Илья Нодия: «Право выбора – это самая большая ценность, которую я приобрел за последние годы работы»

Илья Нодия: «Право выбора – это самая большая ценность, которую я приобрел за последние годы работы»

Янв 31 • Люди

Илья Нодия родом из Омска, живет в Москве, делает классные портреты и рекламные снимки, считается самым западным из российских фотографов.

Сторитейлинг – это умение рассказывать интересные истории. Наш сегодняшний герой, на наш взгляд, в совершенстве овладел этим искусством. Кроме того, ему удалось совместить любопытные истории с отличными фотографиями. Поэтому с ним так интересно общаться и рассматривать его шедевры.

Илья рассказал о том, как начал фотографировать, какие трудности у него возникали и как он пришел к своему стилю.

Для начала зададим интересный вопрос. Есть ли то, что Вы боитесь или по каким-то причинам не любите фотографировать?

Я очень боюсь снимать детей! Во время постановочной съемки важно иметь прямой управляемый контакт с моделью. Чтобы фотографировать детей, нужно быть или хорошим психологом, или уметь заинтересовать ребенка. У меня же это плохо получается. К тому же все сюжетные истории, которые я снимаю – темные, серьезные и далеко не детские. По этой же причине я не занимаюсь семейными фотографиями.

Большое счастье, что я могу отказаться от всех съемок, которые мне не по душе. Это может показаться странным, мол, не хочешь – не снимай, однако большому количеству фотографов трудно отказаться от съемок. Если нужны деньги, то не важно, кто или что перед объективом: дети, кот или автомобиль. Право выбора – это самая большая ценность, которую я приобрел за последние годы работы.

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

А когда прошла та самая грань «отказа» от съемок? Когда Вы почувствовали, что стали обладателем драгоценного «права выбора»?

Раньше я снимал свадьбы. Не могу сказать, что фотографировал без удовольствия. В то время мне было около 20 лет, и для меня это был новый уровень после съемки друзей и сверстников.

Мне нравилось узнавать людей, которых я фотографировал, выяснять их предпочтения, подбирать определенный план съемки для каждой пары, предлагать уникальные идеи.

Со временем заказов становилось все больше, и времени на общение с клиентами уже не хватало. Съемка молодоженов превратилась в конвейер.

В тот момент я понял, что достиг своего потолка в лице свадебного фотографа. Мне захотелось ставить перед собой сложные задачи, заняться серьезным делом, создавать авторские работы, требующие от меня большей отдачи. А так как меня всегда привлекала рекламная фотография, с новым видом деятельности я определился быстро.

Снимать свадьбы, на мой взгляд, единственный правильный и доступный способ выживать фотографам в городах, где нет центральных офисов издательств и журналов, которые могут оплачивать коммерческие съемки. Поэтому я покинул Омск и отправился пытать счастье в Москву.

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Так Вы авантюрист! Не каждый может решиться уехать жить в город, где нет ни друзей, ни знакомых. Так что же Вы делали дальше? Каким образом стали обосновываться в столице и реализовывать свою мечту?

Весь мой путь, пока еще не очень длинный, основан на везении. Когда я приехал в Москву и начал поиск работы, интерес к журналам пропал почти сразу. Я обошел множество издательств, в том числе именитый Vogue, где после вопроса фоторедактора о том, «в каких известных журналах я ранее публиковался», понял, что принял слишком амбициозное решение.

Не получилось найти работу и по специальности (инженер-программист). В результате я почти устроился в сервисный центр «М.Видео», если бы на глаза мне не попалось одно объявление…

В московскую студию требовался фотограф для занятия предметной съемкой. Ей я, конечно, раньше не занимался, однако человек, принявший меня на работу, поверил в мои способности и дал мне возможность выдохнуть: вопрос о трудоустройстве был наконец-то решен.

А как же Вы пришли к тому стилю, в котором сейчас фотографируете? Каким образом Вы стали тем самым Ильей Нодия, которого мы сейчас знаем?

Моя маленькая победа заключается в том, что мне посчастливилось работать над невероятно крутыми проектами. Попасть на них оказалось для меня тоже огромной случайностью.

Первые полгода я фотографировал женскую обувь и текстильные платки. Однажды я понял, что мое портфолио не пополняется, и что я долго не кормил свои творческие амбиции. Нужно было что-то менять.

В то время я продолжал снимать свадьбы, и на одном из банкетов познакомился с Янисом Берилисом – фотографом и путешественником из Афин. Он оказался очень интересным человеком, мы проболтали весь вечер, а под конец Янис предложил взять у меня интервью. Он ведет в Интернете свой блог, в котором публикует фотографии и беседы с людьми из разных стран. Я, в свою очередь, сделал его портрет и тоже написал под фото небольшую историю.

Так было положено начало бессрочному проекту, которым я занимаюсь по сей день. Сначала люди смотрят на фотографию, а после прочитывают интересную историю о человеке, который на ней изображен. Это может быть художник из Портленда, философ из Женевы, бродяга с улицы Парижа или бизнесмен из Омска.

Со Степаном Каморным (именно он взял меня к себе заниматься предметной съемкой) мы объездили кучу разных стран и городов, чтобы сделать классные фотографии для этой коллекции.

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Расскажите, как Вы начали сотрудничать с проектом «Клаустрофобия»?

Я всегда старался фотографировать в первую очередь то, что мне самому было интересно. Если мне нравился кофе, то я сразу предлагал человеку, который его сварил, сделать фотографию и рассказать людям о прекрасном напитке. Так случилось и с квестами проекта «Клаустрофобия».

На сайте «Лепрозорий» я увидел информацию об этом проекте. В то время он только запускался, о квестах и играх в реальности я почти ничего не знал. Мне стало интересно, и я предложил «Клаустрофобии» то же, что мог предложить любому бариста, парикмахеру или садовнику – сделать фотографии.

Сначала делал снимки бесплатно, а потом ребята предложили мне работу на коммерческой основе. С тех пор прошло почти два года. За это время я отснял больше 140 комнат в 7 странах, объездил больше 50-ти городов.

Это очень здорово! Тогда у нас к Вам последний вопрос. Изменила ли фотография Ваше мышление? Какие перемены Вы почувствовали, после того как начали фотографировать?

Фотография изменила все. В первую очередь изменился взгляд на вещи.

Когда приходишь в кино, то смотришь не фильм, а на то, как он снят. В банке, в первую очередь обращаешь внимание на рекламные баннеры с фотографиями счастливых людей, берущих кредит. А когда приезжаешь, например, в Париж, то сразу же бросаешься изучать европейскую рекламу.

На мир начинаешь смотреть через объектив. Если видишь красивый пейзаж, то начинаешь прикидывать, каким образом его можно было бы хорошо снять.

Это не та профдеформация, от которой можно страдать. Это интересно. Любая поездка на метро превращается в маленькую игру. Я смотрю на людей и в толпе стараюсь найти интересные фактурные лица. Это происходит непроизвольно. Года три назад я мог легко подойти к человеку в метро и предложить ему поработать.

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Илья Нодия, фотограф, студийные съемки, рекламная фотография, сотрудничать с проектом «Клаустрофобия», с квестами проекта

Вот такую историю больших совпадений и удач нам рассказал Илья Нодия. Конечно, фотограф лукавит, и ему не удалось бы ничего добиться без его таланта, любви к съемкам и труда.

Мы желаем Илье творческих успехов, и пусть удача продолжает быть рядом с ним!

Беседовали: Полина Нечкина, Наталья Поккине, Надежда Исмагилова
Фото из архива Ильи Нодия
Специально для CityGu.ru

« »