Сегодня мы поговорим с Ольгой Бочкаревой — профессиональным танцором, руководителем танцевального коллектива «Nemezis Tribe» и преподавателем нового для нашего города стиля – трайбл.

Расскажите поподробнее о стиле трайбл.

Трайбл появился в Америке 70-х годов уже прошлого века. Несмотря на название, это не чистый фольклорный стиль, т.е. он не передавался из поколения в поколение каким-либо народом, в отличие от танцев, легших в его основу. Трайбл – это синтетический стиль, разработанный на основе ряда фольклорных танцев (беллиданс, индийские, фламенко). Появление трайбла пришлось на период расцвета популярности беллиданса, и новый стиль стал некоей альтернативой для тех, кому нравилось танцевать в подобном ключе, но хотелось иного от самого танца, хотелось уйти от свойственной беллидансу игривой манеры. Можно выделить два больших направления в трайбле: ATS (AmericanTrible Style), основная идея и суть которого — коллективная импровизация, и Tribal Fusion. Мне фьюжн очень импонирует фактически безграничными возможностями для реализации идей, т.к. видов фьюжна может быть множество (трибарет и готик, балканский и индийский, хип-хоп и фламенко, танго и винтаж и т.д).

В чем заключается система АТС?

АТС является продуманной до мелочей системой, позволяющей танцевать группой импровизацию, понимать друг друга в этом процессе и быть при этом синхронными. Для меня АТС похож на язык: мы учим слова, падежи, пунктуацию и так далее. А в АТС – движения, ключи, комбинации. Выучил язык – можешь общаться, понимать собеседника. Выучил АТС – тоже можешь общаться – в танце и понимать танцующего с тобой. Даже если вы говорите на разных языках, вы поймете друг друга. Уникальность данного стиля в том, что его дают одинаково во всем мире. И если я, как хореограф, могу придумать во фьюжне постановку, то в АТС я ничего придумывать не могу. Это все дается цельной системой. Еще АТС напоминает некую игру на внимательность: опускание руки, поворот головы… для знакомого с этой системой это сигнал на поворот либо переход к новому движению, а для зрителя это просто элемент танца.

Какие особенности движений в трайбле?.

В АТС многое почерпнуто из фольклора ряда народов, соответственно, движения близки к фольклорным. Во фьюжне много пластики, техника изоляции выражена еще сильнее, чем в беллидансе, плюс адаптированные, проработанные с учетом данной стилистики движения из стилей, с которыми вы делаете фьюжн.

Какие физические данные нужны человеку, чтобы заниматься трайблом?

АТС очень демократичен. Им могут заниматься абсолютно все, независимо от возраста и физической подготовки, если нет каких-то противопоказаний по состоянию здоровья. Данный вид танца дает прекрасную осанку и не вредит организму. Фьюжн, наверное, технически посложнее, но, благодаря его многообразию, думаю, каждый найдет в нем то, что будет по-душе.

Тяжело ли в этом танце освоиться?

Нет, не тяжело. Система обучения хорошо продумана. Она делится на несколько уровней, определяющих, когда давать те или иные движения и комбинации. Человек, который пришел заниматься, может освоить первый уровень месяца за 2.

Танец – это язык тела. А о чем говорит трайбл?

Если это фьюжн, и мы учим постановку, то перед тем как начать ее учить, я предлагаю студентам закрыть глаза и просто послушать музыку. Потом они рассказывают, какие ассоциации эта музыка у них вызвала. Обычно всегда есть у разных людей некие точки соприкосновения в таком обсуждении. Ну и затем танец стараемся наполнить смыслом, рассказать ту историю, которую «увидели». Танец «о чем-то», на мой взгляд, всегда интереснее и эмоциональнее, чем просто хореография, даже очень красивая и технично исполненная. Если музыка со словами, то я всегда стараюсь найти перевод, чтобы знать, о чем песня. АТС – это не постановка, он говорит, наверное, о радости общения. В этом случае однозначно ответить тяжело. Если любая постановка делается для зрителя, то АТС в большей степени для самого танцора. То, что испытываешь в процессе, о том и говорит твой танец. Посмотрите выступления АТС, там танцующие почти всегда улыбаются.

Почему в других стилях танцующие не получают этого общения?

В других танцах работа идет на зрителя, на публику. Имеется четкая постановка, где определено и продумано каждое движение, которое надо сделать. А в АТС этого нет, потому что идет импровизация. Вы вышли, есть площадка, музыка, ваши друзья-танцоры. Чтобы танцевать слаженно, понимать, что делать в следующий момент, вам нужно общаться с теми, кто стоит на сцене с вами. И вы делаете это, поддерживая зрительный контакт.

Расскажите про костюмы в трайбле.

Для каждого стиля танца характерен определенный костюм. Так как трайбл – танец, который нельзя определить принадлежностью к какому–то конкретному народу, а можно говорить об эклектичности данного стиля, то и костюм будет представлять собой эклектику – заимствование элементов национальных костюмов у разных народов. Если рассматривать костюм для АТС, то это всегда шаровары, одна, а чаще – две, пышных юбки, кофточка — чоли, богато расшитые пояс и лиф, множество украшений, возможен тюрбан, цветы в прическе. Если фьюжн – вариантов становится очень много, т.к. в нем мы часто отходим от фольклорной составляющей и учитываем в костюме нюансы того стиля, фьюжн с которым мы делаем. Общий принцип для всех костюмов – отсутствие некоей гламурности, страз, металлов золотого цвета. Если украшения, то обычно это антикварные вещи, афганские, туркменские, очень массивные и, зачастую, непривычные для зрителя. Вместо страз – стекло ручной работы, зеркальца, ракушки-каури.

[flickr_set id=»72157651055440426″]

Как вы пришли в трайбл?

Знакомство с этим стилем произошло в тот момент, когда я занималась беллидансом. Увидела видео в интернете и была поражена: девушка танцевала что-то похожее на то, чем занималась я, но в ее танце было столько пластики, столько стати… Мне стало интересно, что это, и я начала искать информацию. Так как у нас в городе этого стиля не было, я начала ездить в Москву и другие города на интенсивы, мастер-классы, пробовать свои силы на фестивалях в нашем городе. В России трайбл уже начал тогда набирать обороты, и была возможность поучиться как у российских педагогов, стоявших у истоков трайбла у нас, так и у звезд мировой величины.

Чем Вас поразил этот стиль, когда Вы его увидели впервые?

Пластика, осанка и костюмы. Костюм – важная составляющая в трайбле. Плюс мы живем в городе, где все серое, все постоянно спешат куда-то, а трайбл – это яркие краски, живое общение, красивая национальная музыка…это все очень заманчиво и похоже на сказку. И очень хочется попробовать себя в этом, побывать в сказке.

Костюмы для стиля трайбл-фьюжн могут быть совершенно разными, но относиться будут все равно к стилю трайбл-фьюжн:

[flickr_set id=»72157648788043824″]

Почему вы решили развивать это направление в Саратове?

На самом деле не было мысли, что я буду преподавать. Я хотела просто этим заниматься. А такой возможности в этом городе не было. Если хочешь чем-то заниматься, то нужны единомышленники. Особенно, если это АТС, где одному станцевать не получится. Соответственно, пришлось обучаться и искать тех, кому это тоже интересно.

Расскажите о вашем коллективе.

Когда появился материал, которым я уже могла поделиться с кем-то, руководители студии, где я преподавала беллиданс, предложили вести и трайбл тоже. Начал собираться первый коллектив, который сложился из тех, кто занимался у меня востоком. Постепенно трайбл становился мне все более интересен, и я сделала выбор в пользу этого стиля. Тем более, что занимающиеся стали тоже отдавать ему предпочтение. За время существования коллектива было несколько наборов, есть люди, которые занимаются уже более 4 лет. Мне нравится, как складываются отношения в нашем коллективе. Девочки очень доброжелательны к тем, кто приходит в группу, да и между собой общаются и дружат. Комфортная для занятий атмосфера на самом деле значит очень и очень много. Мы дружим с танцовщицами из других городов и, приезжая к нам, они говорят, что им нравится то, как по-дружески происходит общение.

Вы выступаете на конкурсах и соревнованиях? Есть ли официальная система оценки?

Уникальность ATS заключается и в том, что в нем нет соревновательного духа. Это танец, которому ближе формат фестивалей, подразумевающих общение и обмен опытом, но никак не выяснение, кто круче. Если взять, например, bellydance, то сейчас проходит много всяких конкурсов с отборочными, финалами, в них есть соревновательность, а в трайбле совсем другая идея. Если говорить о выступлениях, наш коллектив с удовольствием участвует во всевозможных мероприятих. Думаю, помимо прочих причин, желание выступать связано с тем, что люди хотят видеть итог своих занятий, то, чему они научились. Я всегда спрашиваю, что хочет человек получить от занятий и, в зависимости от этого, даю тот материал, который нужен. За все время только 2 человека сказали, что занимаются для себя и не стремятся на сцену, остальные ответили, что хотят выступать. Что касается меня, мне интереснее учиться, хотя выход на сцену – тоже своеобразный урок. Мы выступаем на городских мероприятиях, таких, как Ночь музеев, на различных праздниках, этнических мероприятиях, фестивалях пластики и танца и т.д.
Сейчас я хочу сделать трайбл–фестиваль, который пройдет 18-19 апреля и будет включать 2 дня мастер-классов по трайбл фьюжн и концерт. Планирую пригласить двух педагогов из Москвы, у которых уже побывал на занятиях наш коллектив. Теперь хотим попробовать открытый формат для всех желающих. Надеюсь, что все получится.

Но вот дипломы с общепринятых соревнований у нас все же есть, вот некоторые из них:

[flickr_set id=»72157651114090331″]

С какого возраста вы берете к себе людей заниматься?

Деток я не беру, т.к. считаю, что трайбл, все же, больше подходит взрослым. А верхней границы не существует, все зависит от желания.
Так что записывайтесь на открытый урок и пробуйте, возможно, трайбл — это Ваш танец!
Кстати, открытое занятие состоится 09.03.15 в 17.00 в студии Inside .

Анонс занятия вы можете посмотреть здесь. 
Узнать о фестивале трайбла можно здесь.

Текст: Дмитрий Воротнев, специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства “Азбука-Аттикус»

    Апр 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё о серии мероприятии в рамках ярмарки. 4 апреля 17:15 Круглый стол “К юбилею Кира Булычёва” ...

    читать
  • Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина 29 марта исполнилось 105 лет!

    Апр 2024

    Сотрудники библиотеки отмечают, что многим поколениям саратовских читателей Пушкинка стала добрым другом на всю жизнь. Здесь начинается крепкая и теплая дружба с книгами, сюда приходят классом или группой на интересную беседу, встречу с ...

    читать
  • Отзыв на книгу «Трилогия о Зельбе», автор книги Бернхард Шлинк

    Мар 2024

    Не зря книга Бернхарда Шлинке "Трилогия о Зельбе" входит в серию "Большой роман". И это связано не только с объемом издания, но и с тремя частями одной истории про работавшего прокурором во время ...

    читать
  • О пользе музицирования и наборе в музыкальную школу духовых и ударных инструментов им. А.Д. Селянина

    Мар 2024

    Музыкальная школа - это место, где ваш ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, научиться работать в команде и испытать радость от совместного музицирования. Музыка объединяет людей и помогает развивать чувство сопричастности к искусству. ...

    читать
  • Как приготовить мясо дичи

    Мар 2024

    Не каждый раз доводится есть мясо медведя, но если выпал случай, то возникает вопрос, как приготовить. Как приготовить мясо медведя Медвежатина имеет необыкновенный аппетитный вкус. Для жарки выбирают окорок туши, для тушения - ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства NoAge

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё об одном мероприятии в рамках ярмарки. 5 апреля 2024 года в 19:15 в Лектории состоится разговор ...

    читать