афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

«Оруженосец Кашка» на сцене Саратовского ТЮЗа

Апр 30 • PRO Искусство

Театральный сезон, необычайно короткий в этом году, толком не успев начаться уже потихоньку подходит к концу. И поэтому премьеры спектаклей вызывают особый интерес. Особенно если это премьеры такого культового театра, как Саратовский ТЮЗ. Не стал исключением и спектакль «Оруженосец Кашка» по одноименной повести Владислава Крапивина. Владислав Петрович ушел из жизни в сентябре 2020 года и постановка «Оруженосца Кашки» (инсценировка Алексея Логачева и Анастасии Колесниковой) стала данью памяти и уважения писателю, на чьих произведениях буквально выросло не одно поколение. Первый показ спектакля для зрителей состоялся 28 апреля 2021 года.

О постановке

Если вы каким-то образом не читали (или основательно подзабыли) повесть Крапивина, вы с интересом, — а старшее поколение, возможно, и с легкой ностальгией, — будете следить не только за развитием сюжета, но и, главным образом, за развитием характеров, взаимоотношений. Если образ Кашки и его окружения хорошо запечатлелся в вашей памяти по книге, вы будете приятно удивлены соответствием ее и спектакля. Конечно, театральная постановка не может полностью вместить в себя все литературное произведение, но дух, логика и язык повести в спектакле сохранены. В немалой степени этому способствует появление на сцене ведущих-пионервожатых, которые озвучивают фрагменты авторского текста. Это не выглядит, как зачитывание литературных фрагментов, это вполне уместные и органичные пояснения, своего рода озвучивание мыслей, фантазий и воспоминаний героев и бережная мягкая связка, соединяющая воедино несколько сюжетов.

Действие повести происходит в пионерском лагере «Синие камни», но по ходу спектакля зрители успевают побывать и в вымышленной «Кашкиной стране», где живут забавные человечки и куда можно убежать, когда становится неуютно, страшно и непонятно в реальном мире, и в «Белом ключе», где все как раз очень реально – и непонятная девочка Надежда, и местные мальчишки, которым нормально выйти «семеро на одного» и, в принципе, все равно, кого и за что бить.

Это интересно:  «Царицынская опера» впервые в Саратове

Впечатления

Спектакль очень атмосферный (чему в немалой степени помогают песни в живом исполнении), реалистичный, но без лишнего пафоса. И еще он очень добрый. Даже хулиганы какие-то не особо хулиганистые – нормальные поселковые пацаны. Нет навязчивой ностальгии по «прекрасному пионерскому детству» (подчеркиваю – именно «навязчивой», потому что старшее поколение наверняка вспомнит и пионерские лагеря, и костры, и речки, и даже самодельные луки-стрелы). А дело в том, что какое бы ни было время, темы, которые поднимаются в «Кашке», — они вневременные. Дружба, первая любовь, отношения со сверстниками и со взрослыми… Ведь дети учатся жить в этом мире, а спросить зачастую не у кого – взрослые слишком часто забывают, что тоже были детьми и задавали те же вопросы, переживали из-за тех же проблем. Вот и приходится каждому поколению заново постигать одну и ту же науку. Да так и надо, наверное, потому что только свой опыт — самый верный. И, по большому счету, если бы появился кто-то, кто все разложит по полочкам и скажет Кашке, что надо бы быть побойчее, а Володе – что все люди разные и друзья тоже бывают разные, но обязательно верные, вряд ли бы его кто-то послушал. Такие ответы нужно находить самому. Как говорит вожатый Сергей: «А сказать ничего не скажешь. Насильно дружбу не привьешь». А Володя поймет, непременно поймет сам. Еще до той сцены, где он пытается защитить Кашку от огромной собаки и оборачиваясь видит его стоящим рядом с палкой в руках. А потом обнимает разрыдавшегося мальчишку: «Я их, проклятых, боюсь… Я когда маленький был, меня собака укусила… А ты с такой палочкой остался. С тоненькой…». Трогательно и проникновенно до слез, в буквальном смысле.

Это интересно:  Вечер зажигательной музыки с Bright Light

Собственно, многие реалии тех лет, тщательно переданные в спектакле, вполне узнаваемы и в нашем времени. Взять хотя бы сцену педсовета, с которой начинается спектакль. Ну? Не видели вы сегодня прижимистых завхозов, подзабывших, для кого и для чего, собственно, все это «добро» предназначено, или преподавателей/воспитателей/вожатых, которым главное – вернуть ребенка родителям живым и здоровым? Кто спорит, это действительно главное, но именно поэтому все нельзя – купаться, загорать, ходить в лес, стрелять из лука, — а то вдруг что случится, а им отвечать потом. Да и такие, которые тоже хотят вернуть детей живыми и здоровыми, а потому находят способы повернуть их неуемную энергию «в мирное русло», хоть это хлопотно и гораздо сложнее, чем просто «запрещать и не пускать», — они ведь тоже есть сейчас, как были и раньше. Какие узнаваемые персонажи и ситуации!

Вместо послесловия

«Оруженосец Кашка» — спектакль не просто для детей и про детей. И смотреть его лучше всей семьей, и детям, и взрослым вместе. Можно даже с бабушками и дедушками. Дети, может быть, найдут ответы на вопросы о жизни, которые стесняются задавать. А взрослые вспомнят, что были детьми, — не поностальгируют, а именно вспомнят. И им будет о чем поговорить – детям и взрослым.

Текст: Елена Имбирева

Фото: сотрудники ТЮЗ

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »