Вскоре после начала нынешнего театрального сезона в театре драмы для детей и молодежи «Версия» произошло чудесное превращение — «Царевна-лягушка» ненадолго превратилась в Лягушку -путешественницу, отправившись на гастроли в Волгоград. Но и по возвращении домой, на родную сцену, постгастрольная и постпремьерная жизнь спектакля складывается, судя по всему, весьма успешно — спектакль по пьесе Арсения Дежурова в постановке Юлия Риделя по-прежнему становится открытием и для маленьких зрителей, и для взрослых.

Знакомый сюжет

Собственно, история заколдованной умницы-красавицы и царского сына, женившегося на лягушке, знакома многим детям, а уж их родителям, а тем более бабушкам и дедушкам — наверняка. Арсений Дежуров в своей пьесе от классического сюжета далеко отходить не стал. Есть там и Царь, и целых три царевича с выбранными почти наугад невестами (почти, потому что куда-то они все-таки целились же из луков), и лягушка-красавица, и Кощей… Словом, все сказочные персонажи, к которым мы привыкли, которых ожидаем встретить в сказке, как  старых добрых (пусть даже не все они добрые) знакомых. Только стали они чуть-чуть похулиганистее, чуть-чуть посерьезнее, чуть-чуть поярче, похарактернее. И сказка, оставаясь той самой сказкой о Царевне-лягушке, заиграла новыми красками, стала одновременно и более волшебной, и более забавной, и, пожалуй даже, более глубокой.

Да, как-то не очень понравилась младшему царевичу идея жениться на лягушке. Только в сказке он боялся, что люди засмеют его, а в пьесе — переживал за Лягушку. И ведь заботится о ней, как может: видит, что зеленая женушка грустная сидит, так, может, ей тины принести или мух наловить? А как трогательно он пытается сам взяться за шитье рубахи и выпекание хлеба, когда Царь решает устроить своим невесткам испытание!

Присказка «Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!» превращается в целые сцены, да такие, что Иван, едва не падая от голода, отказывается от желанной добычи. Не потому, что кто-то из зверья ему пригодится, а потому, что нельзя, никак нельзя лишить жизни добродушного Медведя, веселого Селезня или мудрую Щуку. А уж то, что вся эта сказочная живность пришла Ивану на помощь в трудный момент, когда надо было победить Кощея Бессмертного, — их добрая воля, добром за добро, как принято. Даже Кощея в пьесе решили не убивать. Победили, да. Не перевоспитали, конечно, однако заставили вести себя смирно, не хулиганить, не пакостничать.

Вот такая сказка получилась — вроде и знакомая, а вроде и немного другая. Главное — добрая и волшебная.

О спектакле

Собственно, чего мы ждем от детского спектакля? Чтобы было ярко, неглупо, динамично, весело — словом, чтобы детям понравилось. Ну и желательно, чтобы взрослые тоже не особо скучали. «Царевна-лягушка» эти зрительские ожидания оправдывает с лихвой.

Во-первых, это действительно ярко. Костюмы по-настоящему сказочные, будь то фантастические забавные образы волшебной живности и нечистой силы, или наряды «при дворе» (про Василису, когда она появляется на царском пиру в своем истинном облике, вообще разговор особый — один кокошник чего стоит!). Сцену пира на голодный желудок лучше не смотреть — умом-то понимаешь, что все эти осетры, пироги и поросята ненастоящие, но до того изобильно и аппетитно все выглядит… Декораций немного, они мобильны и многофункциональны, но ощущения пустоты на сцене или диссонанса не возникает, настолько их использование продумано и уместно. Прибавьте к этому игру света и активно используемые видеоэффекты, которые позволили и ощущение долгого пути Ивана-царевича создать, и волшебную красоту Василисиных подарков Царю передать.

Во-вторых, это динамично и весело. Сочетание классического сказочного сюжета и легкого хулиганства в образах сказочных персонажей дало неожиданный и весьма приятный эффект. Лягушки, невозмутимо занимающиеся йогой, но то и дело впадающие вместо нирваны в панику из-за собственных же домыслов, да еще попутно успевающие позлословить насчет необычной «подруженьки». Селезень Серега — этакий   «супер стар», яркий, эмоциональный и немного простодушный. Да и сама Царевна в образе лягушки, ожидающая свою судьбу буквально «на чемоданах» — получилось и трогательно, и смешно одновременно.  Нет, перечислять всех героев бессмысленно, потому что у каждого, буквально у каждого, даже самого «второпланового» персонажа — свой характер, своя «изюминка». Так что, если пытаться про каждую такую «изюминку» хоть пару слов сказать, можно ненароком и весь спектакль пересказать. А зачем же портить удовольствие зрителям, которых знакомство с «Царевной-лягушкой» только еще ждет?

Думаю, взрослым, которые приведут детей на спектакль, скучать тоже не придется, потому что все вот эти «изюминки» в спектакле, — они не для того, чтобы рассмешить зрителя любой ценой. Они все уместны, органичны. Потому, наверное, и получилось так — легко, забавно, доброжелательно и умно.

Отдельной строкой

В спектакле «Царевна-лягушка» много хороших, по-настоящему добрых находок — и режиссерских, и актерских — из-за которых его просто приятно смотреть. Это и Кощей, уменьшающийся по мере того, как его шаг за шагом переигрывают Иван с Василисой и все, кто им помогает. Это и неловкое, даже немного нелепое, а от того еще более искреннее прощание Царя с любимым младшеньким сыном, отправляющимся на поиски красавицы-жены. Да многое можно назвать. Но бывают в спектакле сцены, которые как-то особенно цепляют. Для каждого зрителя они свои, иногда совершенно разные. Для меня такой сценой стал эпизод во время пира, когда Василиса исчезает. Словно само время застыло вокруг Ивана и Василисы. И вот она, жена любимая, совсем рядом — а не дотянуться, не помочь, не удержать. Игра света и игра актеров — а в итоге почти физически ощущаешь невидимую, но непреодолимую преграду между царевичем и Василисой.

Послевкусие

Я вообще люблю сказки. Уточнение — хорошие сказки. Так вот, спектакль «Царевна-лягушка» — это, на мой взгляд, хорошая сказка. Добрая. Веселая. Яркая. То есть настоящая Сказка.

Текст: Елена Имбирева

Фото:  Олеся Фуфаева

Вам будет интересно