О спектакле "Толстуха играет Медею"

О спектакле «Толстуха играет Медею»

Окт 16 • PRO Искусство, В НОМЕР

Все, что необычно и происходит нечасто, вызывает повышенный интерес. Это аксиома. Несмотря на то, что Гете-Институт давно и тесно сотрудничает с Саратовским ТЮЗом, каждый спектакль, который проходит в рамках этого сотрудничества, необычен и случается всего лишь один раз. Поэтому неудивительно, что 16 октября в зале Малой сцены ТЮЗа свободных мест практически не было — в этот вечер Гете-Институт представлял моноспектакль «Толстуха играет Медею».

Посмотреть, как немецкая актриса и театральный педагог Юлия Рааб смогла провести параллель между древним мифом о волшебнице, дочери царя Медее и современной историей бездомной толстухи и рассказать зрителям эту «трагическую историю жизни в пластиковых пакетах» без единого слова, захотели многие саратовские театралы.

Толстуха

Она неопрятна, странна и уродлива, эта женщина: растянутые штаны; узкая, не по размеру, куртка; вздергивающаяся на животе майка; жидкие нечесанные волосы над высоким лысеющим лбом; грязные руки с залепленными пластырем пальцами.

Афиша Саратова, Саратов, афиша, театр, ТЮЗ, премьера, спектакль, моноспектакль, ситигуру, CityGu.ru

Весь скарб бродяги умещается в сумку на колесиках. Вот она добредает до… Да какая разница, что это за место — стемнело и оно стало местом ее ночлега сегодня. Из сумки, из многочисленных пакетов она вытаскивает свои нехитрые ценности — цветок в горшке, старый складной стул, каким-то чудом работающий магнитофон с единственной кассетой — чтобы создать жалкое подобие уюта на один раз. Она, как улитка в панцире, всегда носит свой дом с собой. Ее дом не там, куда надо торопиться, где ждут, а там, где застала ночь. Толстуха молчит. Ей не с кем и незачем разговаривать. Но иногда, когда ночь уже накрыла город, а сон еще не пришел, являются непрошеные воспоминания и единственный способ избавиться от таких незваных гостей — выставить их вон из своей памяти на всеобщее обозрение. Ведь так обычно начинался вечер — нашла тихое местечко в пустом сквере, включила музыку и присела отдохнуть, втиснувшись в раскладное кресло. Но вот решила же перебрать свои сокровища… И из старых пакетов вдруг появилось на свет немыслимо красивое, сияющее, струящееся вечернее платье. Вытекло серебристой волной из кучи пластиковых обшарпанных пакетов, а вместе с ним потекли воспоминания… О том, как в этом платье встретилась с Ним. О сексе. О беременности. О свадьбе. О родившихся двух славных близнецах — мальчике и девочке. О доме. И все было, как у всех — семейные праздники, уютный дом, вечные домашние хлопоты. Пока не унюхала запах чужих духов, запах предательства: запах Этой — молодой, длинноногой, стройной.

Афиша Саратова, Саратов, афиша, театр, ТЮЗ, премьера, спектакль, моноспектакль, ситигуру, CityGu.ru

Когда-то волшебница Медея жестоко отомстила за измену любимому Ясону, ради которого предала свою семью, — отравила его новую жену и убила обоих сыновей, которых Ясон хотел забрать себе. Кто же знал, что Толстуха—домохозяйка окажется сродни дочери Колхидского царя! Что ей оставалось делать? Уйти и начать все сначала? Да, уйти. Но сначала уничтожить все, ничего не оставить Ему, кроме боли, — сжечь дом вместе с новой хозяйкой, той самой, стройной и длинноногой; убить самое дорогое, что было в их общей жизни — детей. И уже потом уйти – в никуда…

Афиша Саратова, Саратов, афиша, театр, ТЮЗ, премьера, спектакль, моноспектакль, ситигуру, CityGu.ru

Немного истории

Юлия Рааб давно придумала этот образ — бездомную толстуху с лицом–маской. До поры до времени костюм мирно спал в ящике, но потом Юлия вспомнила о нем и решила понять, как она сама сказала, «на что способен этот образ». Так появился персонаж и его биография. Толстуха выходила на улицы города, волоча за собой неизменную сумку, а Юлия смотрела на реакцию людей, вбирала их замечания, эмоции. И только после этого Медея–бомж появилась на сцене.

Удержать внимание зрителей практически часовой пантомимой — задача не из легких, особенно если учесть, что Юлия Рааб не имеет возможности играть лицом — оно скрыто неподвижной маской. Кроме того, постановка сложна чисто физически — час без перерыва в плотной маске и утолщающем костюме. А ведь спектакль не рассчитан на большие сценпространства, то есть он играется на постоянном «крупном плане», что отнюдь не облегчает задачу артиста. На вопрос: «Юлия, не мешает ли вам маска? Не был бы без нее образ более выразительным?» еще не отошедшая после спектакля Рааб ответила: «Маска помогает мне отделить себя от персонажа, разграничить нас. Моя героиня делает то, чего никогда не сделала бы я. Маска – отправная точка. С нее все началось».

Афиша Саратова, Саратов, афиша, театр, ТЮЗ, премьера, спектакль, моноспектакль, ситигуру, CityGu.ru

О спектакле

Сначала происходящее выглядит странно. Толстуха воспринимается, скорее, как ростовая кукла, а кукла не предполагает серьезного отношения. Она немного нелепа, немного смешна, немного занятна. В какой-то момент зрительское любопытство начинает притупляться… и вдруг понимаешь, что незаметно прошел точку невозврата – кажется, где-то в районе серебристого платья. Восприятие у каждого зрителя свое, но если он досмотрел спектакль до этой точки, дальше его уже не отпустит. И неважно, какие эмоции владели им в начале: любопытство, понимание или даже скука — наступает момент, когда действо захватывает, маска начинает восприниматься, как лицо, а разломанная кукла заставляет затаить дыхание…

Афиша Саратова, Саратов, афиша, театр, ТЮЗ, премьера, спектакль, моноспектакль, ситигуру, CityGu.ru

Спектакль «Толстуха играет Медею», безусловно, не из тех, которые можно смотреть раз за разом, получая эстетическое удовольствие. Это действительно эксперимент, причем весьма жесткий, а эксперименты никогда не дают одинакового результата для всех (иначе какой бы в них был смысл?). Но это точно не форма ради формы, иначе не было бы той самой «точки невозврата», не возникало бы у зрителя понимания и сопереживания. И через день-другой, когда выветриваются первые эмоции и остается только самое основное – послевкусие, начинаешь задумываться, а можно ли было бы вообще рассказать историю бывшей домохозяйки, внутри которой проснулась непрощающая Медея, по-другому — «классически», словами, в лицах, с декорациями, со сложным гримом, не скрывающим мимики? И понимаешь, — наверное, нет. А может быть, ответ на этот вопрос станет новым экспериментом?

Афиша Саратова, Саратов, афиша, театр, ТЮЗ, премьера, спектакль, моноспектакль, ситигуру, CityGu.ru

Текст: Елена Имбирева

Фото: Наталья Поккине

Специально для CityGu.ru

« »