Разыскиваются новые Шекспиры…

Разыскиваются новые Шекспиры…

Апр 16 • PRO Искусство, В НОМЕР

В Англии существует программа, приобщающая школьников к театру и литературе. Называется она Class Act. В рамках этой программы школьники изучают драматургию и учатся самостоятельно писать пьесы. Эту методику начали применять и в России, ведь для полезного, интересного и нужного дела границ не существует. К сожалению, информации об этом проекте в России очень мало. Тем приятнее, что на основе «Классной драмы» в Саратове был создан реальный проект, победивший на втором конкурсе Фонда президентских грантов 2017 года.

Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия» реализован Саратовским региональным отделением Союза театральных деятелей России. Но у каждого начинания есть конкретные лидеры, которые «пробивают идею», без которых ее воплощение в жизнь не состоялось бы. В Саратове такими лидерами, взявшими на себя роль драматургов-педагогов, стали артист Саратовского театра драмы Игорь Игнатов и завлит Саратовского ТЮЗа Анастасия Колесникова. Именно под их руководством школьники осваивали азы драматургии. Кстати, основное отличие саратовской программы от ранее применявшихся в России в том, что занятия с детьми проводились не в интенсивном режиме, а планомерно, в достаточно ощутимые сроки. Для поиска будущих Шекспиров были выбраны два саратовских лицея – №15 и №107. Оба лицея расположены в «спальных» районах Саратова – деталь вроде бы небольшая, но по факту очень даже значимая. Ну а площадки со всем необходимым (включая актеров) предоставили партнеры проекта: Саратовский муниципальный Новый драматический театр «Версия» и Детское театрально-концертное учреждение, известное саратовцам как Старый ТЮЗ. И вот 10 апреля на суд друзей, «коллег по цеху», родителей, журналистов, представителей театральной и культурной общественности – словом, вполне компетентных и строгих, хоть и доброжелательных гостей, – были представлены результаты «лабораторной работы». Интрига заключалась еще и в том, что сами юные драматурги в этот день увидели свои произведения на сцене впервые.

Шекспиры, проект, театральный проект, пишут дети, дети-драматурги, пьеса, тюз, старый тюз, версия, азы драматургии, саратов, лицей, школьная драма, новая версия

В театре «Версия» были показаны четыре одноактные пьесы учащихся Лицея №15: «Временной парадокс» Дианы Мурзыкиной, «Веселый вечерок» Ульяны Маринской, «Не сотвори себе кумира» Анастасии Пименовой и «Ким Файзельберг и искушение демона» Ксении Макаренко и Алены Сафаровой. Режиссером этих постановок стала актриса Татьяна Чупикова, а оживили персонажей пьес актеры театра Александр Демидов, Илья Слюдачев, Александр Овчинников, Валентина Домникова, Элина Сорокина, Елена Петрова, Екатерина Елькина и Антон Титов. Несмотря на то, что времени на подготовку у актеров было невероятно мало (кроме того, репертуарных спектаклей и репетиций для них на время проведения лаборатории никто, конечно, не отменял), 12–13-летние авторы пьес увидели серьезный, буквальный подход «взрослых» артистов к своим произведениям на настоящей сцене. Как бы в дальнейшем не сложилась творческая судьба юных драматургов, это событие наверняка останется в памяти на всю жизнь.

Шекспиры, проект, театральный проект, пишут дети, дети-драматурги, пьеса, тюз, старый тюз, версия, азы драматургии, саратов, лицей, школьная драма, новая версия

После обсуждения участники и гости лаборатории перебрались на другую площадку проекта, на малую сцену Старого ТЮЗа. Вот тут авторов ждал не просто сюрприз, а, пожалуй, небольшой шок. Им предстояло узнать, что придуманное и написанное, та «картинка», которую рисуешь у себя в голове, может очень даже сильно не совпадать с «картинкой» режиссерской… Зрители увидели еще три пьесы: «Главная роль» Лолиты Резник (Лицей №107), «История любви» Олеси Горбатовой (Лицей №107) и «Вероника в стране эльфов» Яны Романовой (Лицей №15). Режиссер Алексей Чернышев поставил все три мини-спектакля буквально «поперек текста» и результат получился впечатляющий! Объяснить, что случилось с «Главной ролью» и «Историей любви» вряд ли получится – это непрерывный контраст текста, интонаций и образов, дающий цельную картину, заставлявшую маленький переполненный зал взрываться аплодисментами. Чтобы получить приблизительное понятие о том, что происходило на сцене, представьте себе добрую и светлую сказку, каковой и должна являться даже по названию «Вероника в стране эльфов», в жанре хоррор. Хор эльфов с закрывающими лица волосами, на затемненной сцене исполняющий «Ameno Domini». И совершенно очаровательного маленького кудрявого эльфика в белых одеждах, безмятежно проезжающего на трехколесном велосипедике со словами: «Я приду за тобой…»

Тот факт, что большинство актеров на сцене – дети, воспитанники ДТКУ, только усилил общее впечатление от происходящего. Ребята работали наравне со взрослыми актерами – точно, слаженно, сыгранно, с полным пониманием своего места (во всех смыслах) на сцене; не было и намека на «снисхождение к юному возрасту». Так что начинающим драматургам пришлось с первых же творческих шагов делиться лаврами. Но, кажется, они были совсем не против.

Лаборатория проекта «Школьная драма. Новая версия» завершила работу. Будем надеяться, что вскоре можно будет повторить эту фразу уже по-другому: «Закончила работу очередная лаборатория проекта «Школьная драма. Новая версия».

Текст и фото: Елена Имбирева
Специально для CityGu.ru

« »