Олег Рой о литературе и не только…

Олег Рой о литературе и не только…

Мар 27 • В НОМЕР, Люди

Олег Рой известен не только как один из наиболее востребованных и издаваемых писателей (причем не только в России), обладатель престижных литературных премий и «Золотого рыцарского креста доблести и чести» за вклад в литературу и благотворительность. Он сценарист, общественный деятель, генеральный продюсер и совладелец студий ToyRoy и Open Alliance Media, автор и вдохновитель множества проектов, огромная часть которых – для детей и подростков… Словом, человек энергичный, думающий, пробующий, а значит, живущий.

Олег Рой согласился дать интервью порталу CityGu.ru и на днях телефонный разговор состоялся. Именно разговор, потому что при живом общении «не под запись» придерживаться строгой схемы «вопрос – ответ» было очень сложно.

Олега Роя нельзя назвать автором одного жанра. Он пишет для детей и взрослых, на разные темы и в разных жанрах. С этого мы и начали разговор.

Бывает, что авторы резко меняют привычный жанр, но большинство все-таки предпочитает работать в одном, наиболее для себя «уютном». У Вас – и для детей, и для взрослых, и детективы, и фэнтези, и мистика, и психологические романы. Чем вызвано такое разнообразие – желанием попробовать все, Вам равно комфортно во всех литературных направлениях, Вы ориентируетесь на востребованность какой-то темы в конкретный момент или что-то еще?

Я бы не стал писать в жанре, в котором мне некомфортно. И Вы абсолютно правы, мне дико интересно попробовать все, попробовать донести свои мысли разными способами. Вот была такая «сентиментальная проза от Олега Роя» – теперь мне это стало скучно, я не вернусь к тому жанру, который мне больше неинтересен. Почему не попробовать детективы? Почему не попробовать добавить мистики, если это интересно и мне, и читателю? Я слежу за отзывами, за тем, что востребовано, и если я чувствую, что читателям интереснее тот или иной жанр, тема, и именно это будет читабельно, конечно я буду работать в этом направлении, я ориентируюсь на читателя. Если во всем мире подростков «взрывает» фэнтези, я тоже хочу их заинтересовать, тоже хочу «взорвать» теми же «Изгоями», не хочу оставаться в стороне. Это такое, в хорошем смысле, заигрывание с подростками, с детьми, с читателями. Для детишек много пишу и не только – для них создаем мультики, большие специальные проекты. Детишки – это вообще особая тема, для них очень много можно и нужно еще сделать!

Вы начали писательскую деятельность в Швейцарии и у Вас есть возможность сравнивать. Как Вы считаете, где легче «стартовать с нуля» в творчестве, в том числе и литературном, – у нас или за рубежом?

Во-первых, нет, писать я начал не в Швейцарии. Мой первый роман «Зеркало» вышел у нас, тогда еще под моей настоящей фамилией Резепкин. Другое название романа «Амальгама счастья». Кстати, в октябре этого года ему исполнится 28 лет. А из Швейцарии я вернулся в Россию, уже имея в багаже одиннадцать романов за десять лет. Что же касается второй части вопроса… Знаете, дело не в стране. Дело во многом в том, что называется случай, удача, везение. Простите, но это так, это сбрасывать со счетов нельзя. Должно все как-то совпасть – время, место, звезды, не знаю, что еще, чтобы тебя заметили, чтобы издатели заинтересовались, чтобы продюсеры «в объятия бросались», в общем, чтобы «зашло». Как это происходит, почему – это не угадаешь. Я буквально вчера вернулся из Европы, был на четырех крупнейших книжных ярмарках. Конечно, я стараюсь следить за тем, что происходит в современной литературе. И знаете, иногда такое стоит под знаком «бестселлер»… Начинаешь смотреть и удивляешься… Совершенно ни о чем, вода водой, ни языка, ни стиля, ни сюжета… Причем, даже издатели это понимают. Спрашиваешь: «Есть у этого романа будущее?», честно отвечают: «Конечно нет. Это однодневка, «сарафанное радио» его уничтожит к концу сезона. Но пока – покупают, популярно». Потому что «зашло». Я знаю людей, написавших за всю жизнь один роман – и они популярны, они с этого живут, это переиздается, экранизируется. И есть авторы, у которых десятки произведений и они не могут издаться, они продолжают писать «в стол». И это не потому, что они плохо пишут, что они не талантливы. Нет. Просто сейчас, в это время, в этом месте их творчество не нужно, они не востребованы – «не зашло». Да и с «официальным» признанием дела как обстоят? Вот зачастую всякие премии и награды получают вещи, которые вообще никто не знает и не читает. Собираются такие серьезные люди и решают, что это вот достойно, потому что новый взгляд, новая форма, читатели этого просто пока не понимают, это литература не для всех… Ну да, литература разная должна быть, но зачем награждать за то, что знают пять человек, а не понимает вообще никто? Да вы спуститесь хоть раз в жизни в метро и посмотрите, что там люди читают в вагонах! И вот этих награждайте, вот этих продвигайте – которых читают! Нас, живых, продвигайте. Нашу русскую литературу продвигайте! И не только классику. У нас был прекрасный писатель-фантаст Александр Беляев, разве он не написал чего-то, что сейчас эксплуатируют и в литературе, и в кино у нас и за границей? «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ» – чем это не актуально? Почему «Маленький принц» – это хорошо, а про «Алые паруса» забыли?! Да их на цитаты можно не хуже растащить! Ну так продвигайте это, пусть им уже премии не нужны, но про литературу нашу не забывайте, детям покажите, как это круто – Грин и Беляев. И пусть уже дети сами выбирают, но пусть они знают, из чего выбирать.

Олег Рой, писатель, саратов, современный писатель, российская проза, для детей и взрослых, детектив, жанр, фэнтези, роман, цепляет за душу, для отдыха

Несколько лет назад у Вас был интересный проект: Вы предлагали начало романа, а все желающие могли продолжить его. Как возникла идея и чем этот проект закончился? В интернете никакой информации на эту тему найти не удалось.

Да, было такое. А закончилось тем, что я удалил полностью и площадку конкурса, и свой ЖЖ, и вообще закрыл проект. На ресурс обрушилось такое количество ботов, такое количество негативных комментариев, что я не успевал их удалять, люди с вопросами и комментариями по существу просто не могли пробиться. А у меня был долгосрочный проект – я хотел сделать площадку, на которой желающие могли бы выбрать персонаж, попробовать себя в написании прозы. Наполнение сайта было уже практически готово, но… Тратить десять процентов времени собственно на литературу, а девяносто – на то, чтобы оправдываться… Я посчитал это для себя непродуктивным. Этот формат, кстати, теперь практикуется во всем мире, но только не бесплатно, как было задумано у меня, а желающие поучаствовать еще и деньги неплохие должны заплатить. А сколько мне тогда понаписали! «Рой исписался, Рой хочет на чужих идеях заработать»… В итоге мне это просто надоело. У меня на «кладбище» («кладбищем» Олег называет наброски, идеи, отложенные и недописанные романы – прим. ред.) очень много набросков, недописанных вещей, так что, даже если мне не пишется, у меня огромный задел для работы. Вообще негатив этот очень мешает, очень выбивает из колеи. Я поэтому отказался от встреч с читателями. Приходит девяносто восемь процентов тех, кто тебя действительно любит, кому ты интересен, с ними хочется разговаривать. Но обязательно найдется один какой-нибудь «я Вас не читал, но Вы мне не нравитесь». Вот все хорошо идет, вопросы умные, люди доброжелательные, думающие, а потом встанет один: «Я писатель, я шесть лет пишу роман, я написал двенадцать страниц. Я Вас ненавижу, Вы мне мешаете, Вы заполонили все полки, я из-за Вас пробиться не могу». Ну и зачем мне это надо? При чем тут я, если ты за шесть лет написал двенадцать страниц, чем я тебе мешаю?! Зачем мне тратить силы, нервы и время на этот негатив? Я лучше сосредоточусь на проектах, которые приносят удовольствие и мне, и другим людям, подросткам, детишкам. Хоть те же «Джинглики»!

Вам удается «держать интригу» практически до финала романа. Неожиданные, непредсказуемые повороты сюжета Вы продумываете сознательно, в самом начале работы или что-то появляется уже в процессе? Вы всегда знаете, как поведут себя ваши герои?

Нет-нет, мои герои полностью мне подчиняются! Я здесь узурпатор, тиран, бог – что и как будет, решаю только я. А если персонажи своевольничают – на «кладбище», до лучших времен! У меня несколько лет назад был двадцать один роман на «кладбище». Сейчас – восемь. Я всегда могу вернуться к давним мыслям, когда приходит время.

Олег Рой, писатель, саратов, современный писатель, российская проза, для детей и взрослых, детектив, жанр, фэнтези, роман, цепляет за душу, для отдыха

Но ведь каждый роман создается с определенным настроением, в определенном состоянии. Если Вы возвращаетесь к нему через год, пять, десять, Вы уже другой человек. Вам приходится как-то возвращаться в то состояние, в котором Вы начинали отложенный роман?

Да, конечно, Вы правильно заметили. Но писатель сродни актеру. Актер живет жизнью своего героя, руководствуясь тем, что есть у него, сценарием, пьесой. Писатель тоже перевоплощается, тоже живет жизнью своих персонажей. И возвращаясь к прошлым задумкам, приходится возвращаться и к своему тогдашнему ощущению времени, жизни. Другой вопрос, что это надо переосмыслить и состыковать с сегодняшним днем, со своим нынешним мироощущением. Вот как я это делаю, это уже профессиональный вопрос. Я писатель, это моя профессия и я хороший профессионал.

Вот здесь как раз будет уместен вопрос о Вашем романе «Тайный шифр художника», который только увидел свет. Действие в нем происходит в 90-годах ХХ века. Сейчас уже не все вспомнят кассетные плейеры и вряд ли поймут, как можно «делать деньги» просто переписывая кассеты, а ведь именно в подобных вещах лучше всего создается атмосфера. Почему Вы выбрали именно это время и насколько сложно было воспроизвести реальную атмосферу «лихих 90-х»?

Этот роман я начал 12 лет назад, навеяло мне его еще в Швейцарии и я долго хотел его дописать. Вот сейчас, видимо, время пришло. Захотелось поностальгировать, сделать такой поклон в сторону 90-х. Первоначально он назывался «Купола». Считаю ли я его знаковым, таким, который займет значительное место в моем творчестве? Нет. Это проходная вещь. Вот есть классика, а есть попса. «Тайный шифр…» – попса, роман, чтобы хорошо провести время в поезде или в вагоне метро. Хотите начать читать Роя, начинайте не с него, а с «Фантомной боли», со «Старьевщицы», которой я отдал пять лет жизни. Если Вы начнете ее читать, Вы поймете, почему я так долго работал над этим романом, там на каждой странице вопросы и ответы, то, что волнует, заставляет думать… Но литература, как и любое искусство, должна быть разной. Нужны ли нам в музыке Киркоров или Билан? Конечно, да. Если я их слушаю, значит ли это, что я не буду слушать Баха? Нет! Потому что, – это совершенно разное, и быть должно и то, и другое. Поэтому и у меня есть «Старьевщица», которая заставляет думать, которая цепляет за душу, а есть проходные романы, чтобы расслабиться и хорошо провести несколько дней или несколько часов.

Как и в любом живом диалоге тема цеплялась за тему, ответы перетекали в вопросы. К сожалению, все, о чем шла речь в более чем часовом разговоре, в одну статью не умещается. К творчеству Олега Роя можно относиться по-разному. Это нормально, когда то, от чего одни люди в восторге, другим абсолютно не нравится (при условии, что мнение и тех, и других основано на личном опыте). Но то, что человек это, безусловно, талантливый (в широком смысле этого слова), умный и неравнодушный, бесспорно. А разговоры с такими людьми – всегда удовольствие.

Олег Рой, писатель, саратов, современный писатель, российская проза, для детей и взрослых, детектив, жанр, фэнтези, роман, цепляет за душу, для отдыха

Текст: Елена Имбирева
Фото: из архива Олега Роя
Специально для CityGu.ru

« »