«Лафертовская маковница» приехала в Саратов

«Лафертовская маковница» приехала в Саратов

Дек 3 • PRO Искусство, В НОМЕР

В рамках проекта «Культура малой Родины» с 28 ноября по 2 декабря состоялись обменные гастроли Саратовского театра кукол «Теремок» и Рязанского государственного областного театра кукол. Гости из Рязани привезли не только истории для самых маленьких зрителей, но и спектакль для более взрослой аудитории — «Лафертовскую маковницу» по повести–быличке Антония Погорельского (режиссер–постановщик Олег Жюгжда, художник–постановщик Екатерина Трифанова).

Гастроли — это всегда событие в культурной жизни города, а кукольный спектакль для взрослых обещает нечто новое, предполагает эксперимент. Поэтому неудивительно, что «Маковница» вызвала активный интерес саратовской публики. Зал «Теремка» был полон и, несмотря на то, что на афише спектакля стоит возрастной ценз +12, большая часть зрителей была заметно старше.

Назвать спектакль кукольным в традиционном понимании нельзя. Куклы в нем являются, скорее, важным выразительным средством, своеобразной иллюстрацией к «страшной истории», которую рассказывают на сцене актеры–люди, и в то же время — полноправными действующими персонажами.

Покрой костюмов, песни, танцы, характерная речь создают атмосферу посиделок — нехитрого вечернего развлечения молодых (и не очень) людей начала позапрошлого века. А «страшилки» тогда любили не меньше, чем сейчас. Выбирая, какой бы новой и самой, что ни на есть, правдивой байкой пощекотать нервы друзьям–подругам, рассказчик останавливается на истории про лафертовскую маковницу.

Старуха–маковница пекла самые знатные на всю Москву маковники — маковые лепешки с медом. А лафертовской она прозывалась потому, что жила в как раз в Лафертовской (Лефортовской) части города, неподалеку от Проломной заставы, где и торговала своими замечательными маковками. Однако велик ли доход с лепешек, пусть даже и самых наилучших? На самом–то деле основной промысел у старухи начинался ночью, когда во всех домах уже гасили свечи — она гадала на картах, колдовала, а в помощниках у нее были черный ворон да черный кот.

Ну а дальше история идет так, чтобы почтенная публика сидела, затаив дыхание, а барышни ахали от страха и сочувствия. Есть здесь и крестница–бесприданница Маша, и ее жадная до денег матушка, и таинственный ведьмин клад, и завидный жених, выпрошенный старой маковницей–колдуньей у темных сил, который и не статский советник вовсе, а старухин черный кот. И, конечно, тайная и взаимная любовь, молодой красавец, оказавшийся в финале сыном разбогатевшего старого отцовского товарища, за которого, не спросясь, сосватал Машу батюшка. В общем, кончается все хорошо для всех, кроме Машиной матери, так и не увидевшей заветного старухиного клада. В конце концов, история дает ответ «Как разбогатеть и удачно выйти замуж» (так значится на программке спектакля, рядом с названием), но вот понятие «удачно» для всех свое.

Занимательная быличка с нехитрой, но вечной моралью, захватывает искушенного современного зрителя не меньше, чем девиц XIX века на посиделках. Виной тому и легкость сюжета, и совершенно завораживающая манера повествования, в которой самобытность литературного материала сочетается с мягким юмором и легкой ироничностью современной подачи. В 2018 году спектакль стал лауреатом IX Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль». Этому лучшему ансамблю — Оксане Паруновой, Анне Герасимовой, Егору Чудинову, Валерию Скиданову, Татьяне Дубовиковой, Василию Уточкину, Зое Бгашевой, — хочется сказать огромное спасибо за прекрасную, добрую и искреннюю игру!

«Лафертовскую маковницу» считают первым в русской прозе образцом фантастического романтизма. «Чертовщина» и мистика в ней сродни Гоголевским, но «Маковница» увидела свет несколько раньше, чем Николай Васильевич только начал писать рассказы для своих знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — в 1825 году.

Текст и фото Елена Имбирева, специально для CityGu.ru

« »