Елена Лобанова: квест — пространство для живого общения!
«Квесты – это, в первую очередь, эмоции! Они запоминаются надолго и поэтому люди хотят в этом участвовать. Я считаю, что в каждом человеке огромно е количество потенциала, масса идей и планов. Каждый человек – это Вселенная. И когда всё это замкнуто в рамках повседневного быта, становится грустно, потому что каждый день похож на предыдущий. Квесты позволяют сделать те вещи, которые в обычной жизни не доступны».
Это слова из разговора журналистов CityGu.ru с Еленой Лобановой, одной из создателей компании Lockation, которая радует жителей Саратова интересными квестами. Кстати, они создали первый в Саратове квест.
Что нужно для создания квестов? Как живут люди, строящие подобные игры? Чего стоит ожидать в будущем на этом рынке? Обо всём этом, и даже больше, вы можете прочитать уже сейчас, в интервью с Еленой Лобановой.
За последние два года в Саратове появилось множество различных квестов. Но вы первыми открыли в нашем городе квест-комнату. Как подобная идея пришла вам в голову?
Это была общая волна. Мы и до этого занимались квестами, но другими. Мои коллеги, те, с кем мы строили «Шерлока», слышали о квест-комнатах ещё раньше. Например, Сергею рассказывали о квестах в Сингапуре, это было больше трёх лет назад. Антон ездил в Москву. Он тоже об этом слышал. Так и пришла мысль сделать нам нечто подобное в Саратове.
Если бы я больше к этому прислушивалась, то мы открыли бы комнату ещё на полгода раньше.
А потом это уже распространилось как вирус гриппа в закрытом помещении. Одновременно с нами ещё несколько компаний летом 2014 года заинтересовались франшизами федеральных компаний или решились на создание собственного квест-проекта и тоже начинали строиться. Но у нас в итоге получилось открыть квест-комнату на пару месяцев раньше.
«Комната Шерлока Холмса» – первая квест-комната в Саратове. Идея оказалась удачной, потому что у этого произведения много поклонников: как среди детей, так и взрослых. Люди до сих пор ходят на этот квест, хотя ему уже два года. В основном его выбирают для прохождения семьей или с друзьями.
Раньше вы занимались полигонными квестами. Почему же вы поменяли направление?
Да, занимались. Мы входили в одну из самых известных мастерских групп по ролевым полигонным играм. Саратов всегда славился такими проектами. Большие игры до 250 человек, выезды на природу на 3-5 дней. Это примерно 1999-2006 года. Мы специализировались на фэнтези и реконструкциях. Например, делали «Путь в Киото». На него приезжали люди со всей России: несколько групп из Москвы, Петербурга и других городов. Но потом эта волна ушла, и на некоторое время возникло затишье.
Мы думали о том, чтобы привлечь больше участников к этому виду досуга. Не каждый мог себе позволить подобное мероприятие. Для этого нужно было: найти время, сшить костюм, кому-то приехать из другого города. Сценаристы писали сюжеты по году. Проделывалась громадная работа, в том числе и организаторская.
Но мероприятие очень запоминающееся. После квеста, ещё неделю помнишь и чувствуешь, что тогда было. Даже сейчас, несмотря на то, что прошло много лет, эти квесты вспоминаются с особой теплотой.
После этой волны одна группа участников и организаторов полигонных игр (РПИ) в Петербурге создала «Квесторию». Это игры для Дней рождений, корпоративов и детских праздников, которые не привязаны к месту. К тому же, не нужно готовить костюмы, потому что мы их предоставляем. История создана таким образом, что вы, придя, допустим на День рождения к другу, можете стать ковбоем, пиратом, индейцем, очутиться на острове, среди вампиров, да, всё что угодно. Это пользуется популярностью на вечеринках, потому что можно весело и интересно провести время.
Расскажите о ваших новых квестах. Планируются ли в ближайшее время ещё что-то новое?
У нас есть «Алиса в стране чудес». По названию ясно, что имеется связь с миром Льюса Кэррола. Мы не делали упор только на книгу, есть элементы из фильмов и истории того времени. Люди, которые знакомы с творчеством писателя, находят много особенностей и разнообразных знакомых деталей. Это головоломка, наполненная множеством интересных вещей, которую нужно разгадать.
Ещё у нас был один из самых атмосферных квестов и самый большой квест в Поволжье — «Перевал Дятлова». Этот квест с полным погружением, причем в реалистичной обстановке, — в настоящем бомбоубежище! Оно когда-то горело и было заброшено, а мы его восстановили и сделали там квест. Люди, которые прошли пять-шесть страшных квестов в Саратове, заходят, но буквально через пару шлюзов им уже реально становится не по себе. Пока мы приостановили этот квест, не по нашей воле, к сожалению. Возможно, перенесём куда-то ещё, но это не первоочередная задача.
Наша компания экспериментирует с форматом. Мы сделали выездной квест для детей, который можно полностью разобрать, привезти куда-то и собрать. Решили пойти навстречу клиентам, потому что многим родителям проблематично привезти ораву детей. Вместо этого мы приедем, например, в кафе, где с одной стороны отдыхают родители, а с другой дети проходят квест. Это полноценная комната, с множеством деталей и реквизита.
Последняя новинка и очень смелый эксперимент, это трехчасовой перформанс-прикл ючение «Готика». Буквально сейчас мы выводим его «в мир». На предыдущей неделе мы завершили стадию тестовых игр, внесли корректировки и начали запускать первые коммерческие группы. Да, это нечто совершенно новое: огромное пространство ночного леса, оборудованные станции, большое количество актеров, которые по сюжету взаимодействуют с игроками. Это объединение и РПИ, и компьютерных квестов-«бродило к», и классических эскейп-румов и даже немного Квестории, так как в игре участники сами становятся средневековыми персонажами, у каждого из которых своя собственная исто рия. Это действительн о очень интересный опыт – и для нас, как организаторов, и для наших гостей. Трудный, но интересный.
В ближайших планах выпустить классический супертехнологичный квест – «Обливион». Подобные проекты есть в Казани и Чебоксарах, а в Саратове такого ещё нет. Здесь сценарий и программа с обеспечением, и оборудованием. Всё специально создано для этого квеста! Просто, чтобы сделать программу, требуется очень долгое время, во избежание сбоев и ошибок. Это будет виртуальный мир, где вы будете общаться с искусственным интеллектом. С помощью очков дополненной реальностью вы, в какой-то момент, попадаете в новый мир, и вам нужно будет сделать выбор. Очень интересный персонаж – не человек и не животное, будет с вами взаимодействовать, даже физически контактировать. Это футуристический квест. Он будет небольшим, но там всё очень технологично. Я думаю, будут в восторге не только те, кому нравится фантастика: это новые впечатления и ощущения. Это загадка, не суперсложная, но погружение в мир будет для всех интересным.
Трудно работать в сфере развлечений? Вам это нравится?
Это такой бизнес, когда идёт постоянное развитие, причём стремительное. То есть, нельзя построить одну комнату и сказать: «Я уже всё сделал». И если, это формат развлечения: «выйти из комнаты за 60 минут», то это формат бизнеса: «открыть бизнес за 60 дней». Скорость развития рынка такая, которой нет в других сферах. К тому же, нужно нечто особенное, чтобы привлечь людей, что-то очень оригинальное и новое.
Мне и моим коллегам интересно работать с квестами, участвовать в них. Когда появляются какие-то новые проекты в Саратове или за его пределами, едем даже в другой город посмотреть, чему-то научиться. Замечено, что у людей, постоянно проходящих квесты, скорость работы мозга в несколько раз выше.
Ещё одна фишка, кроме эмоций: вы попадаете в стрессовую ситуацию, и у вас активизируются те органы и зоны вашего организма, в особенности мозга, которые в обычной жизни просто спят, ну или дремлют.
А чем вы занимаетесь в свободное время?
Так как это свой бизнес, мы многое вкладываем в него: нельзя просто закончить рабочий день и уйти. Поэтому всё время отдано работе, отчего мы получаем не только стрессы, но и удовольствие. Однако без отдыха совсем нельзя, потому у нас есть один выходной, а над отпусками пока работаем. Однако мы совмещаем приятное с полезным, например, ездим на конференции по «Квестории» в другие города, общаемся, ищем интересные места и новые идеи. Это помогает переключиться и выйти из автоматизма. В любом случае, у нас есть семьи, которые тоже помогают отвлечься.
Хорошо. У вас появилась идея. Её нужно реализовать, продумать детали. Это занимает много времени?
Наверное, всё хорошее делается долго. В этом участвует много людей, создаётся большое количество проектов, оттого качество и растёт. Несколько месяцев работы, на которую тратишь много денег, времени и сил. Причём, Саратов лидирует в плане инвестиций в квесты. Есть очень дорогие проекты, фантастически антуражные. Таких квестов в Поволжье больше точно нет. Поэтому нельзя повторяться, необходимо нечто оригинальное и интересное.
Если говорить про время, то квест «Алиса», мы строили 9 месяцев. Реальная история: за это время у нашего партнера по бизнесу Антона Мизулина родилась дочка, которую назвали Алисой.
К тому же, мы чаще всего работаем на нескольких проектах. Иногда приостанавливаем строительство по тем или иным причинам: усталость или же большое количество желающих провести «Квесторию» в пиковые праздничные дни.
Какими навыками надо обладать, чтобы сделать всё ярко и красиво, чтобы человек приходил и получал удовольствие?
На самом деле, чем больше навыков, тем лучше. У нас практически всё, даже вышивание крестиком, может пригодиться. Буквально. Или вам нужно иметь в запасе 5 человек, которые тоже обладают таким навыком, на случай, если один занят, второй заболел и так далее. Вместе с развитием квест-индустрии, стала развиваться и инфраструктура: появились магазины, где можно что-то купить, люди, которые делают на заказ какие-то вещи. Когда мы начинали с «Шерлоком», этого не было. Сергей, пиарщик высокого уровня, и свои навыки написания текстов, сценариев, сюжетов использовал в «Холмсе». У меня диплом по современной драматургии… У нас есть опыт по написанию сценариев в «Квестории. Для того, чтобы создавать что-то оригинальное, нужно пробовать очень много вариантов, пока найдется наилучший.
Если говорить о технике и электронике, то это работа Антона. Он инженер-электронщик и программист, есть строительный опыт: знает, как сделать так, чтобы не торчали провода, всё было качественно, аккуратно и красиво.
В первом квесте мы использовали свои ресурсы. В создании «Алисы» участвовало уже 12 человек, плюс дополнительные декораторы. Механизмы заказывали в другом месте, разрабатывали электронику и программу. Был профессиональный дизайнер. Все возможные навыки, всё, что может понадобиться для квеста. В принципе, каждый квест – это отпечаток человека, который его делает. Поэтому они все очень разные.
Вы пишите сценарии, создаёте сюжет и персонажей. Но проходят ли квесты точно по плану?
Всё зависит от участников. Можно говорить про интерьер, про загадки, но всё делают люди: без них это просто оборудованное место. Каждый раз игра проходит по-своему. Мы знаем, как должен квест пройти, но всегда есть какие-то нетривиальные ходы, различные варианты, неожиданные реакции.
Если есть два-три варианта решения задачи, то участники могут найти ещё несколько, о которых мы даже не знали. Например, есть книги, на которых у нас завязана одна загадка, а люди находят там ещё две неожиданных загадки, которые в квесте изначально не предусмотрены. И начинают нам рассказывать, что они поступили вот так, потому что нашли вот такую вот подсказку. А мы даже и не думали, что такое вообще возможно.
Это очень хорошо, что кроме активизации мозга, ещё открываются творческие моменты. Мы даже проводили конкурс по сценариям оригинальных квестов: порядка 20 человек участвовали в конкурсе.
В некоторых квестах участвуют актёры или аниматоры. В этом случае проще работать или сложнее?
Если говорить о том, в чём проще работать с аниматорами, то во многих таких квестах чуть меньше требования к загадкам. Там не нужны суперсложные головоломки, потому что люди идут за эмоциями. Большинство квестов с актёрами рассчитаны на страх и неожиданность. Если игра без актёров, то должен быть идеальный антураж, загадки, должно быть интересно. Эмоции рождаются именно от действий участников.
Если задействованы актёры, то тут действительно ставка на актёрскую игру. Если сотрудник, участвующий в игре, встал не с той ноги, то квест может не получиться. Человеческий фактор очень важен.
Причём, есть люди, которые прошли много квестов, и они уже не боятся. И всё равно нужно играть. Например, у нас в «Перевале Дятлова» было несколько разных команд актеров, которые подстраивались под игроков. Утрировано говоря, для команды игроков из девушек выходили одни актеры, а для игроков-боксёров другие. Они все по-разному взаимодействовал и. Опять же, клиент важнее всего.
А вы как-нибудь празднуете завершение строительства нового квеста?
Когда мы заканчивается строительство одного квеста, то начинается другое…
На самом деле, нам очень важно, чтобы у работников было хорошее, бодрое, весёлое настроение. Конечно же, и у нас тоже. Мы проводим игры для своих друзей и работников, поздравляем с праздниками и просто отлично проводим время вместе. Иногда бывают спонтанные вечера отдыха, когда понимаем, что устали, что надо отвлечься, тогда мы куда-нибудь идём. Я считаю, что нам очень повезло с сотрудниками: достаточно собраться на пару часов и чувствуешь, что перезарядился и можно продолжать работать дальше.
Бывало ли так, что вы раньше времени завершали квест, или приостанавливали его, из-за того, что, например, люди себя как-то некомфортно чувствовали?
В квестах с актёрами есть правило, что, если человеку достаточно, он, к примеру, свистит в свисток или поднимает руки. Такое бывает. В какой-то момент человек понимает, что эмоции он получил и больше выдержать не может, тогда его выводят. При этом остальные участники, могут продолжить игру.
Завершали ли мы квесты? На самом деле мы не прерываем игру практически никогда, но у нас есть правило: мы не пускаем в комнаты людей в состоянии алкогольного опьянения. Потому что тогда могут быть травмы, и мы за это несём ответственность. Однако мы стараемся решить все вопросы заранее, потому что если игра началась, доводим её до конца.
Во время квеста случалось что-то неожиданное или забавное?
Различных случаев много, в каждом квесте они есть.
В перевале Дятлова игроки поймали одного актёра, связали его и носили на плече, словно оленя. И тот не мог выбраться. В «Готике» — там каждая игра проходит по разному. Участники, их ар тистичность, погружение в сюжет – это такие эмоции, которые невозможно скопировать и повторить. И это круто, это запоминается. Бы л интересный случай в «Алиса в стране чудес». Команда блогеров приходят немного заранее, чтобы пообщаться. Когда компания спрашивает: «А у вас в квесте есть актёры?», мы отвечаем, то не страшный квест, так что пугать никто не будем, актёров тоже нет. Они заходят в комнату, и тут я понимаю, что во второй комнате не хватает одного очень важного предмета. А войти во вторую комнату можно только через первую. Мы не знаем, как решить эту ситуацию: зайти в комнату, где уже идёт игра нельзя, это нарушит всю атмосферу. Тогда решаем, что администратор надевает фрак, плащ, благо в «Квестории» много реквизита. Он берёт какой-то подарочек и прячется за шторой во второй комнате. И когда группа минут через 40 проходит первую комнату, решает там все загадки, игроки оказываются во второй. Тогда распахивается штора и появляется актёр. Он отдаёт подарочек, раскланивается и уходит. Очень хороший сюрприз, всем понравилось.
У других компаний тоже происходит нечто подобное. Общаясь с коллегами, узнаём, что бывают действительно неадекватные люди, особенно в ночное время на страшных квестах. Но в семейном сегменте спокойней. Дети всегда вытворяют что-то необычное, что понятно только им. Говоришь им, что не надо трогать вот это, но они обязательно потрогают. Нетривиальные решения. У них свой подход, который взрослые не всегда понимают. За этим интересно наблюдать, но главное – остановить вовремя юных испытателей, иначе любой механизм разберут до винтиков.
Какие у вас отношения с конкурентами?
Когда началась волна открытия квестов, мы уже поняли, что будут открываться новые комнаты, что компаний много. Первые квесты были оригинальными, многие хотели быть №1 на этом рынке, поэтому существо вала конкуренция. Но мы уже давно перестали участвовать в этой гонке и поддерживаем те проекты, которые могут объединить рынок. Сейчас актуально сотрудничество, а не соперничество.
Когда было всего пять комнат, можно было говорить о конкуренции. Когда их сто, то мы просто стараемся уйти в определённую нишу. Как я считаю, у цивилизованных квест-проектов есть такое негласное правило: мы не критикуем других и открыто не хвалим себя. Мы относимся с уважением к чужим проектам, потому что понимаем, какой это труд. Это месяцы упорной работы и реально большое вложение всех ресурсов.
В какой-то момент был создан чат квестоделов, в котором общаются представители ведущих компаний. Какие-то вещи выносятся на общее обсуждение, например, «Ночь квестов». В подобных мероприятиях участвуют практически все компании. Есть договорённости о скидках и акциях. Всё это мы обсуждаем. Так проще.
Мы, с одной стороны, работаем больше над детскими и семейными квестами. Однако, при этом, экспериментируем с форматами: есть комнаты, специализирующиеся на технологичности, есть страшные. Однако хорроров «без ограничений» и у других компаний много, поэтому мы решили несколько дистанцироваться от этого.
Кроме новых квест-комнат вы планируете создать что-нибудь ещё?
Мы планируем в скором времени открыть квест-кафе. Опять же, новый формат для Саратова. Это будет большое помещение, порядка 120 кв.м., в котором также можно будет сыграть в квесты, пройти квест-комнаты. Кроме этого будет ещё ряд настольных игр, которых в нашем городе нет. Придумали этот формат во Владивостоке наши коллеги из «Квестории», мы тоже решили попробовать. Будет интересно, мы верим в это!
Вы работаете в сфере услуг, дарите эмоции. Может быть, у вас есть девиз?
Есть девиз компании «Квестория»: «Мы создаём пространство для живого общения». Это и наш личный девиз тоже.
Что вы можете пожелать читателям CityGu.ru и жителям Саратова.
Желаю каждому найти для себя дело, ради которого хочется утром вставать и идти на работу. А также людей, ради которых стоит вставать, идти на работу и что-то делать. Чтобы не только этот город, но и мир становился лучше.
Текст: Елена Корябина
Фото и видео из свободных источников Интернет
Специально для CityGu.ru