Александра Евгеньевна Шалашова родилась в Череповце, в 1990 году. После школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. По окончании института работала учителем в школе, но вскоре занялась частной преподавательской деятельностью. Вокалистка и автор текстов группы «МореЖдет». Сейчас живет в Москве.

Дважды становилась лауреатом премии «Лицей» в номинации «поэзия» — второе место в 2019 году и первое место в 2020 году. Финалист Национальной литературной премии «Большая книга» 2023 года.

В разное время публиковалась в журналах «Знамя», «Юность», «Сибирские огни», «Нижний Новгород», TextOnly, «Цирк “Олимп”+TV», а также в альманахах «Артикуляция», «Формаслов», «Пятью пять», «Пролог». Как победитель премии «Лицей» участвовала в одноименных сборниках (третий и четвертый выпуски).

В 2020 году вышел авторский поэтический сборник Александры Шалашовой «Предприятие связи», а затем три крупных произведения в прозе – романы «Выключить мое видео» (2021 г.), «Салюты на той стороне» (2023 г.) и «Камни поют» (2023 г.).

Интервью с Александрой Шалашовой

Александра, давайте начнем с разговора о вас. После Литературного института вы пошли работать в школу. Почему так? Работа учителя как-то больше ассоциируется с педагогическим институтом. И почему в итоге ушли в частную практику?

Поступая в Литинститут, я видела себя как писателя, школа даже не предполагалась. Но так получилось, что меня пригласили работать в школу. Приняли учителем начальных классов с условием, что я пройду переквалификацию, и дали первый класс, в котором до меня успело смениться уже четыре учителя. Представляете, что там было? Но как-то я постаралась объединить детей, дать им необходимые знания. И параллельно еще занималась с ними театром. Мы даже поставили с ними мюзикл. Мои друзья написали музыку. В общем, все получилось. Но все-таки, если уж говорить о преподавательской деятельности, я больше видела себя учителем русского языка и литературы. И мне дали 6-7 классы. Это было здорово, но тоже не совсем «мое». Я думаю, что могу больше дать ученику, помочь ему раскрыться при более тесном общении, индивидуально, с глазу на глаз. Поэтому занялась частной практикой.

Ваши первые литературные опыты, первые публикации, первые литературные победы – это в основном стихи. И вот уже выходит ваш третий роман, проза. Как и почему произошел этот «переход»?

В институт, на кафедру литературного мастерства, я подавала документы сразу и на поэзию, и на прозу. По поэзии мне пришел отказ, и тут же — приглашение на творческий семинар по прозе, который набирал Александр Евсеевич Рекемчук.

В 2020 году у нас сложилась очень необычная ситуация, локдаун. И мне пришло в голову, что будет интересно написать об этом периоде. О том, как изменилось общение в период карантина, как во время пандемии люди, особенно дети, подростки, оставались фактически наедине с собой, в одиночестве. И я поняла, что смогу написать роман. В институте я крупнее повести ничего не писала. Александр Евсеевич, когда читал рассказ кого-то из своих студентов и видел в нем что-то интересное, какую-то изюминку, говорил: «Ну, это роман». То есть из этой идеи может получиться крупная форма, роман. Мне он никогда так не говорил. Когда я писала первый роман, Александра Евсеевича уже не было в живых, но я думала о том, что ему, наверное, было бы приятно и радостно за меня, за то, что я смогла это сделать. Я преодолела сопротивление крупной вещи. Образно говоря, роман – это я, а рассказ – это сокращенная версия меня.

Профессия писателя подразумевает результат не только в виде количества написанных произведений, но и, главным образом, определенную успешность: издаваемость, популярность, признание читателей и критиков. А что такое успешность для вас?

Конечно, хочется читательского признания, это естественно. Но если говорить именно о моем понимании успешности… Пожалуй, можно сформулировать так: субъективное мерило успешности для меня – это мнение близких мне людей. В первую очередь. Ну и редактора, конечно.

Интервью с Александрой Шалашовой

Вы задумываетесь, для кого пишете? Представляете свою аудиторию?

Я не пыталась писать для какой-то конкретной группы читателей. Но так получилось, что читательская аудитория у меня в основном — это молодые женщины. Да и редактор отмечал в рукописях, что у меня «женский стиль» — много деталей, внимания к мелочам, например, какого оттенка губная помада или как выглядит кожа под слоем тонального крема. И мне захотелось написать роман для взрослых мужчин. Именно так я воспринимаю «Камни поют». Это роман о мужчине, о его становлении, жизненном выборе, отношениях ученика и учителя. Роман вышел недавно и пока у меня нет достаточного количества откликов именно от той группы читателей, для которой я его писала, хотя среди моих близких, друзей, кому я его давала читать, конечно, есть мужчины. И многим из них он оказался интересен. В целом, насколько можно судить по отзывам, мнение о романе «Камни поют» неоднозначное. И это прекрасно!

Понятно, что к замечаниям и пожеланиям редактора вы не можете не прислушиваться. А вы учитываете мнение ваших читателей, их отзывы, когда начинаете новое произведение?

Конечно, к адекватной, объективной критике я прислушиваюсь. Но вот так, чтобы полностью руководствоваться чужим мнением – пожалуй, нет. Для меня очень важно не перестать быть собой. Я бы сказала, что инерция моего письма слишком сильна. Я просто не смогу писать совсем иначе и сохранить при этом себя.

Традиционный вопрос: что сейчас в ваших литературных планах? Есть что-то в работе, какие-то замыслы?

Да, есть. Я бы хотела попробовать себя в жанре автофикшн. Рассказать о своем опыте взросления, о первой влюбленности, о городе, в котором выросла, о нашем храме. О том, как я пыталась быть там певчей. Был такой факт в моей биографии. Вот это все не просто изложить, а осмыслить, взять за основу.

Вы ведь сейчас солистка группы «МореЖдет». Скажите, а как литература и музыка совмещаются в вашей жизни – не мешают друг другу? Кем вы себя все-таки больше ощущаете, писателем или певицей?

Нет, музыка и литература друг другу не мешают. Периодами на первый план выходит что-то одно. Например, когда у группы много концертов, гастроли, записи – тогда, конечно, она забирает большую часть времени и сил. А когда гастрольный период заканчивается, на первый план выходит писательская деятельность. Да и в группе я же не только пою, я пишу тексты песен.

И напоследок. Какой вопрос вы хотели бы услышать и как бы вы на него ответили?

Я бы хотела, чтобы человек спросил, могу ли я написать роман про него. Этот вопрос мне никогда не задавали, но я бы хотела, чтобы мне его задали. Хотя ответить на него сразу я не смогу. На то, чтобы ответить, может потребоваться долгое время. А может, я и не смогу на него ответить никогда. Но, тем не менее, я бы хотела его услышать. Это такой вопрос в будущее.

Беседовала: Елена Имбирева

Фото: Роман Шеломенцев

Вам будет интересно

  • Литораль. Ксения Буржская

    Июл 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Литораль". Автор Ксения Буржская. О книге «Литораль» — это история женщины, двух женщин. Одна из них всем должна. Другая как будто свободна, знает, чего хочет, но подчиняется древним ...

    читать
  • Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма. Андрей Шаповалов

    Июл 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма". Автор Андрей Шаповалов. О книге В книге речь идет о классическом шаманизме, примерно таком, каким он был до 30-х годов XX века, ...

    читать
  • Мертвый лев: Посмертная биография Дарвина и его идей. Максим Винарский

    Июл 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Мертвый лев: Посмертная биография Дарвина и его идей". Автор Максим Винарский. О книге Эта книга — интеллектуальное путешествие во времени, начавшееся со смертью Чарльза Дарвина в апреле 1882 ...

    читать
  • Журнал «Радуга идей» № 06 (153) 2024

    Июл 2024

    Информируем о выходе новой книги: Журнал "Радуга идей" № 06 (153) 2024 года. Издательство"Формат-М". О книге В летнем выпуске «Радуги идей» ко Дню семьи, любви и верности представляем мастер-классы по созданию замечательного символа ...

    читать
  • Буквы, слова, книги: История письменности. Екатерина Степаненко

    Июл 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Буквы, слова, книги: История письменности". Автор Екатерина Степаненко. О книге Письменность с нами так давно, что мы воспринимаем её как неотъемлемую часть нашей жизни. Она помогает нам узнавать ...

    читать
  • Шаг вперед на рынке литературы: новинка «Треки смерти» Сюсукэ Митио

    Июл 2024

    В сентябре издательство Inspiria выпустит новинку уникального формата — роман «Треки смерти» японского писателя Сюсукэ Митио. Для того чтобы разгадать спрятанные в сюжете головоломки, необходимо будет не только читать текст, но и слушать ...

    читать