Ирландия – не такая уж дыра, если про нее в Саратове спектакль показывают. Нет, ничего такого мы про Ирландию, конечно, не думаем. Но сами ирландцы, жители острова Инишмаан, если верить Мартину МакДонаху, частенько повторяют: «Ирландия не такая уж дыра, если…». Инишмаан, Инишмор и Инишер – крохотный архипелаг, который называют Аранскими островами. В 1934 году на Инишмор даже приезжал известный режиссер, чтобы снять документальный фильм «Человек из Арана».
Собственно, вот эта «голливудская история» и становится катализатором событий, происходящих в пьесе Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан». То есть случаются хоть какие-то события. Потому что на этом небольшом пасмурном острове ничего не происходит – один серый день похож на другой, который был вчера, на позапрошлой неделе, десять лет назад… Вместо радио – местный «разносчик новостей» Джоннипатинмайк (Алексей Ротачков), по прозвищу Пустозвон, пренеприятнейший, к слову сказать, тип.
О пьесе и характерах
Ограниченное и географически, и информационно (а если вспомнить, что дело происходит в 1934 году, когда отношения Ирландии с Англией в очередной раз обострились, то и экономически) пространство рождает ограниченность эмоциональную. Каково в этом замкнутом сообществе «выживающих» и «приспособившихся» 17-летнему сироте Билли (Евгений Сафонов), да еще и калеке с рождения, лишенному возможности нормально передвигаться и работать руками? Особенно, если он, на свою беду, неглуп и немного романтичен?
Истину «выживает сильнейший» в таких условиях усваивают быстро. Как усвоила ее Хэлен по прозвищу Чума (Ирина Протасова). А чтобы все знали, что ты сильный, надо бить первым, не важно, морально или физически, главное — первым. Не обязательно по делу, можно просто так, чтобы никто не сомневался, что с тобой лучше не связываться. А кто не может – тот слабак. Слабак, как Билли, потому что калека, да еще и сдачи не дает даже словами. Может быть, в глубине души и есть смутное сомнение, ощущение, что жить можно как-то иначе, но как?
Пожалуй, это неосознанное непонимание некоей неправильности лучше всего передает Бартли (Артем Яксанов), брат Хэлен. Парень добрый, но, мягко говоря, не слишком умный, да еще и изрядно забитый (во всех смыслах) сестрой, он бы, наверное, здорово удивился, скажи ему кто-нибудь, что его любовь к телескопам и американским конфеткам – это наивные, едва заметные признаки мечты. Пусть слабой, неловкой и неумелой, как едва вылупившийся птенец, но Мечты.
Билли говорит: «Да здесь полно калек, таких же, как я, только я снаружи, а они внутри». Может, так оно и есть. И сам Билли, «калека снаружи», в своем желании жить тоже оказывается отнюдь не идеальным «внутри». За что и получает еще один урок – прямой и болезненный в буквальном смысле – от Малыша Бобби (Владимир Егоров), одного из немногих, пожалуй, «не-уродов» на Инишмаане. Да, он страшно избил Билли. Но бил он не слабого беззащитного калеку, а человека, обманувшего его, расчетливо надавившего на самое больное. А покаяние далеко не всегда влечет безусловное прощение. Хочешь, чтобы к тебе относились не как к калеке – так и получай за предательство, как «нормальный» человек.
Вот ведь парадокс – в этом неуютном, беспросветном мире, который старательно учит людей выживать, а не жить; где, казалось бы, как-то существовать можно только наплевав на все и всех, кроме себя, вопреки всему получается, что жизнь становится похожей на жизнь, только когда в ней есть кто-то рядом. И потому, ненавидя, презирая, злясь, любя и заботясь одновременно, все эти люди – не только сестры Кейт (Виктория Шанина) и Эйлин (Татьяна Лукина), ставшие семьей для приемыша Билли. — держатся вместе. Убери одного – и жизнь дрогнет, покосится, как старая хижина на берегу.
Если говорить о пьесе дальше, есть риск лишить будущих зрителей возможности все увидеть и прочувствовать самим. А это, поверьте, большое эстетическое и эмоциональное удовольствие, хотя бы потому, что в этой пьесе, словно в Кэрролловской истории про Алису, все не так, как кажется.
О спектакле
По эмоциональности и глубине «Калеку с острова Инишмаан» можно поставить рядом с первой работой Ильи Ротенберга в Саратовском ТЮЗе, потрясающим «Все будет хорошо».
Казалось бы, текст и характер пьесы настраивают на то, что действие должно развиваться неспешно, по-северному размеренно, как сама жизнь в этой маленькой деревушке, что подчеркивает построение диалогов с многократным повтором реплик, намеренно затянутыми разговорами (кажется, только доктор МакШерри (Артем Кузин) говорит исключительно по существу и живет в каком-то другом временном потоке). Но нет – спектакль более чем динамичный, происходящее затягивает буквально в течение первых минут и последующие два акта пролетают на одном дыхании. Этот слом ритма абсолютно органичен, а по-настоящему серьезные и даже тяжелые ситуации идеально сбалансированы взрывными и смешными моментами, иногда остроумными, иногда безобидно-нелепыми. Чего стоят разборки Хелен с яйцами (не бутафорскими, а настоящими, куриными)! Особенно когда парочка из них летит в зал (не пугайтесь заранее, в отличие от артистов никто из зрителей не пострадал и не пострадает).
Актеры не просто убедительны, они работают «на разрыв», заставляя зал ахать, вздрагивать, смеяться и замирать. А уж сколько досказано глазами, интонациями, мимикой – это целый пласт информации и эмоций! Отдельное «Браво!» Евгению Сафонову, на несколько часов буквально перекроившему свое тело. Говорить об актерской игре в этом спектакле можно много и все эпитеты, которые можно для этого найти, будут исключительно в превосходной степени. Но это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Или не один – потому что спектакль долго не отпускает; не оставляя тоскливого ощущения безнадежности, тем не менее заставляет думать, вспоминать, снова и снова переживать какие-то моменты, а это приводит к желанию посмотреть его снова.
О двух мирах
На обсуждении после прогона спектакля Илья Роттенберг сказал, что у него давно «зудело» желание поставить эту пьесу. Хотелось передать и то, что в каждом человеке есть что-то хорошее (какой бы банальной не казалась эта истина), и то, что каждый достоин шанса, и то, что нельзя судить о людях по первому, тем более внешнему, впечатлению. Да и лежащая на поверхности тема инвалидов в нашей литературе практически не затрагивается. «Как ни грустно это признавать, но существую два мира – мир здоровых людей, и мир людей с ограниченными физическими возможностями, как их сейчас называют. И миры эти не всегда соприкасаются. Даже в этот прекрасный новый театр такие люди могут легко прийти и посмотреть любой спектакль – на большой сцене. А вот добраться сюда, на малую, — для них уже проблема».
До малой сцены надо подняться по нескольким лестничным маршам, но в тот день в зале было все-таки несколько «особенных зрителей», как представил их после спектакля Евгений Сафонов, попросив выйти на сцену. Зал аплодировал им долго и искренне – таким было зрительское «спасибо» за Билли.
Текст: Елена Имбирева
Фото: Слава Сторожев
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...
Мар 2024
Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...
Мар 2024
Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...
Фев 2024
Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...
Фев 2024
Можно сделать куриные котлеты с сыром, такая начинка придаст пикантности и яркого вкуса этому блюду. Чтобы ее приготовить, понадобится следующие ингредиенты. 300 гр куриного фарша; 1 репчатый лук; 3 зубчика чеснока; зелень по ...
Фев 2024
На экспозиции будут представлены 40 снимков, сделанных в зоне СВО: на передовой, а также в Мариуполе, Донецке, Лисичанске, Волновахе, Луганске. Фотоэкспозиция «Донбасс» — это специальный проект «Российской газеты». Творчество Владимира Аносова — порой ...