юмор здесь язвителен, но также присутствует и некая скрытая нежность. Ralph Messac

Это произведение наполнено подчас едким пессимизмом. Но мы назовем этот пессимизм активным, пессимизмом поразительных и грандиозных предостережений (пусть и вопреки воле автора), предполагающим сохранение веры в человеческий разум и его восприимчивость к пророчествам и социальной сатире. Jean-Jacques Bridenne, Fiction

Юмор и жизнерадостность автора здесь творят чудеса, даже когда человеческая глупость и злоба вызывают возмущение и приводят в отчаяние. Roland Stragliati, Le Mond

О романе «Кретинодолье»

Великолепная безжалостная книга «Кретинодолье», пророческая в силу своего антиколониализма, увидела свет спустя тридцать лет после написания в 1943-м. Долгая задержка обусловлена тем, что ее автор, Режис Мессак, сильно опередил свое время. Francis Lacassin, L’Express

Дата выхода книги: весна 2023 года.

По материалам издательства.

Вам будет интересно

  • О романе «Другой дом»

    Мар 2024

    29 марта 2024 года, впервые на русском, выйдет роман американского классика Генри Джеймса  — «Другой дом». О тех, кто работал над текстом Над текстом Генри Джеймса работали Александра Горохова, Дарья Жирнова, Луиза Зарипова, ...

    читать
  • Фантастика и фэнтези в книжных новинках марта

    Мар 2024

    Новая весна. Роберт Джордан Разгар Айильской войны. Айильцы впервые за многие годы пересекли Хребет Мира, отделяющий их родину от остальных стран континента. Цель вторжения — покарать короля Кайриэна за святотатство. У стен Тар ...

    читать
  • Инструментарий хранения и анализа данных. Ральф Кимбалл, Марджи Росс

    Мар 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Инструментарий хранения и анализа данных. Полное руководство по размерному моделированию". Автор Ральф Кимбалл, Марджи Росс. О книге Сегодня тысячи компаний собирают и сохраняют большие данные о поведении своих ...

    читать
  • Почему жирафы не стали людьми и другие вопросы эволюции. Станислав Дробышевский

    Мар 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Почему жирафы не стали людьми и другие вопросы эволюции". Автор Станислав Дробышевский. О книге Человек и жираф – что вообще между ними общего? Как же получилось, что, стартовав ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства «Бомбора»

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...

    читать
  • Ненавижу уборку. Кейси Дэвис

    Мар 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Ненавижу уборку. Как поддерживать порядок в доме, когда на уборку нет никаких сил". Автор Кейси Дэвис. О книге Мыть или не мыть — вот в чем вопрос. И ...

    читать