Юнона и Авось на Собиновском фестивале 2019 года Афиша Саратова CityGu.ru

««Юнона» и «Авось»» на XXXII Собиновском музыкальном фестивале

Май 24 • PRO Искусство, В НОМЕР

Нынешний Собиновский фестиваль богат на юбилеи. Вот и ритм-балет ««Юнона» и Авось»» в этом сезоне отмечает круглую дату – 35 лет на сцене.

35 лет! И все это время балет пользуется неизменным интересом у зрителей. Сама по себе постановка достаточно уникальна. Обычно слово «фонограмма», когда речь идет о классических музыкальных жанрах, звучит почти как ругательство. Но здесь случай особый – балет идет под фонограмму известной рок-оперы А. Рыбникова ««Юнона» и «Авось»» и использование такого технического приема представляется не только оправданным, но и единственно верным.

Саратовский театр оперы и балета – первый и один из немногих, кто решился в свое время на этот эксперимент. Кроме как на саратовской сцене балет ««Юнона» и «Авось»» можно сейчас увидеть, пожалуй, только в Красноярске (премьера состоялась в 1988 году) и в Нижнем Новгороде, где спектакль идет с 1987 года в постановке заслуженного артиста России А. Дементьева, с которой и знакомы саратовский зрители.

Не совсем о сюжете…

Пересказывать краткое содержание спектакля смысла нет – история любви русского графа Резанова и дочери коменданта Сан-Франциско Кончиты хорошо известна благодаря поэме А. Вознесенского «Авось!» и культовой опере А. Рыбникова. И именно лирическая, а не документальная и политическая ее трактовка, накрепко «зацепив» сердца зрителей, буквально заставила их познакомиться и с реально существовавшим графом Резановым (не последним лицом в государстве российском в то время!), и с историей Русской Америки, и с судьбой Консепсьон де Аргуэльо (именно так звали Кончиту). И по сей день ведутся споры, была ли то действительно внезапная и страстная любовь, или возможный брак дипломата, камергера двора русского царя Николая Резанова и умной, амбициозной дочки коменданта пресидио в отдаленной испанской колонии нес обоим заметную выгоду. Пусть этим занимаются историки и биографы, а поклонники ««Юноны» и «Авось»» в который раз переживают вместе с героями трагичную и трепетную историю любви и верности, давно решив для себя этот вопрос – ведь даже узнав о смерти Резанова Кончита так и не вышла замуж, хотя варианты составить приятную и выгодную партию предлагались ей не единожды.

Это интересно:  Рецепт новогоднего салата с говяжьим языком и болгарским перцем

О спектакле

О человеке, внезапно приобретшем популярность, говорят: «Проснулся знаменитым». Если бы то же самое можно было сказать о спектакле, то, безусловно, рок-опера ««Юнона» и «Авось»» на следующий день после премьеры «проснулась знаменитой».

Популярность этого произведения с полным правом позволяет назвать его культовым. Поэтому всего через три года после его появления поставить балет, да не простой, а полностью «положенный» на фонограмму рок-оперы было шагом весьма смелым и даже дерзким.

Ритм-балет неизбежно ждало сравнение с «первоисточником». Но в Саратовском театре оперы и балета рискнули – и не прогадали, о чем свидетельствуют полные залы, которые собирает балет на протяжении трех с половиной десятков лет. Все это время балет идет в первозданном виде, так, как его поставил балетмейстер-постановщик Анатолий Дементьев. Исполнители за это время, конечно, менялись.

23 мая в спектакле, показанном в рамках XXXII Собиновского фестиваля, зрители увидели в заглавных партиях Алексея Михеева (граф Резанов), Кристину Кочетову (Кончита/Божья матерь), Алексея Родионова (Юродивый), Игоря Малащенко (губернатор).


Музыкальный материал представляется очень сложным для пластической подачи, к тому же нельзя забывать, что хореограф и исполнители «привязаны» к вокальным партиям рок-оперы. Тем интереснее получилось сочетание пластики, современной музыки, классического балета и драматургии. Пронзительно и тонко выглядит дуэт Резанова и Божьей матери (Кристина Кочетова здесь предстает воздушной и какой-то действительно неземной) в одной из первых сцен спектакля. Этой светлой нереальностью он удивительным образом перекликается с финальным дуэтом графа и Кончиты. Предшествующее ему соло Кончиты («Десять лет в ожиданьи прошло…») и момент, где падает, словно символическая завеса, андреевский флаг и влюбленные оказываются вместе, теперь уже до конца времен, заставляют замирать зал от щемящего светлого восхищения.

Это интересно:  Александр Пушкин - Первый Саратовский Краевед!


И, конечно, нельзя не сказать о великолепном Юродивом (Алексей Родионов). По окончании «Вместо флейты поднимем флягу…» зал буквально взрывается аплодисментами, которые еще долго не утихают.


Опера и балет, порыв и нежность, любовь и смерть, юность и зрелость – в ««Юноне» и «Авось»» органично соединились, казалось бы, противоположные, несочетаемые вещи. И это парадоксальное сочетание больше тридцати лет продолжает волновать зрителей, возвращая их на два с лишним века назад, — туда, где стремились вперед и терпели неудачи, любили, ждали, тосковали… Так же, как сегодня.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Наталья Сахнова

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »