Почти в самом конце сезона театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» представил зрителям премьеру спектакля «Облако в штанах» по одноименной поэме Владимира Маяковского.

О спектакле

В спектакле заняты пять актеров: Александр Гулин, Александр Котелков, Денис Ададимов, Даяна Жукоцкая и Александр Кравцов (он же режиссер спектакля). Так что чисто технически назвать «Облако в штанах» моноспектаклем нельзя. Фактически же это самый настоящий моноспектакль, часовой монолог лирического героя Александра Гулина в присутствии безмолвных теней (Внутренних демонов? Воспоминаний? Галлюцинаций?). Держать зал в течение часа, находясь постоянно «на крупном плане» тяжело и физически, и эмоционально, и, если можно так выразиться, профессионально. Гулин с этой неимоверно сложной задачей справляется — от первого появления тени его героя за занавеской до финального затемнения зал не дышит.

Начинается все относительно спокойно. Видимо, утро. Видимо, герой только что проснулся. Рутинные дела — принять душ, одеться, прибраться в комнате. Но… но уже во всем этом сквозит какая-то неприкаянность. Достаточно долгое вступление без единого слова затягивает зрителя постепенно, почти неощутимо… Кому из нас незнакомо это чувство, когда вроде бы и знаешь, что делать и куда идти, однако застываешь бесцельно, не закончив начатое движение; пытаешься что-то делать через силу, но все это кажется лишь бессмысленным ритуалом, потому что не знаешь, не понимаешь самого главного — куда деть самого себя? И куда деться от самого себя?

Вот так, незаметно для себя зритель начинает не просто наблюдать, не просто сопереживать герою — он сливается с ним, физически ощущает его внутренний раздрай. И вот тогда начинается монолог. Сначала относительно неспешный, даже спокойный… Но это спокойствие сродни затишью перед бурей, безветрию «або офо». Оно не может обмануть ни зрителя, ни самого героя. Узнаваемый «фирменный» рваный ритм стихов Маяковского артист усиливает, рвет еще сильнее — там, где зритель традиционно ждет пауз и рубленной четкости, Гулин внезапно переходит на почти плачущее «legato»; там, где зритель привык к лирической мягкости, начинается захлебывающийся бешеный поток слов… Темп нарастает, мысли и слова скачут, как рассыпавшиеся бусины… В этой напряженной атмосфере появление теней на стенах или резкий звук фортепиано воспринимаются уже не как реальность, а как некое пограничное состояние, как бред. Что это — бессонница, истерика, безумие? Неприкаянность, непонимание… И любовь, конечно, — любовь-страсть, безответная, сжигающая изнутри, вытягивающая все силы, причиняющая почти физическую боль…

Тени, лишь ненадолго появлявшиеся на стенах, обретают плоть, становятся реальными. Молчаливые, равнодушно-безжалостные, они уже не просто плод воображения, они — неумолимая физическая сила, которую невозможно убедить, переспорить, преодолеть… Говорят, выбор есть всегда. Герой спектакля свой выбор сделал. «Глыба» не сдалась, но не выдержала.

«Облако в штанах» - Маяковский на сцене «Балаганчика»

О постановке

Лаконичное визуальное решение постановки — это одновременно и способ подчеркнуть ее эмоциональную составляющую, и вынужденная мера, учитывая весьма специфические возможности сценического пространства «Балаганчика». Но в этой лаконичности, даже скупости декораций на контрасте особенно сильное впечатление производят точечные акценты — внезапно высвечивающиеся силуэты-тени, словно пытающиеся вылезти из стены ладони и лица, резкие, объемные, чуть дребезжащие звуки старого пианино…

Прочный канат на блоках у наиболее подготовленной части зрителей, возможно, вызовет ассоциации со знаменитым монологом Хлопуши Владимира Высоцкого в Любимовском «Пугачеве». На сцене «Балаганчика» веревка представляется не просто декорацией, а словно еще одним полноправным персонажем. Она как судьба — может быть привычной и незаметной, может спеленать по рукам и ногам, может помешать падению или движению к цели, в ней можно запутаться, ее можно попытаться взять в свои руки, но освободиться, избавиться от нее нельзя до самой смерти.

«Облако в штанах» - Маяковский на сцене «Балаганчика»

Вместо послесловия

Безусловно, это Маяковский — и по тексту, и по духу. Только важно помнить, что даже в почти автобиографическом произведении автор и главный герой — не одно и то же. Александр Гулин играет не Маяковского, как реальную личность, а созданного Маяковским лирического героя. Можно долго рассуждать о том, как, в какое время и при каких обстоятельствах Маяковский писал «Облако». Но перед нами не поэма, как таковая, а спектакль — самостоятельное явление, другой вид искусства. И зрители, далеко не все из которых хорошо знают творчество поэта и досконально разбираются в историко-культурных процессах начала прошлого века, видят именно спектакль.

Практически все спектакли очень условно можно разделить на две группы: в одних эмоции приходят через понимание, в других — понимание через эмоции. На мой взгляд, «Облако в штанах» относится ко второй группе — сначала зрителя захлестывает эмоциями, а обдумывать начинаешь позже. И если этот процесс обдумывания возник, если «не отпускает», значит, актерам и режиссеру все удалось.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Ольга Лапшина

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Внимание: учитель Соня в классе! Сон Минсон

    Июн 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Внимание: учитель Соня в классе!" Автор Сон Минсон. О книге Сон Минсон — опытный преподаватель и синхронный переводчик, с которой можно познакомиться на YouTube-канале «Учитель корейского, Соня» с ...

    читать
  • Квас: история и рецепт из черного хлеба

    Июн 2024

    Квас – это древний русский национальный напиток, который имеет богатую историю и пользуется популярностью среди многих людей по всему миру. Этот освежающий и ароматный напиток изначально был приготовлен на основе бродячего сусла из ...

    читать
  • Разнообразные книжные летние новинки

    Июн 2024

    Огонь. Лена Сокол Лев — пожарный, высокий татуированный красавец; его работа — спасать людей, рискуя собой. Ему не стоит привязываться ни к кому. Саша — молодая студентка, которой пришлось взять на себя слишком ...

    читать
  • Новости заключительного концерта Собиновского фестиваля

    Июн 2024

    На Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета при полном аншлаге Гала-концертом закрылся 37-й по счёту Собиновский музыкальный фестиваль. Министр культуры Саратовской области Наталья Щелканова в обращении к зрителям отметила уникальность этого ...

    читать
  • Мороженое в домашних условиях. Варианты основы и классический рецепт

    Июн 2024

    Лето – время, когда особенно хочется охладиться и насладиться вкусным мороженым. Домашнее мороженое – это отличный способ не только утолить жажду прохлады, но и порадовать себя и близких натуральным лакомством без добавок и ...

    читать
  • Победителем юбилейного Конкурса конкурсов вокалистов стал тенор из Москвы

    Июн 2024

    Вчера на Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета завершился 2 тур 25-го Конкурса конкурсов вокалистов и были оглашены его итоги. Лауреатом 1-ой степени стал Солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. ...

    читать