от тотема до мема

«От тотема до мема»: трансформация традиционных образов в современной культуре

Апр 8 • В НОМЕР, Ночной город

Каждому для душевного здоровья нужна сила, превышающая человеческие возможности, причем неважно какая.

Это может быть бог, но не обязательно в рамках версий какой-либо из современных религий. Может, это будет море; может, небо; какое-нибудь дерево; история; искусство. Что угодно, лишь бы в этом «чём-то» можно было затеряться и уйти в это с головой.

Это может быть книга, фильм, какое-то место, явление природы или даже миф, что-то древнее и традиционное. И в новом зале Дома работников искусств прошла московская выставка «От тотема до мема», которая дала замечательную возможность окунуться в мир замечательных образов, возможность не просто заставить еле слышно мямлить сознание в вашей черепной коробке, а заставить его работать на полную катушку и расширить его область.

Главная идея выставки показать, что традиционные образы в современной культуре подвергаются трансформации, то есть сводятся до какого-нибудь узнаваемого и укрепившегося знака.

Хочу выделить серию вышивок-аппликаций «Медведь и память» Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, потому что она хорошо иллюстрирует идею сплетения тотема и чего-то современного. Медведь является древним народным символом, часто фигурирует в сказках, но здесь он изображён в каких-то ситуациях, которые характерны для наших дней. Он катается на самокате или выдёргивает «телеящик», словно репу из той народной сказки.

Также можно выделить серию фотографий «Скрытые лица» Франчески Ломбарди и Джакомо Фавиллы, где лица персонажей полностью закрыты ажурными салфетками. Интересно это тем, что многие люди могут быть ранимы и уязвимы, а будучи в масках они становятся свободными и расслабленными, на их лицах нельзя увидеть страха или грустной мины. Поднимается тема анонимности. Образ человека меняется, если ты видишь его лицо. Именно поэтому сейчас многие творческие люди не раскрывают своего имени, возраста, места проживания и, самое главное, внешности. Человек, который ценит какое-то творчество, не должен видеть того, кто делает это творчество. Так даже Флобер говорил: «Не прикасайтесь к идолам — их позолота остается у вас на пальцах». Интересно было увидеть копии масок, которые обращаются к проведению древних языческих обрядов. Была даже копия маски, которую нашли в ходе раскопок в Новгороде. Изготовлены все маски из кожи, сделаны прорези для глаз и отверстия, через которые пропускаются ремни, завязываемые на затылке. Большая часть масок изображает козу и медведя, именно эти образы преобладали в славянской культуре.

Это интересно:  Олег Елкис и "Северный Флот". Фотоистория концерта в Саратове

Стоит ещё рассказать про музыкальную составляющую. Записи Александра Ростоцкого, в которых смешивались элементы разных музыкальных культур в совокупности давали этакий эмбиент и прекрасно вписывались в антураж выставки.

Журналисты CityGu.ru пообщались с организаторами выставки «От тотема до мема»:

«Если бы у людей была возможность общаться только образами… Это было бы определённо хорошо, потому что, несмотря на то, что мы рассказываем о каких-то произведениях, нужно пропускать это через себя, обращаться внутреннему миру и чувствовать это»

В заключении скажу, что каждое из произведений личностно: характерно для каждого отдельного человеческого «я», но в то же время каждый не отступит в своих размышлениях от основной концепции выставки.

Текст: Алексей Романов

Фото: Алексей Зуев, специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »