Новая жизнь старых складов

Новая жизнь старых складов

Авг 10 • PRO Искусство

Люди очень быстро привыкают к тому, что находится если и не постоянно перед глазами, то все равно где-то рядом – привычное, а потому обычное. Живя в Саратове, каждый день проходя по одним и тем же улицам, мы как-то забываем, что у нашего города богатая и довольно длинная история. История, которая, к счастью, сохраняется в документах, фотографиях, а архитектуре старого купеческого города. И тем отраднее, что эта история, культурное и историческое прошлое Саратова становится объектом внимания и интереса горожан разных поколений и интересов.

Новая жизнь старых складов

Так произошло и с мукомольными складами Рейнеке – объектом культурного наследия регионального значения. Эта довольно обширная постройка, а точнее, комплекс построек, находящийся в самом центре города, долгое время либо выполнял совершенно неподходящие для него функции, либо просто простаивал, приходя в запустение. А дома, здания должны жить, должны взаимодействовать с людьми, должны чувствовать свою нужность, иначе они будут болеть и умирать – совсем как люди. Склады Рейнеке едва не постигла та же участь – построенные более века назад, они к концу ХХ века остались практически лишенными крепкой хозяйской руки и в итоге пожар чуть не уничтожил это действительно интересное и по-своему уникальное место. К счастью, в августе 2017 года состоялась презентация нового культурного пространства – Саратовского филиала РОСИЗО. А через год, 5 августа 2018 года, на мукомольных складах Рейнеке, а ныне ГЦСИ (Городского центра современного искусства) состоялся фестиваль «Архетип будущего».

Новая жизнь старых складов

Еще весной был объявлен конкурс среди молодых архитекторов (в том числе студентов) на лучший проект обустройства нового культурного центра. Итоги конкурса подводились на фестивале. С 16-00 до 23-00 ворота ГЦСИ были открыты для всех желающих. Приходили компаниями, приходили семьями, с малышами на руках, чтобы провести день в интересном, необычном, еще не обустроенном, но на редкость уютном месте. Погода была заодно с организаторами фестиваля – было тепло и солнечно, а те, кто предпочитает прохладу и полумрак, могли укрыться от августовской жары в двух открытых для посещения помещениях складов. В одном из них были выставлены конкурсные проекты и два экрана, на которых непрерывно транслировалась панорама складов Рейнеке с разной высоты, от уровня крыши до высоты птичьего полета. Из динамиков вместо музыки раздавались тяжелые, но ненавязчивые звуки работающих механизмов, напоминая о мукомольной истории этого места. Словом, атмосферу создать удалось. Программа фестиваля, естественно, не ограничилась осмотром внутреннего двора складов, посредине которого возвышается хоть и сильно пострадавший от пожара, но все-таки сохранившийся огромный двухэтажный деревянный амбар.

Новая жизнь старых складов

Надо отметить, что организация фестиваля была ненавязчиво-продуманной. Лекции саратовского исследователя-краеведа Вячеслава Давыдова, рассказывавшего об истории семьи Рейнеке и непосредственно складов, и московского архитектора Олега Шапиро, посвященная новой идентичности российских городов, проходили в удобном открытом шатре, с хорошим техническим обеспечением (то, что не всем желающим хватало сидячих мест, было связано с большим количеством заинтересованных слушателей, а не с малым количеством стульев).

После лекций желающие могли посетить мастер-класс известного каллиграфа Виктора Пушкарева, проходивший во втором складском помещении. И желающих оказалось немало – за пятнадцать минут до начала мастер-класса ни одного свободного места уже не было.

Новая жизнь старых складов

Ближе к вечеру состоялось событие, которого ждали с особенным нетерпением – были объявлены имена победителей конкурса архитектурных проектов. Сразу отметим, что молодые архитекторы, не вошедшие в тройку победителей, но представившие интересные серьезные проекты, смогут войти в группу по реконструкции и обустройству ГЦСИ, когда проект-победитель будет разрабатываться уже на детальном, производственном уровне. В тройку лидеров вошли две команды молодых архитекторов: Полина Руденко и Екатерина Кравчук (третье место и премия 20 000 рублей); Эльмира Ягудина, Эммануэл Бассей и Лилия Титова (второе место и премия 30 000 рублей), а победителем конкурса стала Валентина Гасанова (первое место и премия 50 000 рублей).

Подведение итогов конкурса стало кульминацией, но не финалом фестиваля. Вечер продолжился показом фильма «Город кошек».
Большая часть наружной галереи второго этажа старинного складского комплекса, и крыша во многих местах разрушены, центральный амбар из огромных бревен наполовину сгорел, но здесь уже поселилась жизнь. Склады Рейнеке оживают – история продолжается.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Алена Павлова

Специально для CityGu.ru

« »