Итак, без пяти минут выпускники Саратовского театрального института представили публике свой пятый и последний дипломный спектакль. На сцене старого ТЮЗа зрители увидели одноактный спектакль «Клетка» по пьесе Марио Фратти.

Современному российскому зрителю может быть непросто понять реалии жизни итальянской семьи второй половины прошлого века. Но и быт, и сама ситуация, вокруг которой развивается действие пьесы, всего лишь инструменты, позволяющие препарировать души, характеры, убеждения, этические ценности – словом, все то, что находится вне времени и вне обстоятельств.

Возможно, что как раз «взгляд из будущего» дает возможность не просто воспринимать происходящие на сцене события, но и оценивать их с разных точек зрения. По сюжету Кристиано (Святослав Голосов), молодой человек, получивший неплохое образование, интеллектуал и тонкая натура, добровольно запирает себя в клетке, отгородившись от жестокого и лживого внешнего мира. Но не прав ли при этом его бывший одноклассник (Руслан Арифуллин), который говорит о нем: «(Он)… В отчаянии и зол на весь мир. Он сумасшедший! У него полно комплексов. Боится секса, жизни боится. Для него мир — это джунгли».

Кристиано действительно ранимый, умный и добрый человек, но в его отношении к миру и людям по ту сторону клетки сквозит не только страх перед неприглядными реалиями жизни, но неоправданное высокомерие. Оборотная сторона его правды – подозрительность, мнительность и эмоциональная жестокость. Он даже не делает попыток найти силы преодолеть себя, понять, принять и, может быть, попытаться хоть как-то улучшить этот мир, эту жизнь. Даже у обожаемого Чехова, которым он фанатично одержим, Кристиано находит только подтверждение собственной правоте, подпитывая свое отвращение к миру. И в итоге, в тот момент, когда он считает, что готов выйти из клетки, когда в нем просыпается импульсивное желание спасти, защитить, вступиться за близкого человека, оказывается, что тот самый лицемерный и жестокий мир, от которого он прятался, легко и незаметно сам пробрался к нему в клетку. Что ж, жизнь не спрашивает, готовы ли мы к ней.

Герои спектакля неоднозначны, а потому убедительны. Катарина (по пьесе Кьяра) (Валерия Клетнева) настолько искренна, что до самого конца обманывает не только неискушенного Кристиано, но и зрителя. При этом еще во время ее первого разговора с Кристиано о любви возникает почти неуловимая ассоциация с леди Винтер. Почему – становится понятно только в конце пьесы.

Мать (Елена Трокина) не жалуется на жизнь, не навязывает своей заботы и любви, но в каждом ее движении, в каждом взгляде – и непроходящая усталость, и тревога за детей, и несгибаемая воля. Лишь незадолго до финала на брошенное из клетки злое: «Я больше не хочу тебя слышать!» она не выдерживает. Не упрекает, нет. Просто позволяет себе, быть может впервые в жизни, рассказать о том, какой она была, —  ее жизнь. Возможно, в монологе недостает экспрессивности, но ведь так трудно говорить, когда делаешь это редко! Мать немногословна. Но как красноречиво она умеет молчать!

Ясно, что семью вытянула мать, но едва на сцене появляется старший сын, Пьетро (Никита Чернов), становится понятно: он – глава семьи, он – мужчина в доме. Жесткий, резкий, властный. Почтительный и любящий сын. А за грубостью и хамством по отношению к жене угадывается непроходящая тяга к этой женщине, болезненное чувство, заставляющее чувствовать себя беспомощным и слабым, от чего злость становится еще сильнее.

Вполне обыкновенный жених Эллы Серджио становится живым, обаятельным и немного лукавым в исполнении Павла Лазарева, которого отличают ироничная манера игры и легкая уместная комичность.

Спектакль, несмотря на трагизм и безнадежность ситуации, не оставляет тягостного ощущения. Тому «виной» — и хорошая актерская работа, и яркие музыкальные «перебивки» с прекрасным вокалом Ирины Никитиной и танцами в постановке Руслана Арифуллина (для него это уже не первый опыт хореографа).

И все-таки грустно. Грустно, что это последний дипломный спектакль курса и мы больше не увидим этот сыгранный ансамбль, в котором каждый, несмотря на индивидуальность, — член единой команды. Хочется надеяться, что у выпускников мастерской народной артистки РФ Риммы Ивановны Беляковой будет не только хороший старт, но и достойная возможность расти и реализовывать себя в профессии дальше. Нам очень нужны хорошие артисты – они делают мир лучше.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Вячеслав Сторожев

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • На Новой сцене театра оперы и балета открылся 37-й Собиновский музыкальный фестиваль

    Май 2024

    При полном аншлаге на сцене Саратовского театра оперы и балета прошло открытие 37-го Собиновского музыкального фестиваля. Тема фестиваля этого года — «Контрасты» и приурочена к юбилеям двух гениев отечественной музыки: 220-летию со дня ...

    читать
  • Интервью с Маратом Агиняном

    Май 2024

    Не всегда люди готовы называть вещи своими именами. Обычно кто-то стесняется спросить, кто-то боится услышать правду. Книги на болезненные темы помогают начать менять свою жизнь и жизнь своей семьи в лучшую сторону ещё ...

    читать
  • Старт продаж билетов на июньские показы Саратовского ТЮЗа

    Май 2024

    6 мая Саратовский театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева начал продажу на июнь, последний месяц 106-го театрального сезона. Подробнее Саратовский ТЮЗ завершает сезон яркой премьерой по русской классике. 20 и 21 июня ...

    читать
  • 4 самоучителя по вязанию игрушек амигуруми

    Апр 2024

    Мышь в кедах, бабушка-ленивец и другие амигуруми со сногсшибательной харизмой. Каркасные игрушки крючком Ленивцы, капибары, панды и даже спортсмен-гепард — если вам надоело вязать классических мишек и зайчиков, эта книга для вас! На ее ...

    читать
  • Книжные новинки мая в прозе

    Апр 2024

    Другие ноты. Хелена Побяржина «Другие ноты» — роман-­пасьянс на 104 главы, которые, подобно 104 картам, можно тасовать и читать в предложенном автором порядке или собрать две колоды и попробовать проследить историю линейно. Эта ...

    читать
  • Книжные поэтические новинки

    Апр 2024

    Четыре книжные новинки из серии «Поэты нашего времени. Лирика, меняющая сердца». Шахназ Сайн. 365 воинов внутри меня. Сила нежных стихов В сборник вошли 365 стихов-воинов о любви, чести, праве быть собой и быть ...

    читать