«Отцы и дети» — вне времени

Фев 23 • PRO Искусство, В НОМЕР

Помните уроки литературы в школе? А конкретно роман Ивана Тургенева «Отцы и дети»? И как вам Базаров, нравился? В ХХ веке школьная программа по литературе упорно преподносила его, как героя сугубо положительного, но даже тогда, невзирая на риск получения «неуда», как-то не хотелось иметь такого человека в друзьях. Памятуя об этом, вдвойне интересно было узнать, как же преподнесет зрителю это, безусловно, сложное и неоднозначное произведение Саратовский ТЮЗ. Немало интриги привнесла и премьерная афиша, на которой название классического романа соседствует с узнаваемым изображением монстра из вполне современного фантастического фильма «Чужой». Спектакль был готов предстать перед зрителями еще в сентябре 2020 года, но из-за эпидемиологической ситуации и связанных с ней ограничений премьера откладывалась. И вот, наконец-то, 19 февраля первые зрители смогли увидеть этот спектакль, поставленный режиссером из Санкт-Петербурга Владимиром Золотарем по инсценировке Адольфа Шапиро. А накануне премьеры в театре состоялся показ для представителей СМИ.

О спектакле

Понятие «современный взгляд» применительно к классическому произведению частенько вызывает некоторую настороженность у публики, потому что результаты «осовременивания» иногда таковы, что непонятно, что в итоге предлагают публике. Саратовский ТЮЗ таким отношением к первоисточникам, к счастью, не грешит. Спектакль «Отцы и дети» не осовремененный, он, скорее, вневременной, как и сама проблема отцов и детей, старого и нового, баланса в единстве противоположностей. Это подчеркивается и оформлением сцены, где самовар прекрасно уживается с современной стиральной машинкой, холодильником и телевизором, разместившимися среди пышных цветочных клумб, и костюмами, лишенными исторической точности и в то же время несущими в себе детали разных эпох. Все это выглядит не только органично, но и просто красиво, а текст, полностью сохраняющий специфику Тургеневского языка, прекрасно «ложится» на эту картину. Такое «смешение времен» — осознанная позиция режиссера Владимира Золотаря, подчеркнувшего, что театр – это «про сейчас».

Спектакль богат нюансами, элегантными интересными штрихами, тонко расставляющими нужные акценты, сохраняя бережное отношение к первоисточнику. Описывать их – значит, лишить зрителей, которые еще не видели спектакль, удовольствия первооткрывателей. Одно можно сказать с уверенностью – спектакль красив, умен, интересен и прекрасно «держит баланс» между старым и новым.

Это интересно:  Ликбез по эвакуаторам

О Базарове

Евгений Васильевич (Руслан Дивлятшин) бесцеремонен до грубости, безапелляционен, резок. И настолько все это подчеркнуто-демонстративно, — и «Аркадий, спичку!», и совершенно свинская манера есть, и много еще чего, — что поневоле очень быстро закрадывается мысль: не слишком ли? Не переигрывает ли он в своем желании быть «не таким», «независимым», «все ломающим»? Не позерство ли? Да, в первых сценах Базаров – весьма неприятный тип, как, собственно, и запомнилось со школьных лет. Но как мгновенно меняется его манера и даже голос, когда он подходит к ребенку Фенечки (Анна Соседова).  Кажется, вот он, настоящий Базаров, выглянул-таки из-под маски. Дальше – больше. Сцена на балу, где он сталкивается с «новыми и передовыми людьми», в числе которых Авдотья Никитишна Кукшина (Ирина Протасова), этакая нарочитая эмансипэ. Скучно! Ему, Базарову, отчаянно скучно в обществе подобных «единомышленников», с удовольствием подхватывающих форму и не видящих за ней содержания. А тут еще явление (иначе не скажешь, так выстроена сцена!) Одинцовой (Марина Климова) выбивает его из колеи раз и, как потом окажется, навсегда. И вот где-то к концу первого акта вдруг начинаешь замечать, что Базаров умен, образован, критичен, — отличные на самом деле качества, которые изначально не хочется замечать из-за его, мягко говоря, неприятного характера. Вслушиваешься в его слова и слышишь суждения, вполне здравые независимо от эпохи.

После этого совсем иначе воспринимается и его встреча с родителями. Люди с почти полным отсутствием эмпатии, с низким эмоциональным интеллектом рождаются вне зависимости от эпохи. Прибавьте к этому обожание родителей, готовых подстраиваться под сына, уверенных в его «великой судьбе» — и вот вам Базаров. Его даже не попытались научить любить или хотя бы донести до него, что чувства, любые добрые человеческие чувства и эмоции – это не слабость и не глупость, а испытывать их естественно. Сейчас бы, наверное, сказали, что Евгений не социализирован. Безоглядное обожание отца (Александр Федоров) и безусловная любовь матери (Марина Полозова), наложившись на врожденные качества характера Евгения сыграли с ним злую шутку, сделав Базарова, как бы парадоксально это ни звучало, совершенно неготовым к жизни.

Это интересно:  К открытию сезона в Театре магии и фокусов «Самокат»

Полное зрительское неприятие Базарова в начале спектакля сменяется интересом, а затем если и не пониманием, то в определенной степени сочувствием. Меняется Евгений на протяжении спектакля или просто раскрывается? Возможно, и то, и другое. Но ясно, что Базаров в начале спектакля и в конце — это совсем не одно и то же. По крайней мере, в финале смерти ему, даже в качестве воздаяния, не желаешь точно. Кажется, поживи Евгений еще немного — и понял бы нечто большее, чем то, чему учили в университете, что приносит «реальную пользу». Может, уже и начал понимать – шутливо «благословляя» влюбленного Аркадия (Алексей Анисимов), становясь чуть мягче и снисходительнее к родителям… Не успел.

Еще немного о спектакле

Если говорить о работе актеров, то спектакль «Отцы и дети» производит очень целостное, буквально монолитное впечатление. Это тот случай, когда нельзя выделить чью-либо игру и крикнуть отдельное «Браво!» в адрес конкретного исполнителя. Цельный, органичный ансамбль. Да и Владимир Золотарь отметил, что работать было легко, быстро возникло полное взаимопонимание с актерами: «У меня в конце работы иногда бывают мысли, что вот бы сегодня репетиции не было, голова бы, например, заболела… Здесь ни разу таких мыслей не возникало». Это первый опыт совместной работы питерского режиссера с Саратовским ТЮЗом и, глядя на результат, хочется верить, что не последний.

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

«Отцы и дети» - вне времени

Текст: Елена Имбирева

Фото: Наталья Поккине

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »