Иван Саканов: DirtJumping как поход в кафе

Иван Саканов: DirtJumping как поход в кафе

Июн 11 • Активная жизнь, Люди

«Смотри как могу!» – именно после этой фразы травмпункты часто пополняются. А по всему миру живут люди, которые идут на риск, осознавая, что это может закончиться посещением врача-травматолога, но их это не останавливает – желание получить новые эмоции и дозу адреналина сильнее, чем инстинкт самосохранения. Сегодня у нас интервью с обычным саратовским парнем, спортсменом-экстрималом с большим опытом за плечами: Иван Саканов с рассказом о DirtJumping’e.

Иван, вы занимаетесь DirtJumping. Расскажите об этом виде спорта.

DirtJumping – это экстремальное направление велоспорта, которое представляет собой прыжки на трамплинах в определенных парках, дертах, c выполнением трюков. Название происходит от английского слова «Dirt» – куча, грязь. Трамплины сделаны из земли (не деревянные и не металлические конструкции) и, как правило, находятся за городом. Что касается трюков: существуют базовые – например, просто прыжки. А потом ты комбинируешь трюки: за один прыжок совершаешь сальто или оборот руля, или все вместе. От этого сложность повышается. На контестах (соревнованиях) оценивают еще и стиль выполнения, потому что у каждого райдера он свой, неповторимый. Оценивается и высота, на которую был сделан прыжок.
Для этого спорта есть два вида велосипедов: ВМХ и МТВ. В принципе, суть катания одинаковая. BМХ – меньше и на нем можно делать более сложные трюки. У меня к ВМХ неуважение, потому что на нем как-то проще.
Сам спорт получил развитие в мире в девяностых, а в Россию пришел к концу тех годов. В Саратове начали кататься с появлением велосипедов. Начали, потому что увидели это где-то на видео. Первый дерт в городе был кучей земли высотой в метр, длиной в четыре метра. Сейчас, спустя 11 лет дерты занимают большую площадь, около половины гектара. Каждый год дерты достраиваются.

Если я захочу заниматься дертом, как мне попасть к вам?

Покупаешь любой велосипед, наиболее подходящий для этого, приезжаешь и катаешься. Найти трамплины можно и в городе, в том же парке на набережной. Кстати, там, все, кто катается, знают, что такое дерт, кто этим занимается и, где мы находимся. А чтобы заинтересоваться нами и нашим спортом, нужно как минимум увидеть то, чем мы занимаемся. Если ты хочешь нас увидеть, приходи в выходной день на дерты, которые находятся на горнолыжной базе «Роща» на первой дачной. Там дерт найти очень просто. Поднимаетесь наверх по склону, и издалека наши дерты видно. Трамплинами занята довольно большая площадь, приходите, сидите, смотрите. Это очень заразительно и мы любим посетителей, если они, конечно, ничего не ломают.

Ну, вы уже достигли какого-то определенного уровня, но я-то не знаю, что мне с моим велосипедом делать…

Мы подскажем с чего начать. К нам можно спокойно обращаться, мы не кусаемся.

Трудно вообще научиться этому?

Если заниматься этим полноценно, со всей отдачей, то, я думаю, ничего трудного в этом нет. Просто нужно терпение и желание. Кому-то больше повезло – есть талант. Этим людям DirtJumping дается проще. Кому-то не повезло: такие люди просто бьются и добиваются.

Если я захочу заняться каким-либо спортом. Почему я должна выбрать именно его?

Мне кажется, основная причина, по которой люди приходят в этот спорт – зрелищность. Где-то увидели, познакомились, попробовали – затянуло. Если есть терпение и рвение, то люди втягиваются. Я вот в свое время, лет 10 назад, просто купил обычный велосипед для катания, и как-то так получилось, что начал с друзьями прыгать. Потом уже мы стали в этом деле развиваться. Ну, опять же, были старшие товарищи, которые учили всему, помогали.
Еще у нас всегда весело на контестах. Любое соревнование – это встреча с друзьями из других городов, которых ты не видел по году, а то и больше. На любой контест съезжается не один, не два и не три города. Как правило, приезжают люди со всего региона и Поволжья. Бывает, и москвичи приезжают. Тебя переполняет радость встречи, а если на соревновании очень много людей, ты ощущаешь драйв, который тебя заряжает.
Призовой фонд в Саратове, составляет, как правило, около 30 000 рублей. Ни о чем, в принципе. На уровне России призовой фонд хороший. За первое место давали около 60-70 тысяч рублей и сами соревнования проходят часто. Если ты побеждаешь, то зарабатываешь. Помимо этого получаешь еще деньги от спонсоров. В Саратове такого никогда не было. Деньги нам выделяла администрация Энгельса, или находили спонсоров. К счастью, увлеченных друзей много. Все саратовские контесты спонсировались..

DirtJumping, экстремальный вид спорта, саратов, летние дерты, контест, велосипедист

Как вы обращались к администрации?

Первоначально были трудности, нам только дали разрешение на проведение контеста на площади города. Пришлось долго объяснять что это и как. Но когда администрация увидела, как много людей пришло на это посмотреть, на следующий год они уже сами позвонили и предложили проспонсировать. В Саратове в администрацию ходили часто, много, но никому это не интересно.

Какого уровня подготовки требуют соревнования?

На соревнования я всегда советовал приезжать абсолютно всем, даже тем, у кого нет опыта за плечами и только начал кататься. Соревнования закаляют. Они и сделаны для того, чтобы человек быстрее учился, набирался опыта от ребят, которые достигли уже какого-то уровня. В общем-то, на соревнования надо ехать, как только получил самый минимальный уровень – научился прыгать, но не умеешь делать ни один трюк. Многие ребята говорили: «Да ладно, я ничего не умею, зачем я поеду», а в итоге приезжали на соревнования и у них все получалось. Знаю одного парня, зовут Сергей по прозвищу «Ташкент». Он в 2008 году приехал на дерт. Он вообще к тому времени уже достаточно долго катался, но на дертах практически не прыгал. Он был стритером.
Стритер – это человек, который катается по городу. Мы таких ребят не любим. Они часто приезжают на готовый дерт попрыгать и покататься, не вложив в создание трассы ни капли сил. Словом, это другое направление в катании. Такое же экстремальное, но менее зрелищное. Его можно сравнить со скейт-бордингом. По мне это очень скучно и не те эмоции. Нет ни высоты, ни амплитуды – ничего. Если ты прыгаешь на дертах – это 5 метров от земли, – это время полета, за которое ты успеваешь попробовать трюки, и в каждом прыжке получаешь бурю эмоций. А на стрите… ну вот спрыгнул ты с бордюрчика, спрыгнул с трех ступенек… не знаю…по мне это не то.
Так вот, парнишка приехал на контест, посмотреть, что там происходит. Мы его подначили и заставили участвовать. В общем, он там откатался на высоте, занял даже какие-то призовые места. Самое смешное, что он ничего не умел, но начал пробовать трюки, которые люди начинают осваивать, наверное, только через год катания. И вот с тех пор уже семь лет катается с нами. Он перебрался окончательно на дерт, стал одним из «стариков».

Кто готовит трассу для соревнований?

Если где-то соревнования – то администрация. Чаще всего помогает администрация города Энгельс. Она выделяла технику, землю, помогала с постройкой. А парк в Саратове копают исключительно катающиеся ребята своими силами и без какой-либо техники на протяжении 14 лет. Именно столько в этом году исполняется саратовским дертам.

По поводу земли, не появляются ли вопросы у администрации?

Администрация, наверное, просто не знает. Что касается лесничества, один раз мы с ними пересекались на дертах, но они сказали: «Молодцы ребята, так держать, главное не жгите костры». Костры мы, к слову, жечь перестали. Просто у нас есть один парень, которые катается, Максим Кобрик, он порой разводил костры в 2-3 метра высотой.

Многие спортсмены, у которых спорт приурочен только к определенному сезону, например лыжи, любят делать открытие сезона. Вы проводите открытие?

Конечно! Как правило, приурочено к началу катания в сезоне. Несмотря на то, что мы зимой не закрываемся и катаемся, все равно летние дерты открываем. Происходит это в начале мая, после того, как ребята починят все трамплины, разрушенные зимой и весной водами и снегом. Как только они приходят в готовность, мы сразу же собираемся, зовем друзей, жарим шашлыки, катаемся.

В этом сезоне у вас уже было открытие?

Нет, еще не было, потому что трамплины очень сильно покоробило после зимы, надо восстанавливать. Но так как катающиеся не молодеют, а стареют, у всех появляется своя работа, времени все меньше получается на это выделить, поэтому только по выходным их восстанавливаем и вот еще не успели доделать.

Мне почему-то кажется, что, дертджамперы, не просто ребята, которые катаются и делают трюки на велосипедах, а все же более энергичные и сумасшедшие, в хорошем понимании, люди. У вас бывают какие-нибудь забавные случаи на контестах или во время катания?

У нас на каждом катание происходит что-то смешное. У каждого, можно так сказать, есть своя фишка, над которой всегда можно посмеяться. Вот даже далеко ходить не надо, PR-менеджер CityGu.ru один из людей, который с нами катается. Дима – это одна из больших смешных историй. Когда у него что-то не получается, велосипед начинает летать в разные стороны по всему дерт-парку, тоже самое происходит со шлемом, в котором есть мягкие прокладки, они из шлема вылетают и где-то лежат. Он потом покурит, успокоится и ходит по всему парку, собирая все это дело, и дальше кататься. Вид спорта очень эмоциональный, поэтому каждое катание – это много смеха. Как минимум, падение – это неотъемлемая часть катания, которое за день даже не по 10 раз случается. За один день катания – 50 % падений от прыжков ( 40-50 падений). И они не приводят к травмам, а часто бывают какие-то очень смешные, особенно со стороны. Также мы любим, шутить друг над другом. Был такой случай: я как-то в городе не смог перепрыгнуть через цепочку, в итоге упал и сломал скулу. Ну, меня теперь уже не первый год подкалывают с этим. Когда я домой на велосипеде уезжаю, звучит фраза: «Вань, смотри только через цепку не упади». Или когда начинали что-нибудь копать, то обязательно кто-нибудь предлагал: «А давайте на приземление специально для Вани цепочку повесим».

А как у вас обстоят дела с алкоголем и курением, вы все же спортсмены? И как лично ты к этому относишься?

Я лично отношусь плохо, но в особо редких случаях употребляю легкий алкоголь. Если уже брать обстановку на дертах, то тут точно также: мы можем иногда выпить, собравшись компанией или после катания вокруг костра, но никогда не напиваемся. Среди молодого катающегося поколения, я имею в виду младше 18-лет, этого никогда не было. Из-за того, что этот спорт экстремальный – всех дертеров считают отморозками. Может быть, поэтому катающиеся и хотят быть похожими на тех, кем их считают. И в тот момент, когда они находятся на дертах или на посиделках в дерт-компании, они совершенно безумные и смешные, а в обычной жизни люди образованные, интеллигентные, с работой и так далее. У нас всех получается две жизни, ну, или раздвоение личности (смеется). И вот каждый раз после соревнований есть традиция ехать на турбазу в Энгельс. Дай бог администрация этих баз не прочитает это интервью, но, в общем, после нашего посещения, базы на 1-2 дня приходили почти в негодность. Я не буду вдаваться в подробности, но творилось всегда что-то с чем-то. Скорее всего, это происходит из-за того, что после целого дня катания накопилось огромное количество эмоций и адреналина, и это все надо куда-то девать, тем более, когда вокруг тебя находится 30 точно таких же людей.

На каком уровне развития DirtJumping у нас в Саратове?

В Саратове он почти не развит, потому что занимается им на протяжении долгих лет от силы человек шесть. Наша компания постоянно пополняется молодыми ребятами, но потом они бросают кататься, поэтому постоянный состав, в общем-то, неизменен. Но по России этот спорт, в принципе, развит. Контесты, то есть соревнования, чаще проходят в Москве, Краснодаре, Красноярске.

DirtJumping, экстремальный вид спорта, саратов, летние дерты, контест, велосипедист

Как ты думаешь, почему в Саратове так мало ребят хотят этим заниматься?

Во-первых, дело, наверное, в цене. Велосипеды, например, можно купить за 60-70 тысяч. Прибавь к этому комплект защиты, который стоит в пределах 20 тысяч. Плюс детали нужно менять каждый год, потому что они накапливают нагрузку и могут в любой момент сломаться. Кроме того, есть еще шанс, что после того, как ты купил раму за 30 тысяч, она опять сломается во время очередного трюка.
Во-вторых, травмоопасность. Этот спорт вообще один из самых травмоопасных, если не считать мотофристайл. Поэтому самый главный риск – это поломать себя. Очень многие сдаются после первой же травмы. Я знаю только нескольких человек, которые продолжили кататься, несмотря на поломки. Они ломались, собирались и снова катались. По себе скажу, очень сложно начать кататься после серьезной травмы. Надо себя морально перебороть. Конечно, когда она уже пятая по счету, все гораздо проще, но на первых этапах это тяжело. Ты всегда оглядываешься на падение, которое привело к этой травме, боишься его повторить, и этот страх мешает. Страх вообще очень сильная часть катания.
В-третьих, это действительно тяжело. Лично мне встречалось в жизни человека 3, которым катание давалось легко. В остальных случаях человек хочет попробовать, пробует, но у него ничего не получается. Это происходит на протяжении тысяч попыток и падений. Если уровень хороший, то падение еще более болезненное, потому что высота и сложность трюков уже другие. Для DirtJumping’а нужно терпение. Нагрузки действительно большие, потому что один пятичасовой сеанс катания можно сравнить с 50- километрами, которые ты проехал на велосипеде. Учитывать нужно и то, что велосипед весит порядка 12 кг, и его постоянно таскать, удерживать в воздухе. Я в свое время ходил в тренажерный зал, но это несравнимо с катанием. Ты приезжаешь домой, и у тебя все болит. Не от ударов и падений, а от нагрузки.

Как этот спорт можно развить в Саратове?

Чтобы этот спорт развивался, в первую очередь надо продвигать его в массы путем контестов, чтобы молодые ребята видели, как это красиво, и хотели этим заниматься. Надо проводить как можно больше соревнований в центре города, рекламировать, ну и строить парки, потому что в Саратове дерт-парк только один. Это по причине того, что спонсирования никакого нет, все держится на энтузиазме.

Вы не пытались привлечь аудиторию?

Пытались. С 2008 года мы постоянно проводили своими силами контесты. Проводили в центре города, и на Предмостовой площади, и в Энгельсе контесты. Даже зрителей было много, но, тем не менее, новых пришедших ребят не появилось.

Не хотели организовать школу? Я так понимаю, в Саратове нет школ.

Рвение было. Даже хотели года два назад пролоббировать через региональные власти, писали много петиций, обращений, ходили на встречи, но на этом все закончилось. Это очень сложно и проблематично продвигать, потому что спорт, во-первых, не олимпийский, во-вторых, очень мало ребят этим занимается на данный момент. Соответственно, сколько бы ты ни шел с просьбами к правительству, все закрывают глаза на тебя и на твой спорт.

А ты сейчас еще продолжаешь кататься?

Ну, от катания, как от спорта, я уже ушел, а вот кататься, я надеюсь, не прекращу еще очень-очень долго. Просто сейчас катание для меня это чистое удовольствие. Спустя столько лет катания уже нет таких ощущений, как в начале. Когда начинаешь кататься, от каждого прыжка получаешь огромный заряд адреналина, благодаря которому хотелось прыгать еще и еще. А потом появился уже какой-то уровень катания, когда за плечами уже много травм и большое количество доз адреналина, страх начинает потихоньку уходить и вместе с ним адреналина становится уже не так много. И в итоге катание стало для меня просто получением удовольствия. Сейчас это можно уже сравнить с тем, как пойти с друзьями в кафе и параллельно пообщаться, когда получаешь удовольствие от происходящего.

DirtJumping, экстремальный вид спорта, саратов, летние дерты, контест, велосипедист

В целом катание повлияло на твою жизнь и характер, изменило тебя?

Думаю, на этот вопрос лучше ответят люди, которые были со мной на протяжении всего катания. Но за 10 лет, наверное, катание, в первую очередь, принесло мне решительность. DirtJumping – это ультиматум. Если ты хочешь попробовать сложный трюк, ты либо его решаешься на него, либо нет. Когда ты на протяжении долгого времени делаешь это, пробуешь что-то новое, решаешься на что-то, то учишься принимать трудные решения и в жизни.

Автор: Алена Трухнина, специально для CityGu.ru
Фото: из архива Саканова

« »