«Квесты – это, в первую очередь, эмоции! Они запоминаются надолго и поэтому люди хотят в этом участвовать. Я считаю, что в каждом человеке огромно е количество потенциала, масса идей и планов. Каждый человек – это Вселенная. И когда всё это замкнуто в рамках повседневного быта, становится грустно, потому что каждый день похож на предыдущий. Квесты позволяют сделать те вещи, которые в обычной жизни не доступны».
Это слова из разговора журналистов CityGu.ru с Еленой Лобановой, одной из создателей компании Lockation, которая радует жителей Саратова интересными квестами. Кстати, они создали первый в Саратове квест.
Что нужно для создания квестов? Как живут люди, строящие подобные игры? Чего стоит ожидать в будущем на этом рынке? Обо всём этом, и даже больше, вы можете прочитать уже сейчас, в интервью с Еленой Лобановой.
За последние два года в Саратове появилось множество различных квестов. Но вы первыми открыли в нашем городе квест-комнату. Как подобная идея пришла вам в голову?
Это была общая волна. Мы и до этого занимались квестами, но другими. Мои коллеги, те, с кем мы строили «Шерлока», слышали о квест-комнатах ещё раньше. Например, Сергею рассказывали о квестах в Сингапуре, это было больше трёх лет назад. Антон ездил в Москву. Он тоже об этом слышал. Так и пришла мысль сделать нам нечто подобное в Саратове.
[quote]Если бы я больше к этому прислушивалась, то мы открыли бы комнату ещё на полгода раньше.[/quote]
А потом это уже распространилось как вирус гриппа в закрытом помещении. Одновременно с нами ещё несколько компаний летом 2014 года заинтересовались франшизами федеральных компаний или решились на создание собственного квест-проекта и тоже начинали строиться. Но у нас в итоге получилось открыть квест-комнату на пару месяцев раньше.
«Комната Шерлока Холмса» – первая квест-комната в Саратове. Идея оказалась удачной, потому что у этого произведения много поклонников: как среди детей, так и взрослых. Люди до сих пор ходят на этот квест, хотя ему уже два года. В основном его выбирают для прохождения семьей или с друзьями.
Раньше вы занимались полигонными квестами. Почему же вы поменяли направление?
Да, занимались. Мы входили в одну из самых известных мастерских групп по ролевым полигонным играм. Саратов всегда славился такими проектами. Большие игры до 250 человек, выезды на природу на 3-5 дней. Это примерно 1999-2006 года. Мы специализировались на фэнтези и реконструкциях. Например, делали «Путь в Киото». На него приезжали люди со всей России: несколько групп из Москвы, Петербурга и других городов. Но потом эта волна ушла, и на некоторое время возникло затишье.
Мы думали о том, чтобы привлечь больше участников к этому виду досуга. Не каждый мог себе позволить подобное мероприятие. Для этого нужно было: найти время, сшить костюм, кому-то приехать из другого города. Сценаристы писали сюжеты по году. Проделывалась громадная работа, в том числе и организаторская.
[quote]Но мероприятие очень запоминающееся. После квеста, ещё неделю помнишь и чувствуешь, что тогда было. Даже сейчас, несмотря на то, что прошло много лет, эти квесты вспоминаются с особой теплотой.[/quote]
После этой волны одна группа участников и организаторов полигонных игр (РПИ) в Петербурге создала «Квесторию». Это игры для Дней рождений, корпоративов и детских праздников, которые не привязаны к месту. К тому же, не нужно готовить костюмы, потому что мы их предоставляем. История создана таким образом, что вы, придя, допустим на День рождения к другу, можете стать ковбоем, пиратом, индейцем, очутиться на острове, среди вампиров, да, всё что угодно. Это пользуется популярностью на вечеринках, потому что можно весело и интересно провести время.
Расскажите о ваших новых квестах. Планируются ли в ближайшее время ещё что-то новое?
У нас есть «Алиса в стране чудес». По названию ясно, что имеется связь с миром Льюса Кэррола. Мы не делали упор только на книгу, есть элементы из фильмов и истории того времени. Люди, которые знакомы с творчеством писателя, находят много особенностей и разнообразных знакомых деталей. Это головоломка, наполненная множеством интересных вещей, которую нужно разгадать.
Ещё у нас был один из самых атмосферных квестов и самый большой квест в Поволжье — «Перевал Дятлова». Этот квест с полным погружением, причем в реалистичной обстановке, — в настоящем бомбоубежище! Оно когда-то горело и было заброшено, а мы его восстановили и сделали там квест. Люди, которые прошли пять-шесть страшных квестов в Саратове, заходят, но буквально через пару шлюзов им уже реально становится не по себе. Пока мы приостановили этот квест, не по нашей воле, к сожалению. Возможно, перенесём куда-то ещё, но это не первоочередная задача.
[quote]Наша компания экспериментирует с форматом. Мы сделали выездной квест для детей, который можно полностью разобрать, привезти куда-то и собрать. Решили пойти навстречу клиентам, потому что многим родителям проблематично привезти ораву детей. Вместо этого мы приедем, например, в кафе, где с одной стороны отдыхают родители, а с другой дети проходят квест. Это полноценная комната, с множеством деталей и реквизита.[/quote]
Последняя новинка и очень смелый эксперимент, это трехчасовой перформанс-прикл ючение «Готика». Буквально сейчас мы выводим его «в мир». На предыдущей неделе мы завершили стадию тестовых игр, внесли корректировки и начали запускать первые коммерческие группы. Да, это нечто совершенно новое: огромное пространство ночного леса, оборудованные станции, большое количество актеров, которые по сюжету взаимодействуют с игроками. Это объединение и РПИ, и компьютерных квестов-«бродило к», и классических эскейп-румов и даже немного Квестории, так как в игре участники сами становятся средневековыми персонажами, у каждого из которых своя собственная исто рия. Это действительн о очень интересный опыт – и для нас, как организаторов, и для наших гостей. Трудный, но интересный.
В ближайших планах выпустить классический супертехнологичный квест – «Обливион». Подобные проекты есть в Казани и Чебоксарах, а в Саратове такого ещё нет. Здесь сценарий и программа с обеспечением, и оборудованием. Всё специально создано для этого квеста! Просто, чтобы сделать программу, требуется очень долгое время, во избежание сбоев и ошибок. Это будет виртуальный мир, где вы будете общаться с искусственным интеллектом. С помощью очков дополненной реальностью вы, в какой-то момент, попадаете в новый мир, и вам нужно будет сделать выбор. Очень интересный персонаж – не человек и не животное, будет с вами взаимодействовать, даже физически контактировать. Это футуристический квест. Он будет небольшим, но там всё очень технологично. Я думаю, будут в восторге не только те, кому нравится фантастика: это новые впечатления и ощущения. Это загадка, не суперсложная, но погружение в мир будет для всех интересным.
Трудно работать в сфере развлечений? Вам это нравится?
Это такой бизнес, когда идёт постоянное развитие, причём стремительное. То есть, нельзя построить одну комнату и сказать: «Я уже всё сделал». И если, это формат развлечения: «выйти из комнаты за 60 минут», то это формат бизнеса: «открыть бизнес за 60 дней». Скорость развития рынка такая, которой нет в других сферах. К тому же, нужно нечто особенное, чтобы привлечь людей, что-то очень оригинальное и новое.
Мне и моим коллегам интересно работать с квестами, участвовать в них. Когда появляются какие-то новые проекты в Саратове или за его пределами, едем даже в другой город посмотреть, чему-то научиться. Замечено, что у людей, постоянно проходящих квесты, скорость работы мозга в несколько раз выше.
Ещё одна фишка, кроме эмоций: вы попадаете в стрессовую ситуацию, и у вас активизируются те органы и зоны вашего организма, в особенности мозга, которые в обычной жизни просто спят, ну или дремлют.
А чем вы занимаетесь в свободное время?
Так как это свой бизнес, мы многое вкладываем в него: нельзя просто закончить рабочий день и уйти. Поэтому всё время отдано работе, отчего мы получаем не только стрессы, но и удовольствие. Однако без отдыха совсем нельзя, потому у нас есть один выходной, а над отпусками пока работаем. Однако мы совмещаем приятное с полезным, например, ездим на конференции по «Квестории» в другие города, общаемся, ищем интересные места и новые идеи. Это помогает переключиться и выйти из автоматизма. В любом случае, у нас есть семьи, которые тоже помогают отвлечься.
Хорошо. У вас появилась идея. Её нужно реализовать, продумать детали. Это занимает много времени?
Наверное, всё хорошее делается долго. В этом участвует много людей, создаётся большое количество проектов, оттого качество и растёт. Несколько месяцев работы, на которую тратишь много денег, времени и сил. Причём, Саратов лидирует в плане инвестиций в квесты. Есть очень дорогие проекты, фантастически антуражные. Таких квестов в Поволжье больше точно нет. Поэтому нельзя повторяться, необходимо нечто оригинальное и интересное.
[quote]Если говорить про время, то квест «Алиса», мы строили 9 месяцев. Реальная история: за это время у нашего партнера по бизнесу Антона Мизулина родилась дочка, которую назвали Алисой.[/quote]
К тому же, мы чаще всего работаем на нескольких проектах. Иногда приостанавливаем строительство по тем или иным причинам: усталость или же большое количество желающих провести «Квесторию» в пиковые праздничные дни.
Какими навыками надо обладать, чтобы сделать всё ярко и красиво, чтобы человек приходил и получал удовольствие?
На самом деле, чем больше навыков, тем лучше. У нас практически всё, даже вышивание крестиком, может пригодиться. Буквально. Или вам нужно иметь в запасе 5 человек, которые тоже обладают таким навыком, на случай, если один занят, второй заболел и так далее. Вместе с развитием квест-индустрии, стала развиваться и инфраструктура: появились магазины, где можно что-то купить, люди, которые делают на заказ какие-то вещи. Когда мы начинали с «Шерлоком», этого не было. Сергей, пиарщик высокого уровня, и свои навыки написания текстов, сценариев, сюжетов использовал в «Холмсе». У меня диплом по современной драматургии… У нас есть опыт по написанию сценариев в «Квестории. Для того, чтобы создавать что-то оригинальное, нужно пробовать очень много вариантов, пока найдется наилучший.
Если говорить о технике и электронике, то это работа Антона. Он инженер-электронщик и программист, есть строительный опыт: знает, как сделать так, чтобы не торчали провода, всё было качественно, аккуратно и красиво.
В первом квесте мы использовали свои ресурсы. В создании «Алисы» участвовало уже 12 человек, плюс дополнительные декораторы. Механизмы заказывали в другом месте, разрабатывали электронику и программу. Был профессиональный дизайнер. Все возможные навыки, всё, что может понадобиться для квеста. В принципе, каждый квест – это отпечаток человека, который его делает. Поэтому они все очень разные.
Вы пишите сценарии, создаёте сюжет и персонажей. Но проходят ли квесты точно по плану?
Всё зависит от участников. Можно говорить про интерьер, про загадки, но всё делают люди: без них это просто оборудованное место. Каждый раз игра проходит по-своему. Мы знаем, как должен квест пройти, но всегда есть какие-то нетривиальные ходы, различные варианты, неожиданные реакции.
[quote]Если есть два-три варианта решения задачи, то участники могут найти ещё несколько, о которых мы даже не знали. Например, есть книги, на которых у нас завязана одна загадка, а люди находят там ещё две неожиданных загадки, которые в квесте изначально не предусмотрены. И начинают нам рассказывать, что они поступили вот так, потому что нашли вот такую вот подсказку. А мы даже и не думали, что такое вообще возможно.[/quote]
Это очень хорошо, что кроме активизации мозга, ещё открываются творческие моменты. Мы даже проводили конкурс по сценариям оригинальных квестов: порядка 20 человек участвовали в конкурсе.
В некоторых квестах участвуют актёры или аниматоры. В этом случае проще работать или сложнее?
Если говорить о том, в чём проще работать с аниматорами, то во многих таких квестах чуть меньше требования к загадкам. Там не нужны суперсложные головоломки, потому что люди идут за эмоциями. Большинство квестов с актёрами рассчитаны на страх и неожиданность. Если игра без актёров, то должен быть идеальный антураж, загадки, должно быть интересно. Эмоции рождаются именно от действий участников.
[quote]Если задействованы актёры, то тут действительно ставка на актёрскую игру. Если сотрудник, участвующий в игре, встал не с той ноги, то квест может не получиться. Человеческий фактор очень важен.[/quote]
Причём, есть люди, которые прошли много квестов, и они уже не боятся. И всё равно нужно играть. Например, у нас в «Перевале Дятлова» было несколько разных команд актеров, которые подстраивались под игроков. Утрировано говоря, для команды игроков из девушек выходили одни актеры, а для игроков-боксёров другие. Они все по-разному взаимодействовал и. Опять же, клиент важнее всего.
А вы как-нибудь празднуете завершение строительства нового квеста?
Когда мы заканчивается строительство одного квеста, то начинается другое…
На самом деле, нам очень важно, чтобы у работников было хорошее, бодрое, весёлое настроение. Конечно же, и у нас тоже. Мы проводим игры для своих друзей и работников, поздравляем с праздниками и просто отлично проводим время вместе. Иногда бывают спонтанные вечера отдыха, когда понимаем, что устали, что надо отвлечься, тогда мы куда-нибудь идём. Я считаю, что нам очень повезло с сотрудниками: достаточно собраться на пару часов и чувствуешь, что перезарядился и можно продолжать работать дальше.
Бывало ли так, что вы раньше времени завершали квест, или приостанавливали его, из-за того, что, например, люди себя как-то некомфортно чувствовали?
В квестах с актёрами есть правило, что, если человеку достаточно, он, к примеру, свистит в свисток или поднимает руки. Такое бывает. В какой-то момент человек понимает, что эмоции он получил и больше выдержать не может, тогда его выводят. При этом остальные участники, могут продолжить игру.
Завершали ли мы квесты? На самом деле мы не прерываем игру практически никогда, но у нас есть правило: мы не пускаем в комнаты людей в состоянии алкогольного опьянения. Потому что тогда могут быть травмы, и мы за это несём ответственность. Однако мы стараемся решить все вопросы заранее, потому что если игра началась, доводим её до конца.
Во время квеста случалось что-то неожиданное или забавное?
Различных случаев много, в каждом квесте они есть.
В перевале Дятлова игроки поймали одного актёра, связали его и носили на плече, словно оленя. И тот не мог выбраться. В «Готике» — там каждая игра проходит по разному. Участники, их ар тистичность, погружение в сюжет – это такие эмоции, которые невозможно скопировать и повторить. И это круто, это запоминается. Бы л интересный случай в «Алиса в стране чудес». Команда блогеров приходят немного заранее, чтобы пообщаться. Когда компания спрашивает: «А у вас в квесте есть актёры?», мы отвечаем, то не страшный квест, так что пугать никто не будем, актёров тоже нет. Они заходят в комнату, и тут я понимаю, что во второй комнате не хватает одного очень важного предмета. А войти во вторую комнату можно только через первую. Мы не знаем, как решить эту ситуацию: зайти в комнату, где уже идёт игра нельзя, это нарушит всю атмосферу. Тогда решаем, что администратор надевает фрак, плащ, благо в «Квестории» много реквизита. Он берёт какой-то подарочек и прячется за шторой во второй комнате. И когда группа минут через 40 проходит первую комнату, решает там все загадки, игроки оказываются во второй. Тогда распахивается штора и появляется актёр. Он отдаёт подарочек, раскланивается и уходит. Очень хороший сюрприз, всем понравилось.
У других компаний тоже происходит нечто подобное. Общаясь с коллегами, узнаём, что бывают действительно неадекватные люди, особенно в ночное время на страшных квестах. Но в семейном сегменте спокойней. Дети всегда вытворяют что-то необычное, что понятно только им. Говоришь им, что не надо трогать вот это, но они обязательно потрогают. Нетривиальные решения. У них свой подход, который взрослые не всегда понимают. За этим интересно наблюдать, но главное – остановить вовремя юных испытателей, иначе любой механизм разберут до винтиков.
Какие у вас отношения с конкурентами?
Когда началась волна открытия квестов, мы уже поняли, что будут открываться новые комнаты, что компаний много. Первые квесты были оригинальными, многие хотели быть №1 на этом рынке, поэтому существо вала конкуренция. Но мы уже давно перестали участвовать в этой гонке и поддерживаем те проекты, которые могут объединить рынок. Сейчас актуально сотрудничество, а не соперничество.
Когда было всего пять комнат, можно было говорить о конкуренции. Когда их сто, то мы просто стараемся уйти в определённую нишу. Как я считаю, у цивилизованных квест-проектов есть такое негласное правило: мы не критикуем других и открыто не хвалим себя. Мы относимся с уважением к чужим проектам, потому что понимаем, какой это труд. Это месяцы упорной работы и реально большое вложение всех ресурсов.
В какой-то момент был создан чат квестоделов, в котором общаются представители ведущих компаний. Какие-то вещи выносятся на общее обсуждение, например, «Ночь квестов». В подобных мероприятиях участвуют практически все компании. Есть договорённости о скидках и акциях. Всё это мы обсуждаем. Так проще.
Мы, с одной стороны, работаем больше над детскими и семейными квестами. Однако, при этом, экспериментируем с форматами: есть комнаты, специализирующиеся на технологичности, есть страшные. Однако хорроров «без ограничений» и у других компаний много, поэтому мы решили несколько дистанцироваться от этого.
Кроме новых квест-комнат вы планируете создать что-нибудь ещё?
Мы планируем в скором времени открыть квест-кафе. Опять же, новый формат для Саратова. Это будет большое помещение, порядка 120 кв.м., в котором также можно будет сыграть в квесты, пройти квест-комнаты. Кроме этого будет ещё ряд настольных игр, которых в нашем городе нет. Придумали этот формат во Владивостоке наши коллеги из «Квестории», мы тоже решили попробовать. Будет интересно, мы верим в это!
Вы работаете в сфере услуг, дарите эмоции. Может быть, у вас есть девиз?
Есть девиз компании «Квестория»: «Мы создаём пространство для живого общения». Это и наш личный девиз тоже.
Что вы можете пожелать читателям CityGu.ru и жителям Саратова.
Желаю каждому найти для себя дело, ради которого хочется утром вставать и идти на работу. А также людей, ради которых стоит вставать, идти на работу и что-то делать. Чтобы не только этот город, но и мир становился лучше.
Текст: Елена Корябина
Фото и видео из свободных источников Интернет
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2025
Уже скоро Гостиный двор Москвы вновь откроет свои двери для ценителей литературы: с 10 по 13 апреля 2025 года состоится книжное событие сезона – международная ярмарка Non/fiction Весна. Ведущие новинки различных издательств, встречи ...
Мар 2025
Издательства «Альпина нон-фикшн» и «Альпина.Проза» примут участие в Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction Весна, которая пройдет 10–13 апреля 2025 года в Москве. В этом сезоне читателей ждут заметки средневековых путешественников, хронология одного ключевых ...
Мар 2025
Уксус — это не только популярный ингредиент в кулинарии, но и универсальный помощник, который выполняет несколько ключевых функций. Одной из самых известных его ролей является консервация продуктов. Благодаря своей кислотности уксус создает неблагоприятную ...
Мар 2025
19 марта 2025 г., в год 80-летия Великой Победы и Год защитника Отечества, в саратовском Историческом парке «Россия — Моя история» состоялось открытие выставки «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в исторической миниатюре». Подробнее ...
Мар 2025
Если и есть на этой планете волшебство, магия и сказочные миры, то они могут существовать только в одном измерении – книга! Часто, в обыденной речи, мы произносим это слово, но очень редко придаем ...
Мар 2025
Собственный капитал – это одна из первых составляющих на пути к оформлению жилищного кредита. Минимальный размер первоначального взноса обычно составляет 20% от стоимости жилья. Рекомендуется аккумулировать больше средств, чтобы получить выгодные условия. Второй ...