Олег Елкис – один из лучших концертных фотографов в Саратове, занимается съемкой концертных фото и пейзажей, играет на бас-гитаре в составе музыкальной группы «Тропы не врут».

Олег поделился с читателями CityGu.ru своим опытом в фотомастерстве, поразмышлял над перспективами саратовской рок – сцены и поведал об особенностях «трейнспоттинга»

Олег, расскажите о себе и своей деятельности

Если говорить о моей основной деятельности, то я инженер: проектирую оптоволоконные сети. Фотография – это одно из хобби, которому я посвящаю много времени и сил. Фотосъемка никогда не была для меня работой, поэтому я не считаю себя профессионалом в этой области. К вопросу профессионализма вообще можно подходить по-разному, так как его объективных критериев не существует. На мой взгляд, профессионалом может назвать себя тот, кому его деятельность (в данном случае фотография) приносит стабильный доход. Если бы я мог себя ежемесячно прокармливать за счет фотографий, то я сказал бы: да, я профессионал! У меня есть основная работа и поэтому я могу себе позволить заниматься фото бесплатно. Наиболее интересные для меня жанры – это концертная фотография и пейзажи.

Расскажите, с чего начался ваш долгий и увлекательный путь фотографа?

В 90-е годы, как и многие, пробовал связываться с пленкой. Это занятие меня не увлекло. Фотографии были ужасные, и я подумал, что фотография — это не мое. В 2002 году я в первый раз взял в руки цифровой фотоаппарат и мое отношение к фотосъемке резко изменилось. Мне понравилось отсутствие посредников в виде фотопроявителя, реактивов, фотопленки и так далее. Нажал на кнопку, сделал кадр, перенес на компьютер — и сразу видишь результат.

Поэтому в 2004-м приобрел первую «мыльницу», а уже в 2008-м первую «зеркалку». Покупал вначале без всякой мысли о фототворчестве. Никакой разницы в качестве фотографий, по сравнению с мыльницей, у меня не обнаружилось. Однажды знакомая меня укорила: «У тебя такой хороший аппарат, а фотографии получаются хуже, чем на мыльнице». Я обиделся и решил разобраться, что я делаю не так.

Почему решили начать фотографировать музыкальные концерты? 

Музыку я всегда любил: ездил на концерты в другие города, ходил на местные выступления. Все что видел — фотографировал на мыльницу исключительно для домашнего просмотра. Если эти фото сохранились – надо немедленно удалить. Однажды всерьез задумался о том, чтобы начать снимать концерты. Начал с местных музыкальных групп,  затем стали приглашать на более крупные выступления. Потом, незаметно для себя, начал ездить на фестивали российского уровня.

Как бы там ни было, мне не жалко придти на выступление хорошей группы, купить билет, сделать фотографии и выложить их в Интернет. Судьбу своих фото не отслеживаю: я за них не в ответе. После того, как я их отдаю, они начинают жить своей собственной жизнью. Я же нахожусь мыслями в новых фото.

Был забавный случай, когда я собирался ехать на один из московских концертов. Предварительно написал представителям группы и попросил у них аккредитацию в фотопит. Не дождавшись ответа, я отправился на концерт, сделал снимки из толпы, а когда вернулся домой, то увидел ответ на электронной почте с разрешением на аккредитацию.

Олег Елкис: мои фотографии живут собственной жизнью

У вас был наставник, или вы самостоятельно постигали основы и тонкости фотоискусства? Как быстро вы их освоили?  

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». По большей части я самоучка. Проблема развития – это наличие или отсутствие наставников — я всегда мечтал об опытном учителе, которого у меня, к сожалению, не было. Для меня процесс обучения был очень долгим. Я читал статьи, изучал специальную литературу, обращался к более опытным коллегам и задавал им интересующие вопросы.

Самая лучшая учеба – это просматривать чужие фото и пытаться их анализировать. Всё начинается с того, что ты видишь красивую фотографию и пытаешься снять что-то похожее. В большинстве случаев у тебя ничего не получается. И вот тогда ты садишься и начинаешь думать, искать причины неудачи.

Для себя я выбрал концертное фото. В регионах этот жанр развивается медленно, чего не скажешь о крупных городах, где концертное фото сильно шагнуло в своем развитии. Причина ясна: в столицах повышенная концентрация как концертных площадок, так и самых концертов, и фотографов. Все, кто хоть что — то из себя представляет, стремятся уехать именно туда, желая получить профессиональные знания и карьерный рост.

Мне, в принципе, для собственного развития хватает и Саратова. В Москве таких как я много, поэтому мне интереснее находиться здесь. Мне еще расти и расти.

В вашем интернет-блоге размещено много фотографий из Питера. Вам нравится путешествовать?

Я люблю Питер — этот город действует на меня позитивно. Однако, из-за угнетающего климата, я стараюсь находиться там не больше недели.

Мне нравится путешествовать по городам России, бывать заграницей. Я всегда стараюсь брать с собой фотоаппарат, но если постоянно ходить и делать снимки, то времени наслаждаться городом и его архитектурой остается совсем немного.

Кроме концертной фотографии и пейзажей, в вашем творчестве много снимков поездов. Расскажите про ваше необычное хобби – «трейнспоттинг».

У всех с детства есть свои увлечения: мне вот всегда нравилось смотреть на паровозики. С возрастом узнал, что существует целое направление – «трейнспоттинг». Оно включает в себя наблюдение за поездами, их отслеживание, классификацию. Фотографирование здесь является побочным действием, главное — это следить  за поездами и получать удовольствие от процесса. Долгое время я просто наблюдал за ними, а недавно начал брать с собой камеру.

Олег Елкис: мои фотографии живут собственной жизнью

Работы каких фотографов вызывают у вас восхищение?

Человек, впечатляющий меня даже не столько достижениями в области фотографии, сколько образом жизни — это Вадим Гиппенрейтер. В молодости он занимался горнолыжным спортом: стал первым человеком, который спустился с Эльбруса на горных лыжах. После выхода на пенсию начал заниматься фотографией. На сегодняшний день Вадим Гиппенрейтер – это фотопейзажист с мировым именем. У него великолепные фотографии, и при условии, что в этом году ему исполнилось 99 лет!

Я считаю, что на этого человека стоит равняться. Не многим удается выйти на пенсию и стать мэтром в каком-либо деле.

Известно, что вы сами играете в музыкальной группе. Расскажите о себе, как о музыканте, человеке, который стоит на сцене по ту сторону объектива фотокамеры.

Я играю на бас-гитаре. В свое время окончил музыкальную школу: играл в оркестре народных инструментов на контрабас балалайке. Это была огромный инструмент, размером с человека. Все в оркестре сидели, а я стоял, потому что иначе было невозможно дотянуться до струн.

Затем играть бросил, а недавно руки вновь потянулись к инструменту. Обычно как говорят: не умеешь играть на гитаре – бери бас-гитару, вроде как проще. На деле это совершенно не так, однако к «басухе» прикипел.

Иногда становится обидно, что я не могу сам себя фотографировать во время игры. В концертной фотографии главное поймать искренние эмоции, а для этого нужно бегать и прыгать вокруг музыкантов.

Группа, в составе которой я нахожусь, называется «Тропы не врут». Ее лидер определяет жанр исполняемой нами музыка как «хардбард». Это русские тексты с глубоким смыслом под роковые аранжировки.

Я рассматриваю игру в группе как занятие для души. Если бы я хотел стать великим музыкантом, то занимался бы только музыкой. Я же посвящаю ей не так много времени, поэтому результат соответствующий. Я не классный музыкант, но это мне не мешает получать удовольствие от игры.

А какому направлению, жанру музыки вы отдаете предпочтение?

Я слушаю разную музыку. У меня нет любимой группы или любимого стиля. В определенный момент приходишь к пониманию, что всё разделения на направления условны. Музыкальные жанры настолько сильно дробятся, что каждый может быть ограничен лишь одной группой.

Сейчас, например, трудно отличить поп от рока. Можно попытаться выделить джаз, однако если разбирать современный поп, то окажется, что весь он вытекает из джаза.

Олег Елкис: мои фотографии живут собственной жизнью

Интересно узнать, как высоко вы оцениваете возможности саратовской рок- сцены?

Нормальная у нас рок — сцена. Это, конечно, смотря с чем сравнивать: многие любят соотносить ее со сценой в Москве или Питере. Здесь, разумеется, сравнение не в нашу пользу.

Исторически сложилось, что в столицы России съезжаются лучшие из лучших. В этих городах и условия получше, и денег у людей побольше. Если на концерт в Москву приходит, к примеру, тысяча человек, то для Саратова публика из ста человек это уже много. Там больше шансов сделать окупаемый прибыльный концерт, а сцена развивается объективно лучше.

Если же сравнивать с нашими соседями – Пензой, Волгоградом, Самарой, то  у нас рок – музыка на хорошем уровне. За счет наличия консерватории – высшего музыкального учебного заведения, в нашем городе много хороших музыкантов.

У меня нет ответа на вопрос, почему в Саратове нет проектов, слава которых прогремела бы на всю Россию. При этом известно много случаев, когда люди уезжали из города в Москву и там добивались успеха, но уже в составе других групп. Может быть, им не хватает усидчивости, везения. Обвинять наших музыкантов в безынициативности и лени нельзя, они ничем не лучше и не хуже других.

Какие советы и рекомендации вы бы могли дать начинающим фотографам?

Единственный способ научится фотографировать — это фотографировать. Французский фотограф Анри Картье-Брессон сказал: «Ваши первые 10 000 фотографий – самые худшие». Однако только после них  вы начнете что-то понимать. Правда, Картье-Брессон снимал на пластины, поэтому процесс получения фотографий был очень долгим. Если применять эту цифру к современным условиям, то её можно смело увеличить до миллиона. Главное делать фотографии осмысленно: даже селфи на смартфон могут иметь особый сюжет. Если заниматься исключительно механической  работой  – понимание не придет.

У фотографов нет никаких секретов: важно с головой и душой заниматься любимым делом. Другого пути нет.

Олег Елкис: мои фотографии живут собственной жизнью

Олег, напоследок: что вы можете пожелать читателям CityGu.ru?

Существует мнение, что современный человек не читает длинных текстов, будь то интервью или аналитический материал. Сегодня людям нужна выжимка в духе постов в социальных сетях. Поэтому я желаю всем читателям обращать свое внимание именно на длинные тексты, анализировать их, чаще включать голову и обращаться к критическому мышлению.

[flickr_set id=»72157669727736202″]

Текст: Полина Нечкина

Фото: из архива Олега Елкиса

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства “Азбука-Аттикус»

    Апр 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё о серии мероприятии в рамках ярмарки. 4 апреля 17:15 Круглый стол “К юбилею Кира Булычёва” ...

    читать
  • Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина 29 марта исполнилось 105 лет!

    Апр 2024

    Сотрудники библиотеки отмечают, что многим поколениям саратовских читателей Пушкинка стала добрым другом на всю жизнь. Здесь начинается крепкая и теплая дружба с книгами, сюда приходят классом или группой на интересную беседу, встречу с ...

    читать
  • Отзыв на книгу «Трилогия о Зельбе», автор книги Бернхард Шлинк

    Мар 2024

    Не зря книга Бернхарда Шлинке "Трилогия о Зельбе" входит в серию "Большой роман". И это связано не только с объемом издания, но и с тремя частями одной истории про работавшего прокурором во время ...

    читать
  • О пользе музицирования и наборе в музыкальную школу духовых и ударных инструментов им. А.Д. Селянина

    Мар 2024

    Музыкальная школа - это место, где ваш ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, научиться работать в команде и испытать радость от совместного музицирования. Музыка объединяет людей и помогает развивать чувство сопричастности к искусству. ...

    читать
  • Как приготовить мясо дичи

    Мар 2024

    Не каждый раз доводится есть мясо медведя, но если выпал случай, то возникает вопрос, как приготовить. Как приготовить мясо медведя Медвежатина имеет необыкновенный аппетитный вкус. Для жарки выбирают окорок туши, для тушения - ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства NoAge

    Мар 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё об одном мероприятии в рамках ярмарки. 5 апреля 2024 года в 19:15 в Лектории состоится разговор ...

    читать