Неделю назад в Саратове произошло по-настоящему знаковое событие — при поддержке Министерства культуры Саратовской области и Союза театральных деятелей РФ состоялся II Межрегиональный фестиваль театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Фестиваль проходил с 14 по 18 октября 2025 года и за это время на сцене Саратовского театра кукол «Теремок» зрители увидели пять спектаклей театров кукол из разных регионов страны. В «Формате К» приняли участие: Вологодский театр кукол «Теремок» (спектакль «Удачи, Марк!» 12+), Чувашский государственный театр кукол (спектакль «Король Лир» 16+), Театр кукол республики Карелия (спектакль «КвинПикS” 12+), Петербургский театр КУКФО (спектакль Ромео и Джульетта» 12+) и, конечно, хозяева фестиваля — Саратовский театр кукол «Теремок» (спектакль «Ромео и Джульетта» 16+).

В день открытия фестиваля состоялась пресс-конференция с участием министра культуры Саратовской области Наталии Юрьевны Щелкановой; председателя Саратовского отделения СТД РФ, директора Саратовского театра кукол «Теремок» и директора фестиваля Александра Александровича Удалова; заместителя директора Саратовского театра кукол, члена оргкомитета фестиваля, руководителя Драматургической лаборатории для подростков «Торшер» Антона Игоревича Черепанова; пресс-секретаря фестиваля, автора проекта Драматургической лаборатории «Торшер» Элины Шакировны Халиловой; директора Вологодского театра кукол «Теремок», заслуженного работника культуры РФ Елены Алексеевны Бухариной и специалиста Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, театрального критика Нины Сергеевны Малыгиной.

На пресс-конференции много и горячо говорилось о необходимости спектаклей для подростковой аудитории, о формировании интереса подростков к театрам кукол не как к «малышковым», а именно как к «настоящим» театрам, способным на серьезный разговор со зрителем. Вообще, когда чувствуется, что люди болеют за свое дело, это очень приятно, это заражает и заряжает. На пресс-конференции было именно так — без официоза, искренне. В разговоре кто-то из участников не без юмора заметил, что в этом году фестиваль получился шекспировский: из пяти заявленных спектаклей три поставлены по произведениям Шекспира, а два из них еще и «тезки» — «Ромео и Джульетта». Кстати, в поддержку такой шекспировской направленности отдел искусств Центральной городской библиотеки организовал в фойе театра выставку изданий пьес легендарного драматурга и художественных альбомов наиболее выдающихся живописцев той эпохи.

Еще на пресс-конференции рассказали о проекте Драматургической лаборатории для подростков «Торшер», которая предшествовала фестивалю, но фактически стала его полноправной частью, так как, по сути, была направлена на привлечение внимания подростков к театрам кукол. Лаборатория стартовала еще в сентябре 2024 года в онлайн-формате, а заключительный, уже оффлайновый этап прошел с 11 по 13 октября, как раз перед открытием фестиваля. Ребята получили уникальную возможность попробовать себя в роли драматургов, их пьесы тщательно изучались, разбирались, им оказывалась серьезная профессиональная помощь в работе. Итогом стали пять полноценных пьес, которые, по словам Антона Черепанова, планируется издать отдельным сборником. Финалистами лаборатории стали Ольга Николаева — пьеса «Caedere», Андрей Мудрецов — «На пути», Дарья Чернова —  «Внезапная любовь», Полина Сахно — «Ба, Де и я» и Александр Муравкин — «Убить человека в четырех соснах».

Но, пожалуй, одним из самых значительных достижений фестиваля стала скромная пока цифра в его названии — «второй». А это значит, что Саратов становится родоначальником серьезного театрального события и, будем надеяться, что в скором времени к словам «Межрегиональный фестиваль» можно будет смело добавить «традиционный».

А сейчас немного о двух из пяти представленных на фестивале спектаклей. Объединяет их не только целевая направленность на подростковую аудиторию, но и то, что оба они — мюзиклы.

«Удачи, Марк!»

Открыл фестиваль наш тезка из Вологды — Вологодский театр кукол «Теремок» спектаклем «Удачи, Марк!» Ольги Шайдуллиной в постановке Антона Калипанова. Надо отметить, что это спектакль премьерный, то есть, по факту, еще недостаточно «обыгранный» на публике. Смело. Но на пресс-конференции директор Вологодского театра Елена Бухарина процитировала слова театрального критика и специалиста Кабинета театров для детей и театров кукол Нины Малыгиной: «Такое сокровище нельзя прятать!» Подписываюсь под каждым словом. Сокровище. Бомба. Шок. Супер. Придумайте любые превосходные степени — излишними они не будут.

Во-первых, это не просто мюзикл, это рок-мюзикл. Рок-мюзикл на сцене театра кукол — это уже интригует. Профессиональный вокал на высоком, нет, очень высоком уровне. Прекрасный артистизм, великолепная пластика. И, разумеется, живой звук — полностью, и инструментал (электрогитары, ударные, клавишные, аккордеон), и вокал. Впечатляет от и до. Энергетика бешенная. Чувствуется, что ребята, что называется, отрываются по полной. Может, кто-то и нашел бы, к чему придраться, я — нет (да и не хотелось искать, если честно).

Во-вторых, тема. Ну правда, какая тема для подростка (будем откровенны, для их родителей тоже) более актуальна и, увы, более болезненна, чем школа? Школа — это не про знания, это про подготовку ко взрослой жизни, с ее умением работать, думать, строить взаимоотношения со всеми, с кем сводят обстоятельства, а не только с тем, кто приятен.

Марк попадает в очень престижную школу. Какая она по счету, он уже сбился из-за многочисленных переездов. И сначала все, вроде бы хорошо — ученики дружелюбны, учителя не занудны и доброжелательны… Пока Марк не получает первый наглядный урок на новом месте от лидера класса — он не из их касты, он неудачник и нищеброд, а значит, его просто не существует. Его даже не берут в совместный школьный проект протяженностью в полгода, который задала им классный руководитель по прозвищу Люстра. Второй урок уже от учителей, которым плевать на его проблемы — разбирайся сам. И Марк разбирается. «Поговорить по-мужски» с унизившим его Дэном не получается — этот метод здесь не котируется. Что ж, Марк берется за самостоятельную работу над проектом, в котором надо «познакомиться» с окружающими его людьми, рассмотреть их сильные и слабые стороны, и, разумеется, поделиться наблюдениями. И начинает он с… Люстры. Именно она становится первой жертвой собственного задания — и Марка, безжалостно выставляющего на всеобщее обозрение те самые «слабые стороны», которые люди обычно тщательно скрывают. Он бьет по самым уязвимым точкам и… мгновенно сталкивает с пьедестала Дэна, становясь самым популярным не только в классе. Но этого мало.

Дома — безработный отчим с говорящим прозвищем Лось, который «воспитывает» пасынка «по-мужски» и мама, которой просто некогда заниматься хоть каким-то воспитанием — четыре работы и подработки «с двенадцати ночи до девяти утра я совершенно свободна, я успею выполнить ваш заказ», чтобы прокормить семью и оплачивать сыну мегакрутую школу. Придет время, Марк «познакомится» и с ними. А пока Марк уже не может остановиться. Он фактически заставляет школу жить по своим правилам. Да, он крут, он популярен, но в этой популярности все больше страха — каждый день новая жертва «ревет в туалете» и никто не знает, кто станет следующим. Он не щадит даже Дину, единственного человека, который с самого начала хоть как-то поддержал его, с которой у него складываются явно лирические отношения. За что ее? А за то, что преподнесла ему радостную весть — папа согласен оплатить учебу в Англии не только ей, но и Марку. Марка не спросила — по привычке, ее ведь тоже никто не спрашивает, чего она хочет. «Ты же не хочешь быть девушкой слесаря, ты же не хочешь выйти за местного? А может я хочу!» Да не хочет, не хочет, но, когда нет даже намека на право выбора, на собственное мнение — вот это страшно, это вызывает протест. Как там у Стругацких: «… я не мог ни умереть, ни заболеть, ни закапризничать (…) я был обречен (…) …быть обреченным даже на любовь самой славной девушки, на интереснейшее кругосветное путешествие (…) тоже, оказывается, может быть крайне неприятно» Но Динина исповедь Марка не трогает — подумаешь, ему же еще хуже. Он презирает и ненавидит Лося, и, наверное, очень разозлился бы, если бы кто-то сказал, что Марк стал его достойным учеником и неплохо усвоил науку отчима: «Никакой жалости, упал, отжался!» И только когда из-за очередной выходки Марка пропадает Дэн, он спохватывается. Вот он судорожно оттирает школьные шкафчики (разрисованные после его «возвышения»), словно старается стереть, исправить уже случившееся. Вот он узнает историю Дэна, который три месяца с момента рождения находился между жизнью и смертью. Вот он, наверное, впервые сам просит маму: «Давай уедем». А мама тоже впервые отказывается переезжать. Потому что убегать от проблем — значит бежать по кругу. Они разорвут его — отказавшись уезжать, убрав из своей жизни никчемного мужа/отчима, просто остановив этот бег по кругу. И когда мама говорит, что Дэн жив, что он в больнице, Марк задает самый важный для него вопрос, невольно повторяя слова родителей Дэна: «Он дышит… сам?»

Когда выясняется, что Дэн нашелся, его одноклассники, в том числе Дина и Марк, записывают на камеру свои исповеди, признаваясь в самом тайном, самом постыдном, самом неприглядном — и делай с этим, что хочешь, Дэн, выкладывай на любые интернет-ресурсы. Имеешь право, ведь и ты из-за Марка стал сомнительной «звездой» интернета. Такой вот акт покаяния в благодарность за то, что Дэн все-таки жив.

Невероятно трогательны сцены с родителями. Рассказ родителей Дэна, у которых тогда «совсем не было денег, чтобы дать взятку врачу». Взятку не за лечение, просто за возможность подойти к новорожденному сыну, за которого «дышал» аппарат, посмотреть на него. Они изменили свою жизнь, да, весьма успешно, но лишь для того, чтобы у их сына больше не было проблем, которые они не могли бы решить — «лишь бы он дышал сам». Монолог мамы Марка, вспоминающей его малышом нежным, добрым, веселым… «Ты вырос… Ты больше не мой…» Пронзительно, до слез.

Популярная сегодня среди театров кукол тенденция сочетания актеров и кукол, синтез живого и неживого, в «Марке» явно «перевешивает» в сторону живых артистов. Собственно, кукол, как таковых, в спектакле нет, за исключением игрушек, олицетворяющих внутренний мир Марка и его одноклассников, того самого «внутреннего ребенка», которого так старательно загоняют в самый дальний угол души, заколачивают рамками штампов «успешного успеха». Да еще костюмы взрослых персонажей. Взрослые полностью обезличены в буквальном смысле. У них нет лиц, только то, что занимает их головы, их умы. Классный руководитель (помните ее прозвище?) с помпезной люстрой вместо головы; директор школы — нечто среднее между павлином, маской с бразильского карнавала и кузеном Оно из «Семейки Аддамс»; Лось — давно уже не человек, а придаток телевизора, и голова у него соответствующая — старый телевизор с темным экраном. у мамы Марка голова кипит от попыток решить тысячу нерешаемых проблем, значит, у нее не голова, а чайник. Только когда она вспоминает своего маленького сынишку, а потом, когда наконец-то останавливается, прекращает свой постоянный безнадежный бег по кругу, оказывается, что под чайником прятался живой человек, очень уставшая, но по-прежнему любящая сына женщина.

Искренне жаль, что не могу рекомендовать этот спектакль к просмотру саратовским зрителям — поезд ушел в буквальном смысле. Разве что кому-то повезет оказаться в Вологде в день показа «Марка» на родной сцене — вот тогда не упустите шанс, дело того стоит!

«КвинПикS”

Предпоследний спектакль фестиваля, который привез театр кукол республики Карелия, — тоже мюзикл. Точнее, комикс-опера, авторский экспериментальный спектакль Виктора Плотникова. Да, театр кукол поистине способен на многое и еще больше! Кстати, несмотря на относительно юный возраст (премьера состоялась 4 ноября 2024 года), у спектакля весьма бурная творческая биография. Только за текущий, 2025 год, «КвинПикS” уже успел получить премию «Сампо» главы республики Карелия; поучаствовать в XX Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины», где произвел такое впечатление на зарубежных участников, что сходу получил приглашение принять участие в крупном международном фестивале театров кукол в Иране. К нам в Саратов спектакль прибыл прямиком из Москвы, где он принимал участие в VIII Большом Детском Фестивале, а в ноябре его снова ждут на том же фестивале, но уже в Санкт-Петербурге. Отзывы коллег и критиков восторженные, что неудивительно — такого театры кукол точно еще не видели!

Предположу, что мнения о спектакле у саратовской публики разделились. Это вполне нормально и естественно для любой постановки, тем более экспериментальной. Вот семья после спектакля делится впечатлениями. Мама: «Мне понравилось, я на одном дыхании смотрела». Вот девушка-подросток обсуждает его со своей подругой и задумчиво произносит: «Ну, не знаю… Я так-то классику люблю…» Что ж, для зрительского восприятия и фантазии простор тут огромен. Главное, что спектакль не оставляет равнодушным.

«КвинПикS” – спектакль чисто кукольный, без участия актеров «в кадре». На сцене играют метровые (по меркам театра просто огромные) марионетки. Артистам карельского театра пришлось осваивать пантограф, чтобы управлять куклами, находясь не на и даже на за, а над сценой. Сочетание весьма «говорящего» названия с сюжетом по мотивам «Пиковой дамы» интригующее, но далеко не единственное «сочетание несочетаемого» в спектакле. Явный намек на небезызвестный сериал в названии тоже не единственная «пасхалка» (хотя кто убил Лору Палмер вы тут все-таки не узнаете). А уж какой коктейль из музыки — словами не передать! Создать такое музыкальное оформление — сложная задача, с которой Кирилл Лихин, на мой взгляд, справился блестяще. Чтобы распознать хотя бы часть музыкальных отсылов, нужно иметь весьма неплохой музыкальный багаж от классики до современности — от Чайковского до «Пинк флойд» (и это минимум). Интересно, а все подростки так разбираются в музыке и литературе, да еще и помнят «Твин Пикс» 1990 года? А тут ведь как в американских пародийных комедиях — не зная оригиналов, на которые намекают, не поймешь и половины смысла сказанного. Впрочем, при попытках разговаривать с подростками на их языке они тоже не все понимают. На сцене — геймерский диалог с соответствующим сленгом, за моей спиной тихий шепот (весь ряд занят школьниками): «А что это такое?» Да, кажется, не все подростки — геймеры… И даже не все — неформалы. Ну да на всех угодить и нереально, даже задачу такую перед собой ставить противоестественно, пожалуй.

Как и положено, опера начинается с увертюры. Тонкая высокая фигура мультиинструменталиста с развевающимися волосами при соответствующем освещении — действительно жутковатое зрелище, особенно когда для каждого инструмента у него появляется новая рука. Одним словом, сразу настраивает на нужный мистико-фантасмагорический лад. А дальше все по Чайковскому и Пушкину. Ну, почти все. Или не все и не почти. Общая визуальная картинка — стимпанк с элементами эмо и готики. В наличии Гера (Герман), Лиза, старуха, игроки. И даже молодой, красивый, богатый князь-байкер, за которого должна выйти Лиза, дабы бабушка была за нее спокойна (старуха же не вечна). Вся вина князя в том, что Лиза его не любит, а любит как раз Геру, а Гера любит ее. Этого достаточно, чтобы вызвать более удачливого жениха на дуэль (привет, «Евгений Онегин»!) и, разумеется, убить его.

В таком антураже речь идет, естественно, не о картах, а о видеоиграх. Вполне актуально, тем более что по видеоиграм действительно давно проводятся вполне серьезные чемпионаты и вообще они признаны полноправным олимпийским видом спорта. Соответственно, старуха в молодости играла, но не в карты, а в тетрис, причем лучше всех. Но не повезло — на чемпионате в Лос-Анжелесе она проиграла все, что назанимала для участия в чемпионате. И вместо трех карт получает «за одно рандеву» секретный чит из трех кликов. Именно за этим читом и охотится Гера, чтобы сорвать большой куш в большой игре. Следуя классике, старуха открывает свою тайну Гере уже после смерти (влюбленный юноша столкнул ее с балкона). Дальше Лиза тоже умирает, видимо не в силах вынести того, как изменился Гера. Гера едет на большую игру, проигрывает и тоже умирает прямо на игровом поле, очень напоминающем рулетку (согласна, стилизованно передать сеттинг задача не из легких). И в финале — поочередное явление умирающему Гере духа старухи в виде сияющего темного ангела и духа Лизы в виде сияющего ангела светлого; их битва (видимо за душу Геры); победа светлого ангела и его трогательное воссоединение с душой Геры.

Скажу честно, я не считаю эксперимент в театре чем-то однозначно плохим или однозначно хорошим. Собственно, на то он и эксперимент. Сейчас будет исключительно мое личное мнение, основанное на моем восприятии. Думаю, тут многое зависит от точки зрения. Если воспринимать «КвинПикS” серьезно, искать в нем переосмысление и осовременнивание классики, новый взгляд, новый язык еt cetera, то становится даже как-то обидно за молодежь — с одной стороны предполагается, что они с ходу отделят Чайковского от Брамса и Глинки, а с другой — словно всех подростков оптом записали в однобоко развитых геймеров и готов, разбирающихся только в том, что касается их узких интересов. И вспоминается «В сентябре тридцать дней» Роберта Янга. А вот если воспринимать этот спектакль как стеб, как пародию на это самое «осовременнивание», «переосмысление», вот тогда лично для меня все сразу встает на свои места — и князь, объясняющийся в любви «мотомеханическим» языком, и штампы с темными и светлыми ангелами и воссоединяющимися душами, и все остальное. Хотя тетрис вместо штосса меня в любом случае не шокирует.

Вот что в спектакле хорошо и сильно без всяких «разных углов зрения», так это оформление.  Про метровых марионеток я уже говорила. Кстати, интересная деталь — когда персонаж умирает и кукла падает без движения, крестовина марионетки тоже падает. То есть не просто шлепается на сцену, а спускается так, что понятно — это тоже обездвиженная часть куклы. В этом можно найти хорошо читаемый символизм. И вылетающие из-за кулис птицы — просто, но по-настоящему жутковато.

Работа со светом и световыми эффектами великолепна. Особенно впечатляют статуи по бокам сцены, в которых бьются очень реалистичные молнии. Настоящий вау-эффект.

Объемный звук. Не знаю, наверное, это даже не стерео, а какое-нибудь квадро — мне иногда приходилось сдерживаться, чтобы не обернуться, когда какие-то звуки раздавались сзади, сбоку или четко слышалось их перемещение по залу.

В общем, если сформулировать впечатление от спектакля в трех словах — спорно, но сильно.

… Ах, да! Совершенно бесплатно, без подписки и регистрации ловите секретный чит из трех кликов от старухи: «Контрл. Пэйдж даун. Шифт»

Текст и фото: Елена Имбирева

Вам будет интересно