Сегодня мы поговорим с Ольгой Бочкаревой — профессиональным танцором, руководителем танцевального коллектива «Nemezis Tribe» и преподавателем нового для нашего города стиля – трайбл.

Расскажите поподробнее о стиле трайбл.

Трайбл появился в Америке 70-х годов уже прошлого века. Несмотря на название, это не чистый фольклорный стиль, т.е. он не передавался из поколения в поколение каким-либо народом, в отличие от танцев, легших в его основу. Трайбл – это синтетический стиль, разработанный на основе ряда фольклорных танцев (беллиданс, индийские, фламенко). Появление трайбла пришлось на период расцвета популярности беллиданса, и новый стиль стал некоей альтернативой для тех, кому нравилось танцевать в подобном ключе, но хотелось иного от самого танца, хотелось уйти от свойственной беллидансу игривой манеры. Можно выделить два больших направления в трайбле: ATS (AmericanTrible Style), основная идея и суть которого — коллективная импровизация, и Tribal Fusion. Мне фьюжн очень импонирует фактически безграничными возможностями для реализации идей, т.к. видов фьюжна может быть множество (трибарет и готик, балканский и индийский, хип-хоп и фламенко, танго и винтаж и т.д).

В чем заключается система АТС?

АТС является продуманной до мелочей системой, позволяющей танцевать группой импровизацию, понимать друг друга в этом процессе и быть при этом синхронными. Для меня АТС похож на язык: мы учим слова, падежи, пунктуацию и так далее. А в АТС – движения, ключи, комбинации. Выучил язык – можешь общаться, понимать собеседника. Выучил АТС – тоже можешь общаться – в танце и понимать танцующего с тобой. Даже если вы говорите на разных языках, вы поймете друг друга. Уникальность данного стиля в том, что его дают одинаково во всем мире. И если я, как хореограф, могу придумать во фьюжне постановку, то в АТС я ничего придумывать не могу. Это все дается цельной системой. Еще АТС напоминает некую игру на внимательность: опускание руки, поворот головы… для знакомого с этой системой это сигнал на поворот либо переход к новому движению, а для зрителя это просто элемент танца.

Какие особенности движений в трайбле?.

В АТС многое почерпнуто из фольклора ряда народов, соответственно, движения близки к фольклорным. Во фьюжне много пластики, техника изоляции выражена еще сильнее, чем в беллидансе, плюс адаптированные, проработанные с учетом данной стилистики движения из стилей, с которыми вы делаете фьюжн.

Какие физические данные нужны человеку, чтобы заниматься трайблом?

АТС очень демократичен. Им могут заниматься абсолютно все, независимо от возраста и физической подготовки, если нет каких-то противопоказаний по состоянию здоровья. Данный вид танца дает прекрасную осанку и не вредит организму. Фьюжн, наверное, технически посложнее, но, благодаря его многообразию, думаю, каждый найдет в нем то, что будет по-душе.

Тяжело ли в этом танце освоиться?

Нет, не тяжело. Система обучения хорошо продумана. Она делится на несколько уровней, определяющих, когда давать те или иные движения и комбинации. Человек, который пришел заниматься, может освоить первый уровень месяца за 2.

Танец – это язык тела. А о чем говорит трайбл?

Если это фьюжн, и мы учим постановку, то перед тем как начать ее учить, я предлагаю студентам закрыть глаза и просто послушать музыку. Потом они рассказывают, какие ассоциации эта музыка у них вызвала. Обычно всегда есть у разных людей некие точки соприкосновения в таком обсуждении. Ну и затем танец стараемся наполнить смыслом, рассказать ту историю, которую «увидели». Танец «о чем-то», на мой взгляд, всегда интереснее и эмоциональнее, чем просто хореография, даже очень красивая и технично исполненная. Если музыка со словами, то я всегда стараюсь найти перевод, чтобы знать, о чем песня. АТС – это не постановка, он говорит, наверное, о радости общения. В этом случае однозначно ответить тяжело. Если любая постановка делается для зрителя, то АТС в большей степени для самого танцора. То, что испытываешь в процессе, о том и говорит твой танец. Посмотрите выступления АТС, там танцующие почти всегда улыбаются.

Почему в других стилях танцующие не получают этого общения?

В других танцах работа идет на зрителя, на публику. Имеется четкая постановка, где определено и продумано каждое движение, которое надо сделать. А в АТС этого нет, потому что идет импровизация. Вы вышли, есть площадка, музыка, ваши друзья-танцоры. Чтобы танцевать слаженно, понимать, что делать в следующий момент, вам нужно общаться с теми, кто стоит на сцене с вами. И вы делаете это, поддерживая зрительный контакт.

Расскажите про костюмы в трайбле.

Для каждого стиля танца характерен определенный костюм. Так как трайбл – танец, который нельзя определить принадлежностью к какому–то конкретному народу, а можно говорить об эклектичности данного стиля, то и костюм будет представлять собой эклектику – заимствование элементов национальных костюмов у разных народов. Если рассматривать костюм для АТС, то это всегда шаровары, одна, а чаще – две, пышных юбки, кофточка — чоли, богато расшитые пояс и лиф, множество украшений, возможен тюрбан, цветы в прическе. Если фьюжн – вариантов становится очень много, т.к. в нем мы часто отходим от фольклорной составляющей и учитываем в костюме нюансы того стиля, фьюжн с которым мы делаем. Общий принцип для всех костюмов – отсутствие некоей гламурности, страз, металлов золотого цвета. Если украшения, то обычно это антикварные вещи, афганские, туркменские, очень массивные и, зачастую, непривычные для зрителя. Вместо страз – стекло ручной работы, зеркальца, ракушки-каури.

[flickr_set id=»72157651055440426″]

Как вы пришли в трайбл?

Знакомство с этим стилем произошло в тот момент, когда я занималась беллидансом. Увидела видео в интернете и была поражена: девушка танцевала что-то похожее на то, чем занималась я, но в ее танце было столько пластики, столько стати… Мне стало интересно, что это, и я начала искать информацию. Так как у нас в городе этого стиля не было, я начала ездить в Москву и другие города на интенсивы, мастер-классы, пробовать свои силы на фестивалях в нашем городе. В России трайбл уже начал тогда набирать обороты, и была возможность поучиться как у российских педагогов, стоявших у истоков трайбла у нас, так и у звезд мировой величины.

Чем Вас поразил этот стиль, когда Вы его увидели впервые?

Пластика, осанка и костюмы. Костюм – важная составляющая в трайбле. Плюс мы живем в городе, где все серое, все постоянно спешат куда-то, а трайбл – это яркие краски, живое общение, красивая национальная музыка…это все очень заманчиво и похоже на сказку. И очень хочется попробовать себя в этом, побывать в сказке.

Костюмы для стиля трайбл-фьюжн могут быть совершенно разными, но относиться будут все равно к стилю трайбл-фьюжн:

[flickr_set id=»72157648788043824″]

Почему вы решили развивать это направление в Саратове?

На самом деле не было мысли, что я буду преподавать. Я хотела просто этим заниматься. А такой возможности в этом городе не было. Если хочешь чем-то заниматься, то нужны единомышленники. Особенно, если это АТС, где одному станцевать не получится. Соответственно, пришлось обучаться и искать тех, кому это тоже интересно.

Расскажите о вашем коллективе.

Когда появился материал, которым я уже могла поделиться с кем-то, руководители студии, где я преподавала беллиданс, предложили вести и трайбл тоже. Начал собираться первый коллектив, который сложился из тех, кто занимался у меня востоком. Постепенно трайбл становился мне все более интересен, и я сделала выбор в пользу этого стиля. Тем более, что занимающиеся стали тоже отдавать ему предпочтение. За время существования коллектива было несколько наборов, есть люди, которые занимаются уже более 4 лет. Мне нравится, как складываются отношения в нашем коллективе. Девочки очень доброжелательны к тем, кто приходит в группу, да и между собой общаются и дружат. Комфортная для занятий атмосфера на самом деле значит очень и очень много. Мы дружим с танцовщицами из других городов и, приезжая к нам, они говорят, что им нравится то, как по-дружески происходит общение.

Вы выступаете на конкурсах и соревнованиях? Есть ли официальная система оценки?

Уникальность ATS заключается и в том, что в нем нет соревновательного духа. Это танец, которому ближе формат фестивалей, подразумевающих общение и обмен опытом, но никак не выяснение, кто круче. Если взять, например, bellydance, то сейчас проходит много всяких конкурсов с отборочными, финалами, в них есть соревновательность, а в трайбле совсем другая идея. Если говорить о выступлениях, наш коллектив с удовольствием участвует во всевозможных мероприятих. Думаю, помимо прочих причин, желание выступать связано с тем, что люди хотят видеть итог своих занятий, то, чему они научились. Я всегда спрашиваю, что хочет человек получить от занятий и, в зависимости от этого, даю тот материал, который нужен. За все время только 2 человека сказали, что занимаются для себя и не стремятся на сцену, остальные ответили, что хотят выступать. Что касается меня, мне интереснее учиться, хотя выход на сцену – тоже своеобразный урок. Мы выступаем на городских мероприятиях, таких, как Ночь музеев, на различных праздниках, этнических мероприятиях, фестивалях пластики и танца и т.д.
Сейчас я хочу сделать трайбл–фестиваль, который пройдет 18-19 апреля и будет включать 2 дня мастер-классов по трайбл фьюжн и концерт. Планирую пригласить двух педагогов из Москвы, у которых уже побывал на занятиях наш коллектив. Теперь хотим попробовать открытый формат для всех желающих. Надеюсь, что все получится.

Но вот дипломы с общепринятых соревнований у нас все же есть, вот некоторые из них:

[flickr_set id=»72157651114090331″]

С какого возраста вы берете к себе людей заниматься?

Деток я не беру, т.к. считаю, что трайбл, все же, больше подходит взрослым. А верхней границы не существует, все зависит от желания.
Так что записывайтесь на открытый урок и пробуйте, возможно, трайбл — это Ваш танец!
Кстати, открытое занятие состоится 09.03.15 в 17.00 в студии Inside .

Анонс занятия вы можете посмотреть здесь. 
Узнать о фестивале трайбла можно здесь.

Текст: Дмитрий Воротнев, специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Про Международную выставку «Формула Рукоделия Осень 2024», издательства Эксмо, Бомбора и их программы

    Сен 2024

    Издательство ЭКСМО и Бомбора примут участие в Международной выставке «Формула Рукоделия Осень 2024», которая пройдет в Москве с 26 по 29 сентября. Рассказываем, что приготовили для читателей! Подробнее «Формула Рукоделия» — масштабное в ...

    читать
  • Про тематический вечер памяти «Сильный народ — сильная Россия!» в ДК «Россия»

    Сен 2024

    17 сентября 2024 года во Дворце культуры «Россия» состоялся тематический вечер, посвящённый памяти земляков-героев «Сильный народ — сильная Россия!». Мероприятие стало данью уважения всем поколениям воинов, мужественно защищавших нашу Родину, а также матерям, ...

    читать
  • Про Всероссийский форум «Библиокараван-2024» в Саратове

    Сен 2024

    С 23 по 27 сентября в Саратовской области пройдет XXII Форум публичных библиотек России «Библиокараван-2024», организатором которого выступает ГУК «Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина» при поддержке министерства культуры Саратовской ...

    читать
  • Порядок слов. Евгений Гришковец

    Сен 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Порядок слов". Автор Евгений Гришковец. О книге «В ней есть короткие высказывания и развёрнутые размышления. На её страницах всё тщательно выверено и сформулировано… Чтобы её было легко и ...

    читать
  • Про литературный фестиваль «Саратов книжный»

    Сен 2024

    С 19 по 21 сентября, распахнет свои объятия для любителей чтения очередной литературный фестиваль «Саратов книжный». Гостями фестиваля «Саратов книжный» станут известные московские писатели и поэты, члены Союза писателей России, Союза детских и ...

    читать
  • Саратовских школьников приглашают выбрать профессию в «Лаборатории будущего»

    Сен 2024

    16 сентября 2024 г. в мультимедийной экспозиции Исторического парка «Россия — Моя история» стартовал новый сезон увлекательного профориентационного квеста, который в игровой форме помогает подросткам сориентироваться в многообразии профессий, познакомиться с рынком труда ...

    читать