Вечные темы: «Любовь и деньги»

Вечные темы: «Любовь и деньги»

Мар 13 • PRO Искусство, В НОМЕР

Сколько бы зрителей не вмещал зал, дипломный спектакль студентов Театрального института гарантирует аншлаг. Вторая дипломная работа третьекурсников мастерской народной артистки РФ Риммы Ивановны Беляковой, спектакль по произведениям Александра Островского «Любовь и деньги» не стал исключением.

С первой дипломной работой этого выпуска, мюзиклом «Однажды в Лондоне», саратовские зрители уже познакомились, а потому спектакль «Любовь и деньги» вызвал повышенное внимание публики – очень интересно было посмотреть на ребят не просто в другом жанре, а в совершенно других условиях. Мало того, что в этот раз ребята выходили в «самой классической классике», так еще и на малой сцене ТЮЗа. А это сложно, это – практически глаза в глаза со зрителем, один на один с залом в каждом монологе, в каждой фразе, без права «отдохнуть», спрятаться за спину партнера. На маленьком сценическом пространстве, не ограниченном рампой, малейшая фальшь мгновенно окажется на виду. Первое ощущение – испытание «крупным планом» ребята выдержали достойно.

Эпизоды из пяти пьес Островского: «Шутники», «Невольницы», «Поздняя любовь», «Красавец-мужчина» и «Бешеные деньги», плавно перетекающие друг в друга, объединяет одна общая тема – любовь и деньги. Сколько стоят достоинство, гордость, любовь, преданность, самопожертвование? Верно ли, что все имеет свою цену, надо лишь предложить ее правильно и в нужный момент? Совместимы ли глубокое душевное благородство и преступление? Всякая ли любовь достойна уважения и понимания? И когда душа и тело становятся предметом торга, почему получается так, что на того, кто не продается ради собственной выгоды, всегда находится настойчивый покупатель, а иной и рад бы продаться, да некому, или, боясь продешевить, выбирает он не того покупателя? Сколько лет прошло с тех пор, как задавал эти вопросы Александр Николаевич Островский и пытался давать на них ответы, а актуальности они не потеряли и по сей день. Интересно, что ровно пятнадцать лет назад выпускники Риммы Ивановны Беляковой уже представляли саратовской публике «Любовь и деньги» в качестве дипломной работы. Значит и нам, нынешним, несмотря на все изменения, произошедшие в жизни, в том числе и в моральных устоях, с XIX века, важны эти вопросы и мы хотим получить ответы на них не меньше, чем современники Островского.

Любовь и деньги, спектакль, тюз, дипломный спектакль, саратов, белякова, курс беляковой, островский

Начало спектакля не предполагает, что зритель должен отстраненно созерцать, как герои спектакля решают свои проблемы. На сцену выходят все актеры, занятые в постановке, и это именно актеры – люди, которые будут играть роли, причем, возможно, не совпадающие с их собственными понятиями о жизни. Человек театра, начинающий действо, обращаясь в монологе то к зрителям, то к «господам актерам», словно объединяет и тех, и других. Возникает ощущение, что тебе – зрителю – никто не будет предлагать готовые ответы и «разжевывать» прописные истины. Вот тебе разные ситуации, вот тебе разные люди в них, – смотри, думай, решай. Реплики, которыми перебрасываются на сцене «господа актеры», уже готовы перейти в спор, но все останавливает Человек театра: «Господа актеры, прошу вас взять свои роли!». И люди на сцене тянут из двух цилиндров свои будущие роли-жизни, как жребий. Все, на ближайшие часы их судьбы и места определены.

Разбирать актерскую игру – дело Мастера, дело режиссера или театральных критиков. Мы, зрители, можем только верить или не верить. Тем, кто вышел на Малую сцену ТЮЗа 7 марта, верить хотелось. Наверное потому, что они верили сами себе, верили своим героям. Конечно, не все выпускники одинаковы – абсолютно равных друг другу людей просто не бывает и даже среди самых талантливых кто-то будет «самым-самым», а кто-то «самым-самым-самым» – но для публики, для спектакля, для себя они сделали все. Что хотелось бы отметить – ребята сыгранные, на сцене они работают с большим уважением к партнерам, каждый оказывался «на переднем плане» именно тогда, когда это было нужно. Понимание, на ком должно быть сосредоточено зрительское внимание в конкретный момент, умение «не тянуть одеяло на себя» – это большая актерская наука и за то, что ребята ее усвоили, им отдельное огромное спасибо! А еще они были очень органичны и очень правдивы, играя не только своих ровесников, хоть и из другого века, но и более «возрастных» героев.

Когда все закончилось, они снова вышли на сцену все вместе, чтобы сложить свои роли в те же самые цилиндры, и снова каждый сказал свое слово, дал свой собственный ответ на вечные вопросы. Изменились ли они за то время, что «господам актерам» пришлось жить жизнями своих персонажей? У саратовских театралов еще есть шанс это узнать. Но торопитесь: особенность дипломных спектаклей в том, что они уникальны, их век – всего несколько показов.

Любовь и деньги, спектакль, тюз, дипломный спектакль, саратов, белякова, курс беляковой, островский

Хочется надеяться, что все выпускники, показавшие «Однажды в Лондоне» и «Любовь и деньги» саратовской публике, останутся в профессии и сохранят любовь к сцене и веру в свое дело, которые мы видели в дипломных работах. Елена Торкина, Сергей Филимонов, Виктория Бикетова, Ирина Ткаченко, Павел Лазарев, Александра Гусева, Никита Чернов, Валерия Клетнева, Владимир Дорогин и все-все-все – пусть режиссеры вызывают друг друга на дуэль за право пригласить вас к себе!

Успеха вам, господа артисты (и это уже без кавычек)!

Текст и фото: Елена Имбирева
Специально для CityGu.ru

« »