В мире существует множество методик, по которым учат наших детей. Методики разные, имеют совершенно разные подходы, поэтому разобраться в них и подобрать для своего ребенка лучшую становиться с каждым днем сложнее.

Сегодня на портале CityGu.ru начинаем цикл статей, посвященных теме раннего развития детей. Итак, существует несколько известных методик. Рассмотрим самые известные из них.

Методика Николая Александровича Зайцева

Методика Николая Александровича Зайцева

Наш соотечественник, выдающийся педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев предложил новый принцип обучения детей чтению. Им были созданы кубики, на сторонах которых были изображены: отдельные буквы, слоги и пары букв: согласная с гласной, согласная с мягким или твердым знаком. Причем все кубики между собой отличаются по цвету и по звучанию, что позволяет ребенку лучше понять разницу между буквами (согласные и гласные) и звуками (звонкие и глухие).

Николай Александрович заметил, что ребенок, в период формирования речи, произносит не отдельные буквы, а целые слоги. Традиционная система обучения детей чтению приводит к формированию у ребенка психоэмоциональной и речемоторной напряженности.

Методика Зайцева дает возможность обучать детей чтению, начиная, с 3,5 -4 лет, а детей от года обучает, и говорить и читать одновременно.

Также автором была создана методика обучению математики с трехлетнего возраста с помощью системы таблиц.

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана

Доман (американский врач–физиотерапевт) полагал, что обучение наиболее эффективно в период роста мозга, то есть до семи лет. В первые три года мозг ребенка растет стремительно, поэтому обучение нужно начинать как можно раньше. Согласно его методике дети 2-4-х лет читают и овладевают математикой. При этом автор делает акцент и на физическом развитие ребенка. Доман считал, что физическое развитие является стимулом умственного.
Согласно данной методике обучение чтению осуществляется при помощи карточек, на которых крупным красным шрифтом написаны слова. Обучение математике – при помощи карточек с разным количеством красных точек.
К чтению и математике Доман рекомендовал добавлять и энциклопедические знания с помощью картинок, на которых нарисованы растения, животные, портреты известных людей и т.п. Каждую карточку Доман предлагал показывать ребенку не более 1-2 сек, при этом громко называть то, что на ней изображено. Один урок длится не более 5-10 сек.

Конечно, как и все методики, система Домана имеет свои недостатки. При такой системе большое напряжение испытывают эмоциональная и когнитивная стороны развития. Ребенка нагружают фактами, работает только зрительная система. Но с другой стороны миру известны несколько десятков лауреатов Нобелевской премии, которые развивались по системе Домана.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори (первая в Италии женщина – доктор медицины) создала такую педагогическую систему, девизом которой стало высказывание ребенка: «Помоги мне это сделать самому!». В основе этой системы лежит самопостроение личности ребенка самим малышом, исходя из своих личных ресурсов. В центре обучающей системы находится ребенок, а вокруг него организуется специальная среда, в которой малыш самостоятельно обучается.
Наиболее распространены Монтессори классы для детей 3-6–ти лет. Занятия ведет специально подготовленный педагог. Пространство класса разделено на различные зоны (практическая, учебная, сенсорная и двигательная), оснащенные специальными методическими пособиями, разработанными Марией Монтессори. Во время занятия дети самостоятельно передвигаются по зонам, выбирая то, что им интересно. Педагог наблюдает и помогает лишь в том случае, когда ребенок сам не может справиться с заданием.
Поскольку группы Монтессори разновозрастные, обучение происходит и по горизонтали: старший ребенок – младший ребенок.

Представляют также интерес методики раннего развития Сесиль Лупан, игровые методики Никитиных, развивающие игры Воскобовича.

И в заключение, представим вам несколько развивающих упражнений для малышей в возрасте от рождения до трех месяцев, предлагаемых прекрасным учителем-методистом, автором проекта «Школа раннего развития Ирины Мальцевой»[1].

Методики раннего развития детей

Массажная игра «Кто в теремочке живет?»

Возьмите в свои руки кулачок ребенка. Погладьте, встряхните его. Когда кулачок ребенка расслабится и разожмется, возьмите мизинчик и погладьте его в направлении от кончика до ладошки со словами:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Потом потрясите мизинчик:
Я — мышка-норушка!
Повторить с другими пальчиками – «лягушкой-квакушкой», «зайкой-побегайкой», «лисичкой-сестричкой», «волчком-серым бочком».

Предметная игра «веселые мышки»

Вам понадобится колечко-подвеска. Возьмите ручку ребенка под локоток, и поднимите ее к колечку-подвеске. При этом проговорите:
Высоко висит сырок,
Чтоб его достать не смог
Хитрый серенький зверек!
Потряхивая ручку ребенка, коснитесь подвески-колечка несколько раз. Затем повторите со второй ручкой:
Чтоб его достать не смог
Хитрый серенький зверек,
Высоко висит сырок!
Затем сведите кулачки малыша вместе. Постукивая их друг о друга и потирая, скажите:
Собрались две серых мышки:
«Надоели нам коврижки!
Мы хотим сырок достать.
Будем прыгать и скакать!»
Кулачками малыша похлопайте по одеялу, по своим ладоням, по своему лицу. Когда кулачки ребенка расслабятся, вновь прикоснитесь одной из ручек малыша к колечку:
Вот так чудо-тренировка,
Прыгали мышата ловко!
Ну, теперь нельзя зевать,
Надо вмиг сырок хватать!
Эти простые игры окажут расслабляющее воздействие на мышцы рук вашего малыша и подготовят пальчики к хватанию.

Текст: Воронцова Н.Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О.П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Список использованных источников
1. Пальчиковые игры. От рождения до трех лет: 105 пошаговых сценариев/ И.В. Мальцева. – Москва: Клевер–Медиа-Групп, 2016. – 251,[5] с,: ил. – (Школа раннего развития Ирины Мальцевой).

Вам будет интересно

  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства «Бомбора»

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...

    читать
  • Non/fictio№Весна. Программа мероприятий издательств «Альпина нон-фикшн» и «Альпина.Проза»

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. 5 апреля, 19:15, зал 2 Издательство «Альпина нон-фикшн» Дискуссия «“Слово о полку Игореве”: критерии достоверности научного знания» «Слово ...

    читать
  • Праздничный вечер, посвящённый Международному женскому дню

    Мар 2024

    В преддверии 8 марта, во Дворце культуры "Россия" состоялось торжественное мероприятие. Праздник ознаменовался выступлениями творческих коллективов и представителей власти, а также вручением почетных наград от Губернатора Саратовской области и администрации Ленинского района муниципального ...

    читать
  • О комплексной программе мероприятий «Саратовский диапазон: от летчика до космонавта»

    Мар 2024

    Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина подготовила для детей и подростков комплексную программу мероприятий «Саратовский диапазон: от летчика до космонавта», посвященную 90-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина.  Мероприятия бесплатны, рассчитаны на ...

    читать
  • О мультимедийном проекте «Россия — миру. Мир — России»

    Мар 2024

    В рамках Всемирного фестиваля молодежи, который проходит с 1 по 7 марта 2024 г. на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае, представлена мультимедийная выставка-пространство «Россия — миру. Мир — России». Новый проект рассказывает ...

    читать
  • Мар 2024

    4 марта 2024 года Саратовский театр юного зрителя открывает продажу билетов на апрель 2024 г. Все билеты одновременно появятся в свободной продаже на сайте и в кассах театра. Пробежимся по апрельской афише... 28 ...

    читать