Интервью с Коннычевой Галиной Григорьевной, ЛИЕН, Лицей-интернат естественных наук

ЛИЕН: Мы уверены в наших выпускниках!

Апр 3 • В НОМЕР, Люди, Новости Партнеров

19 апреля 2015 года пройдет День открытых дверей в Лицее-интернате естественных наук (ЛИЕН), а сегодня у нас интервью с его директором, заслуженным учителем Российской Федерации, кандидатом педагогических наук Галиной Григорьевной Коннычевой.

Лицей существует уже более 20-и лет. За это время в нем прошли обучение множество выпускников. Вы не боитесь отправлять своих воспитанников во взрослую жизнь?

Знаете, у меня парадоксальные чувства. Лицей отличается от всех общеобразовательных школ тем, что мы стараемся развивать каждого ребенка в зависимости от его природных способностей. Ребенок пришел в лицей естественных наук, но если от природы он хочет петь, то впоследствии может идти в консерваторию. У нас есть возможность давать разностороннюю подготовку. Поэтому хочу сказать, что когда выпускаю их во взрослую жизнь, то за большинство детей искренне радуюсь. Мы проводим огромную дополнительную работу по развитию ребенка. Практически каждый день в стенах лицея проходят развивающие мероприятия. Они одновременно и мотивируют, и помогают найти себя в этой сложной жизни каждому ребенку. Когда я сама воспитывала своего сына, получала огромное удовольствие, а воспитывала я не стандартно. Мое образование — физик-инженер, а не педагог, и нестандартное воспитание я перенесла также и на лицеистов.

Поэтому, когда идет воспитание через обучение, прежде всего учебный процесс начинается с того, чтобы сначала ученика очаровать, заинтересовать, мотивировать предметом.

Чтобы вам было понятно: я уже пятый год, заходя на педагогический совет, приветствую коллектив словами: «Здравствуйте, коллектив-праздник».

Работая с учениками, я поняла, что параллельно надо учить еще и учителя. И это меня спасло. В результате в лицее очень большая концентрация звездных учителей, которые способны так заинтересовать и мотивировать ребенка, что он не слышит звонка.

Или в сочинении «А напоследок я скажу», которое пишут выпускники, мы читаем: «Знаете, нам не надо каникул, дайте только 1 денек, чтобы хорошо отоспаться и покушать». А еще был ученик, написавший: «Мне не нужны перемены. Ну что я стою и 10 минут стены поддерживаю? Мне бы сразу перейти в аудиторию и продолжить образовательный процесс».

В лицее хорошее отношение к ученикам и состояние праздника. Не боитесь ли вы, что выйдя за стены лицея, ребенку будет тяжело переключиться на другой темп, и у него возникнут психологические перегрузки?.

С большинством учеников все будет совершенно нормально, потому что мы учим, как выжить в это трудной жизни. Мы выросли в одной цивилизации, где однажды выучились, и эти знания работают на всю оставшуюся жизнь. А наши ученики уже из другой цивилизации, где надо развивать самость каждого человека, знания нужно получать каждый день, и ежедневно они должны работать. Эту мысль о разности темпа жизни мы и доносим до лицеистов.

Что значит самость?

Школа должна заложить фундамент 4-х самостей, которые позволят человеку выжить в этой жизни.

Во-первых, это самоорганизация и самодисциплина, без них человек не выживет. И я хочу сказать, если в семье в любви человеку не развили этого, то, войдя в жесткую жизнь, все равно этому придется учиться. Жизнь заставит, но очень жестко, и человеку будет очень трудно. Причем, это может привести к тому, что человек возненавидит мир, в который он зашел.

Вторая самость — это самообучение: ученик должен понять, что он должен стать для себя учителем. Чтобы он мог в информационном мире не утонуть, а найти себя.

Третье — это саморазвитие, без него тоже нельзя, потому что если не развиваться, то можно остановиться, и тогда опять же не выжить. А чтобы выжить, надо развиваться каждый день.

И четвертое — адекватная самооценка, чтобы ученик не переоценивал себя и не недооценивал. На каждом уроке или мероприятии у нас все это закладывается и доносится до учеников.

У нас в лицее 4 самости, как 4 заповеди. Если самости в семье уже заложены, то мы продолжаем их развивать. Ученикам, которые не имеют заложенных самостей, стараемся их прививать. Мы их развиваем за много лет, представляете, каким уверенным в себе выходит ученик? Меняются манеры, внешний вид, речь и так далее. Было одно сочинение, девушка писала: «Когда я не училась в лицее, я точку зрения могла доказывать своим друзьям 2 часа, а после окончания мне стало достаточно двух, трех фраз, чтобы отстоять свое мнение».

Это интересно:  В Саратове пройдет Первый Научно-популярный фестиваль «Игровая история/HiStoryGaming»

Как именно доносятся самости до детей во время обучения?

Вы, наверное, знаете, что планетарно все дети больны инфантилизмом. Если переводить на русский язык, то ленью. Они одеты, обуты, сыты, все у них есть. И зачем тогда так сильно напрягаться? Я горжусь, честно говоря, своим сыном. Я воспитала гражданина; общество, конечно, внесло свои небольшие правки, но я воспитывала именно гражданина. И, воспитав его так, я имела право создавать эту школу и воспитывать чужих детей, зная как надо воспитывать правильно, чтобы человек вырос не потребителем.

Вызываю, например, старшеклассника и говорю: «Знаешь, ты вот одет, обут. Закладывай пальцы, чтобы посмотреть, сколько тебе родители дают — руки не хватает. А что ты отдаешь родителям и обществу?», в ответ было удивление: «А я что-то должен отдавать?».

И я хочу сказать, что этим страдает вся страна, да и не только наша. Когда Германия 30 лет назад заинтересовалась, как дела обстоят с детьми и молодёжью в ее стране, протестировали, и выяснилось, что 50 % не хотят учиться, работать и даже жить. Тогда они создали международную сеть продуктивных школ: 17 стран Европы, Америка, Канада, Россия. Мы единственная школа в России, которая 10 лет ездила и презентовала себя на английском языке. Каждый год это были разные страны: Финляндия, Болгария, Германия, Венгрия и многие другие. В поездах мы делились формами и методами мотивации. У нас в лицее очень много этих форм и методов.

Галина Григорьева, а можно чуть-чуть подробнее об этих самых методах. Существует же жёсткий стандарт для средней школы, и вы обязаны его соблюдать. Как же в этих жестких рамках можно реализовать те самые задачи, которые вы перед собой поставили?

Форм мотивации много. Например, финансовая. Двоечники или трёшники могут получать стипендию, я не говорю уже об отличниках. У нас аттестация идет не раз в четверть или в полугодие, как в других школах, а каждый месяц. И каждый предмет оценивается по 5-и направлениям. Если у ребенка по математике в сентябре средний бал 1.7, а в октябре уже 3.7, дельта успешности за один месяц равна 2. Такой ребенок получается стипендию. И таких мотивационных моментов очень много. Допустим, если видно, что класс творческий, то почему бы не провести что-нибудь интересное. Например, урок в виде проекта по поэтам Серебряного века, со скрипкой и свечами. Когда дети сами пишут сценарий урока, сами делают презентации: биографическую; с точки зрения стихов; всех песен на слова; всех фильмов. Урок идет, а учитель сидит в конце ряда, и весь класс задействован в уроке, потому что они сами писали сценарий и готовились. Вот каким будет для детей такой урок, по вашему мнению? В этом случае школьник перестает быть объектом образовательного процесса, он становится субъектом и носителем своих знаний, которые сами же и рождают. Или проектная деятельность, которой мы занимаемся уже 11 лет.

В чем именно заключается проектная деятельность?

Я говорю, что дети выходят из лицея счастливыми и успешными – они весь год работаю именно своими мозгами буквально на каждом уроке. Проектная деятельность начинается с первого сентября; сначала читается в первой четверти курс, по проектной деятельности, состоящий из 6-и специальных разделов, в которые входит даже ораторское мастерство.

В прошлом году приехали из Якутска и сказали: «Мы проехали всю Россию и ни разу не слышали, чтобы так красиво и четко свой проект излагал ребенок или группа ребят. Дайте нам мастер-класс!». В этом году мы даем мастер-класс для Якутии перед конференцией.

В начале декабря у нас проходит ярмарка творческих идей, на которой ученики кратко рассказывают о своих проектах. Затем в январе проходит неделя науки, где ученики защищают свои проекты, лучшие отбираются на международную научно-практическую конференцию от «От школьного проекта – к профессиональной карьере», которая проходит в мартовские каникулы. Когда заканчивается учебный год все моют парты, а у нас проектная практика: можно выбрать театр, музеи; химию – поэтому направлению нас приглашает СГУ; экологию или биологию – приглашает университетский сад; физику и еще очень много направлений.
В сознании людей частная школа подразумевает понятие привилегированности. Как это относится к вашему частному лицею. Хочу сказать, что менталитет нашего народа никогда не примет частную школу. Отношение, к сожалению, особое.
Потому что альтруистов почти нет, они как динозавры вымерли, но, к счастью, еще не все. А я по натуре альтруист. Мне не важны те деньги, которые получаю, я работаю потому, что люблю свою работу и даже не хочу уходить домой. Каждый день у меня рождаются разные идеи. Я даже прошу своих замов, чтобы они меня останавливали, иначе я их просто замучаю. Я настолько радуюсь, когда ребенок развивается, что у меня сразу создается впечатление, будто это у моего ребенка такие успехи. И когда ко мне приходили будущие директора школ, которые появились при вузах, с просьбами помочь разобраться в юридических вопросах, я открывала перед ними всю юридическую документацию. Один из них посмотрел на меня с удивлением и сказал: «А вам не жалко ваш интеллектуальный труд?», и я ответила:

Это интересно:  Компания «ПортАл» - лучший поставщик качественных ворот в Саратове

«Нет. Потому что у вас так не получится. У каждого своя душа, сердце и отношение ко всему. Поэтому у вас будет совсем другая школа. Она может быть хуже или лучше, но она будет другая».

Поэтому, когда меня просят чем-то поделиться, я раскрываю всю душу до конца, потому что знаю — только я своим сердцем и душой могу создать такой лицей. Это окрыляет, и я лечу вперед. Но все равно есть грусть внутри меня, и она давно уже сидит и мешает творить. В 64-м году мы сидели в липках, 32 выпускника элитной гимназии №3 на Горького, которая была женской. Из 32 человек 18 пошли на физический факультет, потому что учились на 5, а остальные: « Ну мы троечники — пойдем в медицинский институт»; « А мы двоечники, держим дорогу в педагогический институт». Это было ровно 50 лет назад. Я не могу этого забыть, потому что оно во мне очень глубоко сидит. Кто будет учить наших детей? Это очень сложная ситуация.

Несколько лет назад появилась тенденция, что лицеи и гимназии на уровне среднего образования не нужны. Под формальной реконструкцией скрывается симптоматическое для нашей страны содержание — все должны быть на среднем уровне. Потому что в нашей стране проще не выделяться. Как вы воспринимаете это на своей практике?

У меня есть слабость женская. Я люблю только умных мужчин. Я и сына воспитала: 4 часа спала, 20 отдавала ему, чтобы он был умным. И я не согласна. Пусть школы будут все, но учить в каждой школе позволить так, чтобы ребенок развивался в зависимости от природных данных в полной мере, иначе общество просто не выживет. Без умных людей общество нельзя поднять до того развития, которое бы позволило его принять планетарно. Поэтому есть ли разница как называется? Пусть школа, но там надо учить так, чтобы дети развивались в полную силу. Чтобы была полноценная семья, имелась та ответственность, которую сейчас молодые люди боятся брать на себя. Это опять же зависит от уровня интеллекта человека. И он должен брать эту ответственность. Это не только связано с семьей, но также с работой и житейскими моментами, и если человек обладает меньшим интеллектом, то ответственность остается такой же.

Текст: Дмитрий Воротнев, специально для CityGu.ru

День открытых дверей пройдет в ЛИЕН 19 апреля 2015г. Анонс можно посмотреть здесь.

Комментарии закрыты.

« »