«Лукоморье» или «Заповедник»?

«Лукоморье» или «Заповедник»?

Июн 13 • PRO Искусство, В НОМЕР

Гастроли Московской театральной школы Олега Табакова завершились. Помимо трех уже знакомых спектаклей – «АРТ» (Я. Реза), «Сиротливый Запад» (М. МакДонах) и «Свободные бабочки» (Л. Герш), – которые саратовская публика (та, которой посчастливилось попасть на спектакли, разумеется) могла оценить в прошлом сезоне, выпускники школы привезли и новую дипломную работу, спектакль «Лукоморье» по повести Сергея Довлатова «Заповедник» в постановке А.В. Лаптевой и заслуженной артистки РФ Я.Е. Колесниченко.

«Лукоморье», как главное событие гастролей, давали на большой сцене Саратовского ТЮЗа дважды, 7-го и 8-го июня, и возможность посмотреть дипломный спектакль студентов Табаковской школы получили многие саратовские театралы.

В Московскую театральную школу Олега Табакова талантливых ребят набирают из разных городов страны и не просто «учат на артистов», а воспитывают настоящих актеров признанной русской школы. В дипломном спектакле, который был представлен саратовским зрителям, молодые артисты доказали это еще раз, подтвердив высокий статус своего колледжа. Хочется отметить великолепную сыгранность ребят, четкое понимание своего места на сцене (во всех смыслах). Живая игра, отличная пластика, ансамблевость – то, что совершенно необходимо для цельного восприятия спектакля зрителем и это в «Лукоморье» было. Случается, что молодым людям, почти подросткам, не очень удаются возрастные роли. Даже хорошая профессиональная подготовка и специально развитая наблюдательность помогают в этом не всегда – сказывается и отсутствие достаточного жизненного опыта и просто физиология, другое состояние тела и психики. В «Лукоморье» «взрослые» роли были не менее яркими и честными, чем «вневозрастные». Отдельное «браво» Эмилии Климовой (кстати, Эмилия из актерской семьи выпускников театрального отделения Саратовской государственной консерватории, продолжатель династии) за как раз «возрастную» Викторию Альбертовну и Анне Золотухиной за Веру, которая при полной измотанности жизнью и беспросветной хронической усталости каким-то образом умудрилась не потухнуть, сохранить глубоко внутри что-то живое, женское. Впрочем, можно сказать не лукавя, что все роли в этом спектакле – актерские удачи: живые, органичные, сыгранные с полной отдачей. За это всем выпускникам театральной школы Табакова – Евгению Матушкину, Евгении Романовой, Максиму Тенякову, Павлу Чернышеву, Павлу Бессонову, Павлу Филиппову, Софье Лукьяновой, Илье Михайлову, Данилу Акутину, Ангелине Пахомовой, Андрею Мартынову, Владиславу Миллеру – большое и искреннее зрительское спасибо!

Однако при действительно отличной актерской игре впечатление от «Лукоморья» остается неоднозначное. Сергей Довлатов – автор ныне модный, что называется «в тренде» и тем более аккуратно стоит подходить к переносу его прозы на сцену. Язык и сюжет повести «Заповедник» представляются простыми, но начав читать оторваться уже сложно – затягивает. Вместить эту историю, передав ее стиль, не нарушив целостность, в час с небольшим сценического действия – задача не из простых. Конечно, это вопрос личного зрительского восприятия, но полного ощущения завершенности, логики действия от спектакля не возникает. Почему? Возможно, проза Довлатова слишком сложна для театрализации и сделать из его повести пьесу такого же уровня просто нельзя, а возможно оказалась спорной режиссерская интерпретация литературного произведения, расстановка акцентов при выборке материала (естественно, что при постановке неадаптированного к сцене произведения его приходится «резать»). «Лукоморье» – хороший спектакль, действительно хороший, но он, к сожалению, не передает в полной мере настроение повести, ее характер, что как раз и привлекает в произведении Довлатова.

Лукоморье, спектакль, дипломный спектакль, саратов, гастроли, московская театральная школа, школа Олега Табакова, тюз, сергей довлатов, заповедник

Впрочем, в любом случае премьера «Лукоморья» – событие интересное. Если оно вызывает споры – тем лучше, значит, не оставляет зрителей равнодушными. А если кто-то из посмотревших спектакль вернувшись домой возьмется перечитывать (или впервые читать) «Заповедник» – значит, герои Довлатова продолжают жить и тревожить души, а это главное.

Текст и фото: Елена Имбирева
Специально для CityGu.ru

« »